Статья из опыта работы "Сенсорное развитие детей младшего возраста"
статья по теме

Материал из опыта работы по сенсорному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего возраста

Попова Елена Александровна, воспитатель,

МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 1 «Лёвушка»,

г. Киселёвск Кемеровской области

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Первый год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

Второй  третий год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Четвертый год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий

Учитывая данные исследований по психологии и педагогик, свою работу с детьми 3-го года жизни построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка.

Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Изучив литературу по развитию сенсомоторики детей дошкольного возраста, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков: «Весёлые прищепки», «Подбери колеса к машине», «Посади бабочку на цветок», «Нанизывание колец по цвету», «Ладошки». Для их создания использовала самый доступный и простой материал: цветные карандаши, фломастеры, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, магниты, прищепки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. Привлекала к данной работе и родителей. При размещении игр в игровом пространстве группы учитывала поставленную задачу (научиться точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) и вариант её выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития.

Отмечу, что обучение в форме игры получается интересным, занимательным. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их сенсорного восприятия, что позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. У детей повысился интерес, они с удовольствием играют в подвижные и дидактические игры, как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными – это применение игрового метода для развития сенсорных способностей детей.

Следующим этапом работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые, как известно, в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на которых умственные, психические процессы протекают наиболее активно. При этом на протяжении всего периода работы по данному направлению большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. В связи с этим окружающий мир он воспринимает однобоко. «Вернуть» всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами в условиях группы ДОУ позволяет сенсомоторный уголок.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Такой уголок предназначен главным образом:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развитие мелкой моторики;
  • снятия мышечного напряжения, достижения комфортного самочувствия детей;
  • создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти;
  • повышения интереса к самостоятельной и экспериментальной деятельности малышей.

Сенсомоторный уголок используется как на организованных занятиях, так и в самостоятельной деятельности (игровой, поисково-экспериментальной). В подборе сенсомоторных материалов следует учитывать безопасность для жизни и здоровья детей.

Одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики. Развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. Упражнение с камешками, металлическими шариками, шершавыми предметами оказывают тонизирующее действие. Такие упражнения улучшают память, развивают координацию движений, снижают усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит, развивать речь ребёнка.

Итак, основными принципами сенсомоторного уголка являются:

  • доступность;
  • безопасность;
  • разнообразие объектов.

То есть чем большее число сенсорных систем используется в процессе воспитания и обучения детей, чем они доступнее для детей, тем эффективнее и успешнее происходит их развитие.

В сенсомоторном уголке нашей группы размещены следующие игры и предметы для организации игр и проведения упражнений:

1. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

  • «Сравни предметы по высоте»;
  • «Самая длинная, самая короткая» (ленты различные по длине по длине, цвету материалу)
  • «Разноцветные фигуры» (простейшие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) различные по количеству, цвету, материалу, величине);
  • «В какую коробку?» (пять видов игрушек разных размеров, пять разным коробкам в зависимости от размера)
  • «Дальше – ближе» (картинки с нарисованными предметами: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

2. Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  • «Какого цвета не стало» (разноцветные фигуры и предметы),
  • «Какого цвета предмет» (картинки различных предметов (помидор, яблоко, дом и т.д.) и разноцветные квадраты из прозрачного пластика). Задание: подобрать необходимый цвет для предмета.
  • «Собери гирлянду» (набор разноцветных фигур и карточки с образцами гирлянд). Задание: собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
  • «Какого цвета?..» (парные картинки с изображениями предметов одного цвета, различные по оттенку).

3. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Чудесный мешочек» (яркий цветной мешочек, в котором лежат мелкие предметы различные по фактуре материала, размеру);
  • «Платочек для куклы» («платочки» треугольной формы разные по фактуре материала, небольшая кукла);
  • «Узнай фигуру» (набор фигур из разных по фактуре материалов). Задание: на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.
  • «Найди пару» (парные предметы различные по форме, фактуре материала). Задание: на ощупь найти пары одинаковых предметов.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Форма» (картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму). Задание: найти предмет указанной формы.

«Геометрические фигуры» (картинки с изображением предметов, состоящих из геометрических фигур). Задание: назвать геометрические фигуры из которых состоит предмет.

«Найди пару» (картинки с изображением геометрических фигур и предметов по форме, похожих на эти фигуры).

«Что лишнее?» (карточки с изображением трёх, четырёх предметов, 2-3 из которых схожи по какому-либо признаку, а 1 отличается – «лишняя»).

Кроме того, в уголке присутствуют постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Для развития восприятия:

  • природный материал - горох, орехи, фасоль, греча, крупа, шишки, камни, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т.д.);
  • бытовые материалы - карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, зеркала, пуфики и т. д.
  • дидактические игры и материалы - различные мозаики, шнуровки, коврики, различные конструкторы («Фермер», «Лего», деревянный строитель, металлические и пластмассовые конструкторы), пластилин, тесто, глина, краски (гуашь, пальчиковые, витражные, акварельные), коврики, мячи, центр воды и песка, пальчиковый и кукольный театры, вкладыши, парные картинки, «умные фигуры» и т.д.

Слуховое восприятие - кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. - приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание - кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги - предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда - выпуклые буквы, цифры, различные фигурки - разные по форме мелкие предметы - различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

В результате проведённой работы высокого уровня сенсомоторного развития достигли 27% детей, среднего – 52%, на низком уровне остался 21% обследуемых детей. По оценке специалистов ДОУ дети овладели более рациональными приёмами обследования окружающего мира, у них активнее формируются знания об определённых сенсорных эталонах, повысилась работоспособность, познавательная и поисковая активность, улучшилось состояние общей и мелкой моторики.

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. [Текст] /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, М.: Просвещение, 1988. – с. 237.
  2. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.З., Ковалёва, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст] / Е.Ф. Войлокова, Ю.З. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва, М.: Просвещение, 2002. – с. 217.
  3. Высокова Т.П. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст] /Т.П. Высокова, Волгоград: Учитель, 2010. – с. 118.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. [Текст] /Под ред. JI.А. Венгера, М.: Просвещение, 1973. – с. 184.
  5. Каралашвили, Е.А., Антоненкова, О.В., Малахова. Н.Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада [Текст] /Е.А. Каралашвили, О.В. Антоненкова, Н.Е. Малахова. Ж-л «Справочник старшего воспитателя», № 5-2008. – С. 10-11.
  6. Михайлова 3.А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] /З.А. Михайлова, СпБ.: Детство-Пресс, 1999. – с. 163.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."

На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевреме...

Обобщение опыта работы По теме: «Система сенсорного развития детей младшего возраста"

Развитие снсорных способностей у детей младших дошкольников. Этапы развития....

Физическое развитие детей младшего возраста из опыта работы воспитателя.

Физическое воспитание это одно из направлений федеральных государственных требований. Оно предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физ...

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»

Обобщение педагогического опыта «Гендерное развитие детей младшего возраста»...