Статья : "Формирование зрительного внимания у детей младшего возраста с задержкой психического развития."
статья по логопедии (младшая группа) по теме
На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевременного формирования такого психического процесса – как зрительное внимание. И самое главное заключается в том, что этот процесс – неотъемлемая часть формирования всех остальных неречевых психических функций ребёнка, таких как – мышление, память, сенсорные и элементарные математические представления, пространственная и временная ориентация, мелкая моторика. Как через призму, через зрительное внимание мы коррегируем психические процессы, формируем их, развиваем через дидактические игры. Учитывая важность этой темы и замеченная мною особенность того, что зрительное внимание у детей с ЗПР развито более слабо, чем слуховое, я и решила заняться этой темой более углублённо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yushnikovoy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтатья:
Формирование зрительного внимания у детей младшего
возраста с задержкой психического развития
На протяжении 34 лет работы учителем-дефектологом, применяя различные программы и способы обучения, обследуя и проводя диагностику, я убедилась в огромной важности правильного и своевременного формирования такого психического процесса – как зрительное внимание. И самое главное заключается в том, что этот процесс – неотъемлемая часть формирования всех остальных неречевых психических функций ребёнка, таких как – мышление, память, сенсорные и элементарные математические представления, пространственная и временная ориентация, мелкая моторика. Как через призму, через зрительное внимание мы коррегируем психические процессы, формируем их, развиваем через дидактические игры. Учитывая важность этой темы и замеченная мною особенность того, что зрительное внимание у детей с ЗПР развито более слабо, чем слуховое, я и решила заняться этой темой более углублённо.
Вся суть моей работы сводится к тому, чтобы:
- проследить влияние зрительного внимания на коррекцию других психических процессов;
- отметить особенности формирования зрительного внимания у детей с ЗПР;
- представить составленное мною календарное планирование работы учителя-дефектолога в группе детей с ЗПР, в котором «красной нитью» прослеживается формирование зрительного внимания;
- разработка дидактических игр на формирование зрительного внимания для детей младшего возраста с ЗПР;
- кратко осветить вопрос о сущности зрительного внимания.
Зрительное внимание
Мышление Память Сенсорика и ЭМТ Пространственная и Мелкая
временная ориентация моторика
Так что же такое внимание?
Цитируя понятийно-терминологический словарь логопеда под редакцией профессора В.И. Селивёрстова (Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997), можно отметить, что это – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным.
Виды внимания
Виды внимания | Условия возникновения | Основная характеристика | Механизм |
Непроиз- вольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя | Непроизвольность, лёгкость возникновения и переключения. | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи. | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь). |
После- произвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес. |
(Схема А.А. Осиповой)
В.И. Селивёрстов отмечал следующие виды внимания – двигательное, интеллектуальное, непосредственное, непроизвольное, опосредованное, послепроизвольное, природное, произвольное, социально обусловленное, чувственное.
Нарушение внимания – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют следующие виды нарушений: сужение объёма внимания, когда одновременно ребёнок может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.
Объём внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Для измерения объёма внимания используют специальные приёмы и тесты. С возрастом объём внимания расширяется. Объём внимания взрослого человека составляет от четырёх до семи объектов одновременно. Однако объём внимания – величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объёма внимания у детей является цифра 3+, -2.
Устойчивость внимания - его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая даёт положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
- первоначальное вхождение в работу;
- достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путём волевых усилий;
- снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряжённого внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчётливым.
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределённое внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Дошкольник плохо распределяет внимание, у него ещё нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребёнка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределённому вниманию формируется в процессе практической деятельности путём упражнений и накопления соответствующих навыков.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения. Ребёнку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять её содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.
Нарушения внимания
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психологической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребёнка с окружающими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся:
- неспособность сохранять внимание: ребёнок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объёма внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).
Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чём-либо определённом в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:
- в неспособности к сосредоточению;
- в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Чрезмерная подвижность внимания – малая подвижность внимания, патологическая её фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребёнка в течение шести и более месяцев:
- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться обращённую к нему речь;
- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребёнок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Развитие внимания в детском возрасте
Развитие внимания в младшем возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности.
Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание».
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
- первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
- к концу первого года жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
- начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;
- во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями детям в возрасте до трёх лет практически недоступно;
- в 4,5 – 5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
- в 5 – 6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.
Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети всё своё внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то дети не замечают её. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети всё в большей степени становятся способными сосредоточить своё внимание на главном, основном, существенном.
Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трёх умений:
- принятие постепенно усложняющихся инструкций;
- удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
- развитие навыков самоконтроля.
При организации коррекционно-разивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более лёгкому восприятию);
- организация занятия (чёткое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);
- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа не захватывает ребёнка);
- последовательность и систематичность требований взрослого;
- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребёнка.
Самое главное, что именно младший возраст – благодатное время для коррекции неречевых психических процессов посредством формирования зрительного внимания. Например, вид мышления, присущий младшему возрасту – мышление наглядно-действенное. Это вид мышления, направленный на решение практических задач посредством зрительного изучения ситуации и практического действия в ней с материальными предметами.
Вид памяти детей младшего возраста – механическая и образная. Это память на определённые образы, например зрительные.
Ориентировочные реакции – совокупность сенсорных реакций совместно со зрительным вниманием, направленных на лучшее восприятие изменений внешней или внутренней среды.
Коррекция мелкой моторики зависит от формирования зрительного внимания. Работа проходит под контролем зрительного анализатора, усидчивости, зрительного внимания, при способности к его переключению и концентрации.
Особенности детей с задержкой психического развития
Учитывая, что работу над зрительным вниманием я строю с детьми с задержкой психического развития, кратко рассмотрим их особенности.
Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций. Рассматриваются типы задержки психического развития:
- конституционального происхождения;
- психогенного происхождения;
- соматогенного происхождения;
- церебрально-органического происхождения.
ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей. Её относят к «пограничной» форме дизонтогенеза. Для таких детей характерны замедленный темп созревания психических структур, различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
В психической сфере ребёнка с ЗПР отмечается сочетание дефицитарных функций с сохранными. В одних случаях у ребёнка страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – внимание, особенно зрительное. По мнению исследователей, ЗПР является сложным полиморфным нарушением.
Принципиально важным для коррекционной педагогики является положение Л.С. Выготского об общности закономерностей развития нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с задержкой, т.е. психическое развитие проходит те же стадии. В соответствии с этим подходом обращается внимание на последовательность смены ведущего вида деятельности, определяется переход от одной стадии к другой.
Мы подошли к тому, что я уже подчёркивала в своей работе. Это то, что в младшем возрасте важнейшим и ведущим видом деятельности является принцип наглядности. А решение этих задач невозможно без формирования зрительного внимания ребёнка младшего возраста с ЗПР.
Дошкольный возраст - период формирования у ребёнка действий, которые проявляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего и дошкольного возраста. Поэтому прослеживается явная зависимость сенсорной недостаточности, свойственной детям с ЗПР, и уровня овладения ими предметной деятельностью. Дети не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не используют «поисковую», результативную пробу. Им требуется специальное обучение зрительным формам ориентировки в задании. Несформированность зрительных ориентировок отрицательно сказывается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью, на развитии математических представлений и т.п. (Л.Б. Баряева, Н.Ю. Борякова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова и др.).
Восприятие ребёнка с проблемами отличается замедленностью и фрагментарностью, нарушениями зрительного и слухового внимания, сосредоточенности. Идентификации и группировка по различным признакам (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.).
В психолого-педагогической литературе отмечаются существенные нарушения функционирования отдельных анализаторов у детей с проблемами в сенсомоторном развитии (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), что препятствует развитию игровой деятельности. Дети, у которых ослаблены межсенсорные, в том числе зрительно-двигательные координации, как правило, плохо рисуют, не замыкают линии, не совмещают предметы и картинки в процессе наложения и приложения для соотнесения по количеству, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить разрезанную картинку и т.п.
К наиболее характерным особенностям представлений детей дошкольного возраста с ЗПР можно отнести нечёткость, слабость систематизации и малую динамичность, трудности актуализации адекватных представлений, фрагментарность, неполноту и слабое удерживание в памяти пространственно-величинных отношений воспринимаемых объектов (С.Г. Ералиева, С.Д. Забрамная, Л.А. Пепик и др.).
Нарушение взаимодействия сигнальных систем у детей с ЗПР проявляется в том, что в процессе сложной аналитико-синтетической деятельности словесная система теряет свою организующую функцию в образовании общих представлений и понятий (Р.И. Лалаева, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова и др.). У детей отмечаются особенности взаимодействия представлений с образами воспринимаемых объектов и между собой, выявляются схематизированность и неконкретность решения задач, требующих наглядно-образного мышления (Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева и др.). Это, в свою очередь, ведёт к нарушению целенаправленности деятельности детей. Они, как правило, приступают к выполнению задания без предварительной ориентировки в нём, без активной мыслительной работы «над планом» (Б.И. Пинский). При возникновении затруднений они «соскальзывают» в сторону от первоначально поставленной цели, производя действия, далёкие от необходимых.
Своеобразие эмоционального и социально-личностного развития детей с ЗПР проявляется в том, что на фоне общей эмоциональной обеднённости имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному «заражению», подражанию, слабая реакция на «новизну», недостаточность мотивационно-волевой готовности к обучению. Такой ребёнок не проявляет интереса к сверстнику, поэтому не может овладеть средствами межличностного взаимодействия, кооперативными умениями, партнёрскими отношениями (О.П. Гаврилушкина, Л.В. Кузнецова и др.). Дети находятся рядом друг с другом, но не взаимодействуют. Все вопросы, возникающие в процессе взаимоотношений, решаются с помощью взрослого. Они не могут самостоятельно начать игру в коллективе сверстников, что относится и к играм, направленным на сенсомоторное развитие, среди которых важное место занимают игры с природным материалом, игры с бытовыми предметами-орудиями, конструктивные и другие игры.
У детей с ЗПР отмечается своеобразие мыслительной деятельности, которое детерминировано различным расхождением и несогласованностью уровня их актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». В мышлении наиболее отчётливо проявляются недостатки всей познавательной системы детей, то есть мышление является центральным звеном не только в структуре сознания, но и во всей совокупности психических функций (Л.С. Выготский).
Для детей с ЗПР также характерны недоразвитие внутренней речи, нарушение последовательности и «стройности» мышления. Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью и с выраженной склонностью к персеверациям (Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, И.М. Соловьёв, Е.А. Стребелева и др.).
Недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственные представления, отмечаются нарушения в ориентировке в схеме собственного тела на наглядном уровне, слабое владение словесными обозначениями пространственного расположения частей тела. Наиболее доступны детям ориентировки в пространственном расположении относительно себя на наглядном уровне. В то же время действия по словесной инструкции или самостоятельное определение и называние пространственных отношений вызывает у них значительные затруднения. Дети неспособны использовать знание схемы собственного тела при определении расположения объектов относительно себя. Они испытывают трудности в определении пространственных отношений между несколькими предметами («между», «вокруг») на наглядном уровне. Им сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления – справа и слева от другого объекта (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, З.М. Дунаева, Л.Н. Лезина, Л.А. Пепик и др.).
Для детей с ЗПР характерно отсутствие интереса при выполнении игровых заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания, они не могут правильно оформить ответ и т.п. Дети практически не обращаются к взрослому за помощью, но охотно принимают её. Слабое внимание к речи взрослого сочетается, как правило, с большим количеством хаотических манипуляций, малоосмысленных действий, имеющих по сути характер процессуальных. Они с трудом выполняют игровые задания, требующие сочетания внешнего и умственного действий, особенно системы умственных действий.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о достаточно глубоком изучении особенностей формирования игровой деятельности у детей – дошкольников с задержкой психического развития. Можно выделить базовую основу развития игровой деятельности – игры на развитие зрительного внимания с природным и рукотворным материалом, которые организуются на начальном этапе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...
Статья "Специфика монологической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Пре...
Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...
Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная консультация раскроет несколько действенных способов развития памяти для детей с ЗПР дома в игровой форме. Представлена картотека игр по развитию памяти у детей дошкольног...