Обобщение опыта работы По теме: «Система сенсорного развития детей младшего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Развитие снсорных способностей у детей младших дошкольников. Этапы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорное развитие | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
По теме: «Система сенсорного развития детей младшего возраста"
Слайд 1: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Слайд 2: Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Слайд 3, 4, читать
Слайд 5: Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Слайд 6: Цель работы: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
На этой основе выделяются следующие задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
В нашей группе находятся дети 2 – 3 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я как педагог должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Слайд 7: В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.)
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Слайд 8: Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, кубики, мозаику, и т. д.) . Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (использование шнуровок) ;
Слайд 9: По коридору оформила уголок сенсорики. (На слайде прочитать)
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.
Слайд 10: Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно:
-на первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры:
Слайд 11: «Принеси такой же мячик» «Кубики» «Собери пирамидку» «Мозайка» «Назови цвет»
На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
Слайд 12: На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики) .
Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Слайд 13: Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия.
Слайд 14.
Литература.
- Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
- Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
н/Д.: «Феникс», 2004. - Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988. - Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973. - Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:
«Просвещение», 1984. - Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.:
«Творческий центр»,2001. - Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников», М.,2001. - Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
№2-2005,тема номера «В гармонии с природой». - Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».
Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.:
«Айрис-пресс»,2006.
10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий
центр: Сфера»,2004.
- Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
13. Н.Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-
Пресс», 1999.
14. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.
15. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников»,
СпБ.: «Акцидент»,1997.
16. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста», М.,1983.
17. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском
Саду» №3-2007.
18. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией
Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Эстетическое воспитание детей....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»
Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...
Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".
quot; Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития"....
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....