Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке
методическая разработка (младшая группа) по теме
Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
во 2 младшей группе
ЦЕЛЬ: способствовать проявлению у детей избирательных интересов и потребностей.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● знакомство со свойствами сухого и влажного песка ● определение пригодности песка на ощупь, по цвету ● наблюдение за насекомыми /муравьями/ ● сказка: В.Бианки «Лис и мышонок» ● «Спасем мышат» ● «Вкусная кашка» /вода + песок/ ● Побродим по листьям /листья под ногами шуршат/. Слышите, как они шуршат ● наблюдение за следами: ― обувь человека ― следы птиц ― следы животных /кошки, собаки/ ― след дождя ● «Великан – гора» | ● оборудование: ― совки ― ведерки ― формочки ● основа: ― холмик /с помощью воспитателя/ ● вырезывание ― вход в домик /совком с помощью воспитателя/ ● обыгрывание с внесением игрушек – животных ● основа ― ровная поверхность ● обыгрывание с помощью внесения яркой игрушки ● формирование кучи - формы | ● обучение: ― правилам засыпания песка в емкость /от воспитателя/ ― уплотнение песка в формы различной емкости /ведерки, формочки/ ― показ приема украшения холмика различным природным материалом /шишка, камушки и др./ ― научить выкладывать узор, соблюдая равное расстояние ― учить детей насыпать небольшие кучки песка, сгребая его с помощью совков, утрамбовывать ― научить по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны ― поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения /как машинки, змейки, санки/ ― пройтись ладошками по проложенным трасам, оставляя на них свои следы ― создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира /ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик/ ― пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после одновременно ― наблюдение загадочных следов. Чьи они? ― упражнять в формировании и уплотнении кучки песка с помощью совков и лопаток. Учить набивать мелкие формочки песком, утрамбовывать и переворачивать |
2 квартал | ||
● Игры с вертушками: ― игра – соревнование «Чья вертушка дольше провертится?» ● Разноцветные льдинки. Цель: показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лед /твердый, холодный, блестящий, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерзла; хрупкий при падении может расколоться на куски/. Цветные льдинки красивые, блестящие, сверкают, в них можно играть. ● Снег /свойства/: ― подбросить снег, какой он? /сыпучий, сухой, лепить нельзя/ ― в оттепель мокрый, липкий /можно лепить снеговика, пирожки, снежки/ ● Снежинка: ― какая? /легкая, пушистая, белая, …/ ― села на ладошку и пропала. Куда? ● Сосульки. Какие? /длинные – короткие, тонкие – толстые/. Под лучами солнца тают и поют свою песенку: кап – кап! /подставить пустое ведро/ ● Выкладывание снега на асфальт. Наблюдение за превращением снега в лужицу с ручейками. Ручейки можно перешагнуть. Наблюдение за движением воды. Использование природного материала. |
| |
3 квартал | ||
● игры с круглыми предметами /шары, мячи, колечки/ ● чтение сказки: ― В.Сутеева «Разные колеса» ● «Кошкин дом» С. Маршак ● рассматривание различных угощений ● сюжетно – дидактическая игра «Мы печем, печем, печем» ● чтение сказки: ― «Круть и Верть» ● вспомнить песенку: ― «Я пеку…» ● стихотворение: ― А.Белая «Чаепитие» ● Игры с мыльными пузырями. Мыльные пузыри легкие, прозрачные, все переливаются. Очень хрупкие и быстро лопаются ● Опыт: ― что гладкое /камешек/ ― что шероховатое /ракушка/ ― что колется /шишка/ ● Пух и перья. Определить не глядя, к какой части тела прикоснулись легкой пушинкой; подуть на пушинку, как можно дольше удерживать ее в воздухе; проводя пушинкой по ушку, послушать, как она шуршит. ● Игры с мыльными пузырями ― « У кого получится самый большой пузырик», «Чей пузырик поднимется выше всех» | ● оборудование: ― формочки ― пластмассовые игрушки с четкой формой ● учить выемке ● оборудование: ― формочки ― баночки ― крышечки ― украшения /косточки, семена, крупа, мелкие камешки, ракушки/ | ● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка ● дополнить и обыграть работу ● показ приемов лепки ● рассматривание различных по высоте, форме пирожков ● обучение способам украшения готовых изделий, их чередование ● поощрять самостоятельность детей |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
в средней группе
ЦЕЛЬ: продолжать учить делать различные постройки из песка, знакомить с его свойствами.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● наблюдение: ― за жучками ― за пчелами ― за муравьями ● чтение: ― котята ― щенята ― мышата ● сказки: ― В.Бианки «Лис и мышонок» ― В.Сутеев «Кто сказал «Мяу» ― С.Маршак «Глупый мышонок» ― Пляцковский «Разноцветные зверята» ● рассматривание камней различной формы ● игры с круглыми предметами: ― мяч /всех видов/ ― шарики ― кольца ● наблюдение за следами: ― обувь человека ― следы животных ― следы птиц ● рассматривание узора в круге, квадрате, прямоугольнике | ● оборудование: ― совки ― лопаты ― формы от пластмассовых бутылок ● основа: куча /самостоятельно/ ● дополнение с помощью форм /ограждение, маленькие домики, будка, муравейник и т.п./ ● вырезывание – вход в домик /совком, с помощью воспитателя/ ● обыгрывание с внесением игрушек – животных ● оборудование: ― формочки ― донышки бутылок сложной формы ― пластмассовые игрушки с четким профилем ● основа: ― ровная поверхность | ● лепка с детьми старшей группы ● показ приема дополнения кучи куличками ● научить выкладывать узор, соблюдая простой ритм ОоОо ● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка ● дополнить и обыграть работу ● использовать внесение красивой игрушки, картинки, украшения |
2 квартал | ||
● Ветер /игры/: ― шуршат ленточки на ветру. Почему шуршат ленточки? ― вертушки; ― качаются деревья; ― подбросить и посмотреть, как кружатся и летят листья; ― послушать, как подвывает ветер и подражание ему: « Ввв! Ууу!» /развитие артикуляционного аппарата/. ● Разноцветные резинки: ― натягивать резинки на различные предметы /кубики, кирпичики/; ― подвешивать к резинкам грузики разной тяжести, смотреть, как они растягиваются; ― извлекать звук из растянутой резинки, растягивать их – «играть на гармошке». ● Лед /свойства/: ― потрогать. Какой он? /холодный, твердый, скользкий/. Для кукол сделать горку, полить водой; ― бросить о землю. Вывод. ― подержать в руке. Что случилось? ― что холоднее. Мяч или лед? ― что тяжелее: ведро снега или льда? Игры с цветными льдинками /рассмотреть их, украсить постройки из снега/. ● Снег: ― измерить глубину снега с помощью мерки /палочки с деления/; ― набрать снег в ведерко, принести в группу. Что случилось со снегом? Почему вода грязная? ― свойства снега /легкий/; ― игры: ◘ сдуть с веточки; ◘ сдуть с варежки; ◘ сдуть со скамейки; ◘ сдуть с заборчика; ◘ покружиться как снежинка, полетать. ● холодный ― подержать снег в руке. ● пластичный /лепка из снега снеговика, зайчика, пирожков/ ● Снежинки: ― рассмотреть форму; ― сравнение друг с другом; ― посмотреть через лупу /на черном листке/. ● Следы: ― Куда ведут следы? ― Сравнить след воспитателя и ребенка; ― Рассмотреть след /разный рисунок/; ― Определить большие и маленькие следы путем наложения и приложения; ― Чьи следы нашли дети? /машины, птиц, собаки/; ● Использованная фотопленка: ― сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; ― рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке. | ||
3 квартал | ||
● Сосульки: ― Как они образуются? ― Из чего? ― Какая она? /скользкая, холодная, тает в руке/. ◘ Опыт: принести в группу, что произошло? ◘ Опыт: вынести воду на улицу. Что произошло? Когда вода быстрее замерзнет в морозный день или в оттепель? ◘ Опыт: рассматривание снега через цветные стеклышки. ◘ Рисование цветной водой на снегу. Украшение сугробов и снежных построек. ● Потепление ◘ Опыт: потрогать предметы, нагретые лучами солнца: ― скамейка; ― одежду; ― домик; ― подставить лицо солнечным лучам; ― здание детского сада; ― дерево. ― Что почувствовали? Почему? ● Таяние снега ― слепить и оставить на скамейке снежные фигурки. Что произойдет? ● Игры с ветром: ― с султанчиками; ― с вертушками; ― с ленточками; ― с полиэтиленовыми пакетами. ● Игры с ручейками: ― соединение; ― строительство запруды; ― пускание лодочек из бумаги, коры дерева, ореховых скорлупок; ― тонет – плавает, плавает – застревает. ● Лужи: ― рассматривание; ― в луже отражаются: небо, облака, разные предметы; ― что случится, если бросить камень? ― измерение с помощью палочки. ● рассматривание угощений, выпечки, оформление блюд /книги и открытки по кулинарии/ ● сюжетно – дидактическая игра: ― «Готовим обед» ― «Заварим чай» ● чтение: ― Д.Хармс «Самовар» ● стихотворение «Щи» ● сказка «Круть и Верть» ● стихотворение: ― А.Белая «Пироги и плюшки» | ● оборудование: ― формочки ― украшения /пробки, косточки, пластмассовые кружочки и т.п., камешки/ ― крышки от ведер /для заполнения влажным песком/ ● панно: «Праздничный стол» ● мотив: ― «Праздник для гостей» ― «День рождения» ● приемы: ― вдавливание, чередование узора | ● показ вариантов использования различных украшений, возможности чередования ● рассматривание готовых работ /воспитатель, старшие дети, более опытные ребята/ ● поощрять проявление фантазии, творчества ● поддерживать желание играть друг с другом /совместная игра/ ● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
в старшей группе
ЦЕЛЬ: учить детей усложнять постройки. Обогащать сенсорный опыт. Воспитывать уважение к труду сверстника, к результату работы.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● рассматривание различных: ― дорог на улице ― иллюстрациях ― видов мостов, их использование ● подвижные игры: ― «Пойдем в гости» /ходьба/ ― «Проползи по мостику» ― «Не задень» /ползание/ ● темы по изобразительному искусству: ― «Помоги мышонку добраться до норки» /рисование дорожки/ ― «Поможем Ежонку перебраться на другой берег» ● чтение: ― стихотворение Н.Пикулевой «Лисий хвостик» ― стихотворение Д.Хармс «Упрямые козлы» ― стихотворение А.Белая «Дорожка» Исследования: ● Что такое песок? Цель: познакомить детей с качествами и свойствами песка; изменением его свойств от степени влажности посредством наблюдения и экспериментирования. √ Наблюдение «Какой песок» √ Опыт 1 «Свойства песка» √ Опыт 2 « Какой песок тяжелее?» √ Рисование цветным песком на картоне /бумаге, дощечке/, покрытом клеем. ● Глина ― природный материал. Цель: познакомить детей с глиной, ее особенностями. Обогащать сенсорный опыт. Учить бережно обращаться с предметами из глины. √ Сравнительное наблюдение песка и глины √ Обследование глиняного теста ● «Что такое камень?» √ Обследование камней /лупа/ √ Выявление свойств камня /величина, окраска, плотность/ | ● оборудование: ― пластины /деревянные и пластиковые/ ― дополнительный материал для украшений: √ флажки √ колпачки для заборчика, ограждений, бортиков ● панно «Улица игрушечного города» ● приемы: ― лопаткой }дорожки ― ладонью ― укладывание пластин через канавку } мостик ― изогнутая пластина | ● совместная игра от опытного ребенка → к малоактивному ● совместные постройки со взрослым ● поощрять проявление фантазии, творчества ● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой |
2 квартал | ||
● Ветровые бумажные бабочки, которые машут крыльями на ветру, подвешиваются в разных местах ● Игра с солнечным зайчиком. Ловля солнечного луча. ● Снег разного цвета /в зависимости от погоды, через очки с цветными стеклами/ ● Цветные ледяные гирлянды ● Зимние следы на снегу /следы животных, ветки, ягод/ ● Печатание на снегу /формы/ ● Город снежных человечков ● Подкрашивание снега красками ● Опыты с шариком: ― надуть ― отпустить ― что произошло? ● «Как появляются мыльные пузыри» ― опыт
| ||
3 квартал | ||
● «Секрет пекаря» /формы, усложнения/ Цель: учить «печь» пироги с начинкой, придумывать различную начинку. ● «Песочная башня» /куча, вырезывание/ Цель: упражнять в формировании кучи песка определенной формы ● «Забавные фигурки» /полые формы/ Цель: учить наполнять полую форму песком и осторожно вынимать ее. Упражнять в украшении поделок. ● «Мишка – топтыжка» /работа с крупными формами/ Цель: учить делать мордочку медвежонка с помощью крупной формы. Набивать форму песком достаточной влажности. ● «Проложим железнодорожный мост» Цель: закрепить умение строить дорогу. Учить делать насыпи для моста. ● «Горка для кукол» Цель: учить придумывать расположение построек, лестниц, заборчиков. Передавать особенности горки /высокая, крутая, с перилами/ ● «Подземная дорога» /выемка песка/ Цель: учить детей усложнять дорогу дополнительными постройками /автобусная остановка, подъем, спуск, мост, заборчики вдоль дороги, фонари, дома/. Учить делать насыпь. ● «Замок волшебника» /куча, лестница/ Цель: учить придавать куче форму замка. Учить строить лестницу, размещая пластины на определенном расстоянии друг от друга. ● «Заюшкина избушка» Цель: учить заполнять крупную полую форму, хорошо утрамбовывать песок и аккуратно снимать форму. ● «Строим город из песка» Цель: учить строить дома различной высоты и формы с помощью полых форм. Планировать улицу города, украшать постройки и обыгрывать с фигурками человечков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Перспективное планирование организованной деятельности на прогулке 1-ой мл.гр. «Теремок»
МесяцНаблюдениеИгровая деятельностьЖивая природаНеживая природаДидактические игрыПодвижные игрысентябрьРассматривание цветов на клумбе. Познакомить с названиями отдельных растений, у...
Перспективное планирование исследовательской деятельности
Перспективное планирование исследовательской деятельности в старшей группе...
Перспективное планирование подвижных игр на прогулке (Подготовительная группа)
Материал предназначен для воспитателей...
Перспективное планирование по физкультуре на прогулке в средней группе
Перспективное планирование по физкультуре на прогулке...
Перспективное планирование исследовательской деятельности
Ежемесячный план работы по организации исследовательской деятельности....
Перспективное планирование образовательной деятельности на прогулке детей предшкольного возраста в ДОУ
Планирование прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в доу...