Развитие игровой активности дошкольников.
консультация по теме

Домашкина Анастасия Владимировна

Виды детской активности, методы активизации детей, формы игровой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие игровой активности37.81 КБ
Файл Презентация277.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»

Доклад

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №74

общеразвивающего вида»

Домашкина А. В.

Сыктывкар, 2012

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.

Признаки активности:

  • Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
  • Определяется наличием собственной цели;
  • Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности. 

Виды детской активности

Содержание

Поисковая

активность

Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний

Познавательная активность

Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Творческая

активность

Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности

Двигательная

активность

Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем

Социальная

активность

Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность

Таким образом, мы видим, что в  основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.

Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.

Методы активизации собственной деятельности детей включают:

  • проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
  • неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что  высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
  • постановку творческих задач.

Для развития собственной внутренней активности ребенка  определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:

  1. разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
  2. внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
  3. создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
  4. обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

1. Методы активизации детей.

Методы активизации

Цель

Содержание

Метод творческих заданий

Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность)

Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач

Метод развивающего дискомфорта

Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность)

Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации

Метод экспериментирования в исследовательской ситуации

Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность)

Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах.

2.  Нетрадиционные формы игровой деятельности.

Нетрадиционные формы игровой деятельности

Значение, цель

Задачи

Сюжетно-ролевая игра «Банк» - «Бизнес-класс» для дошкольников

Развитие социальной, личностной и творческой  активности.

Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием

Социальная активность:

- содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития;

- воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.);

- возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков);

- овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками;

- эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир.

Личностная активность:

- возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.)

- нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим).

Творческая активность:

- выдвижение собственных творческих идей;

- создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры;

- придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов;

- использование в игре нетрадиционного игрового материала.

Пространственная игра

Реализация потребности в движениях.

Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве

- моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством;

- изучение возможностей своего тела через движение;

- освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности;  

- развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости;

- получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования;

- осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению;

- создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности;

- развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним;

- решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.).

Режиссерская игра

Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках

- получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину;

- уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями;

- осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь;

- осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем;

- обмен опытом.

Игра - соревнование

Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения

- активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений;

- развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу;

- формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры.

Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима

Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым.

- получение опыта и возможности перевоплощения;

- реализация собственных чувственных переживаний;

- развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности;

- открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым;

- поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику;

- снятие страха публичных выступлений;

- проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим.

Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.

Функции предметно-пространственного мира:

  1. Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
  2. Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.

Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:

  1. включает элементы новизны;
  2. является многофункциональной;
  3. содержит умеренный элемент риска.

Характеристика окружающей среды

Окружающая среда

Признаки и функции

Недостатки

Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность

Статичная среда

- Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых.

- Неизменна и постоянна во времени и пространстве.

- Создает ощущение порядка и безопасности.

- Не способствует активности и поисковому поведению.

- Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности

- Объекты окружения перестают воздействовать на человека

1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты;

2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений;

3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства;

4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.

Динамическая среда

- Способствует поисково- познавательной активности

- Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства

Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.

  1. Наличие свободного сегмента пространства.

Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.

  1. Организация «склада ненужных предметов».

Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью "найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.

  1. Передвижные сегменты.

Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:

- имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;

- часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;

- имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;

- угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;

- бассейны обычные и «сухие», песочницы;

- реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;

- большие конструкторы, Лего и т.п.;

- живые объекты – передвижной зоопарк;

- выставки игрушек по теме.

Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.

  1. Многофункциональность.

Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.

  1. Трансформируемость.

Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.

  1. Элементы новизны.

Своевременное изменение среду педагогом через:

- внесение нового материала, расширяющего интересы детей;

- новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.

  1. Личное пространство.

Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.

  1. Универсальность.

Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.

Для развития творческой активности старших дошкольников  большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;

- игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;

- игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;

- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

- исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;

- сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.

В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.

Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.

(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.

Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.

Приложение к журналу «Управление ДОУ»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие игровой активности дошкольников Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» Домашкина Анастасия Владимировна

Слайд 2

Виды детской активности Виды детской активности Содержание Поисковая активность Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. Познавательная активность Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Творческая активность Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. Двигательная активность Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем . Социальная активность Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.

Слайд 3

Методы и формы развития внутренней активности ребенка

Слайд 4

Методы активизации Методы активизации Цель Содержание Метод творческих заданий Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач Метод развивающего дискомфорта Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации Метод экспериментирования в исследовательской ситуации Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах.

Слайд 5

Нетрадиционные формы игровой деятельности Нетрадиционные формы Значение, цель Задачи Сюжетно-ролевая игра «Банк» - «Бизнес-класс» для дошкольников Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием Социальная активность: - содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; - воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); - возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); - овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; - эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: - возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) - нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: - выдвижение собственных творческих идей; - создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; - придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; - использование в игре нетрадиционного игрового материала.

Слайд 6

Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Пространственная игра Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве - моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; - изучение возможностей своего тела через движение; - освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; - развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; - получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; - осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; - создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; - развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; - решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности , робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.).

Слайд 7

Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Режиссерская игра Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках - получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; - уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; - осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; - осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; - обмен опытом. Игра - соревнование Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения - активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; - развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; - формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры.

Слайд 8

Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. - получение опыта и возможности перевоплощения; - реализация собственных чувственных переживаний; - развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; - открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; - поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; - снятие страха публичных выступлений; - проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим.

Слайд 9

Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка

Слайд 10

Характеристика окружающей среды Окружающая среда Признаки и функции Недостатки Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность Статичная среда - Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. - Неизменна и постоянна во времени и пространстве. - Создает ощущение порядка и безопасности. - Не способствует активности и поисковому поведению. - Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности - Объекты окружения перестают воздействовать на человека 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. Динамическая среда - Способствует поисково- познавательной активности - Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства

Слайд 11

Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность Наличие свободного сегмента пространства Организация склада «ненужных предметов» Передвижные сегменты Требования к организации окружающей среды, развивающей активность Многофункциональность Трансформируемость Элементы новизны Личное пространство Универсальность

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой активности дошкольников

На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитие ребёнка имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие игровой активности дошкольников

Презентация "Развитие игровой активности дошкольников"....

«Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности».

laquo;Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности». Мастер-класс для педагогов....