Схема обследование ребёнка с общим недоразвититем речи
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(от 4 до 7 лет)
Составители Н.В.Серебрякова, Л.В.Соломаха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rebyonka_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Захарова Т. М.,
Учитель-логопед МКДОУ д./с №206 компенсирующего вида,
г. Новосибирск
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
(от 4 до 7 лет)
Составители Н.В.Серебрякова, Л.В.Соломаха
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ) ______________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Из какого д/с поступил ____________________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в речевую группу ________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от ________________________________________
Протокол № __________________ Принят на срок ____________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед ___________________________
Решением РМПК от ______________________________________________________________
выпускается с _____________________________________________________________ речью
в _____________________________________________________________(вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск _________________________________________________________
Члены РМПК ___________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Анамнез
Мать __________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребёнка)
Отец __________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребёнка)
Наследственные заболевания _____________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________
_______________________________________________________________________________
От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________
_______________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________
_______________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________
_______________________________________________________________________________
Когда закричал ребёнок __________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________
Вес и рост при рождении _________________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ____________________________________________________
Как взял грудь _____________________________________________________________
Как сосал _________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________
Грудное вскармливание до _______________________________________________________
Когда выписались из роддома ____________________________________________________
Если задержались, то почему _____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Раннее развитие
Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
После года:
До 3 лет __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
после 3 лет ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствие с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление _______________________________________________________________________
Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)
Характер лепета ________________________________________________________________
Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)
Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет _______________
__________________________________________________________________________
- грубые аграмматизмы после 3-х лет _________________________________________ __________________________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно______________________________________
Использование жестов ___________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________
Результаты логопедической работы ________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1.Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)________________________________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________________________________________________________________________
2.Восприятие и воспроизведение ритма (- дл.звук, . кор.звук):
от 4 до 5 лет (из 4-х элементов): --.., -..-, ..--, …-, -… _____________________________
от 5 до 7 лет (из 5-ти элементов): --..-, -..--, --…, …-- _____________________________
3.Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий ________________________
_______________________________________________________________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов: розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____________________________________________________________________
б) показ основных цветов ________________________________________________________
4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо __________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____
_____________________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4-5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________________________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек __________________________________________________
5.Состояние общей моторики:
- сила движений _______________________________________________________________
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений ______________________________________________________________
- координация движений _______________________________________________________
- переключение от одного движения к другому ____________________________________
6.Состояние ручной моторики:
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений ______________________________________________________________
- синхронность движений правой и левой руки ____________________________________
- переключение от одного движения к другому ____________________________________
З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);
- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
Состояние звукопроизношения
Звуки | Характер произношения звуков | ||
Изолированно | В словах | Во фразах | |
б-п-м | |||
в-ф | |||
д –г-н | |||
г-к-н | |||
й | |||
с | |||
с | |||
з | |||
з | |||
ц | |||
ш | |||
ж | |||
щ | |||
ц | |||
л | |||
л | |||
р | |||
р |
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)
Анатомическое состояние артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);
д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры:
З а д а н и я:
- поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________
- нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________
- прищурить глаза ____________________________________________________________
- надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________
- втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2.Состояние артикуляционной моторики
З а д а н и я:
Губы
«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________
г) переключение от одного движения к другому _____________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________
е) точность выполнения _________________________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________
______________________________________________________________________________
з) замены движения _____________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________
Язык
Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ________________________
______________________________________________________________________________
Кончик языка поднять __________________________________________________________
опустить _________________________________________________________
«Маятник» ____________________________________________________________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________
______________________________________________________________________________
«Цоканье»_____________________________________________________________________
а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________
б) тонус ______________________________________________________________________
в) темп _______________________________________________________________________
г) переключение от одного движения к другому ____________________________________
д) объём движения _____________________________________________________________
е) точность выполнения _________________________________________________________
ж) замены движения ____________________________________________________________
з) длительность удержания заданного положения ____________________________________
и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________
_______________________________________________________________________________
Мягкое нёбо
З а д а н и е: произнести звук а при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций
1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________________________________________________________________________
2.Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________
в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________
_______________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
1.Темп (нормальный быстрый, медленный) _________________________________________
2. Ритм ________________________________________________________________________
3. Правильность употребления пауз ________________________________________________
4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) ________________________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
- Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2.Предложения (с 5 лет):
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба на-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
ма-мя ба-ма
с 6 лет:
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка цветик – Светик
крыса – крыша вечер – ветер
речка – редька косы – козы
чёлка – щёлка
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1.Выделение заданного звука м или р из слов. По заданию узнать, слышится ли звук м (мычание телёнка) или звук р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
С 6 лет:
3.Определение первого согласного в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4.Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5.Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
6.Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь. (Отметить объём словаря. Точность понимания значений слов.)
- Покажи, где кукла, стол, стул.
- Посади куклу, мишку и т.д.
2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
- Покажи, где:
стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, берёза – берёзы.
2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, перед, за, около).
- Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.
С 5 лет:
2.3.Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под:
- Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3.Дифференциация форм словообразования.
С 5 лет:
3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
- Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок – замочек.
3.2. Дифференциация существительных с суффиксом – инк-:
- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.
3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шёл, ушёл, вошёл, вышел, перешёл, зашёл, отошёл.
4. Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1. Словосочетания.
- Покажи:
ключом карандаш, ключ карандашом,
где хозяин собаки, где собака хозяина,
дочка мамы, мама дочки.
4.2. Простые распространённые предложения.
- Покажи картинку:
Девочка рвёт цветы.
Девочка играет в мячик.
Девочка убирает комнату.
4.3.Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
С 6 лет:
4.4. Понимание связной речи.
Исследование лексики
и грамматического строя экспрессивной речи
- Активный словарь.
1.1.Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. – в соответствии с программой детского сада.
- Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ___________________
______________________________________________________________________________
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье ________________________________
- Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина __________________________________
С 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ______________________________________
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля _____________________________
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________
- Части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________
1.4.Названия профессий.
1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
- Кто как передвигается? _______________________________________________________
- Кто как кричит? _____________________________________________________________
С 6 лет:
- Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________
- Кто что делает (с использованием названий профессий)? __________________________
______________________________________________________________________________
1.6.Прилагательные.
Названия цветов.
С 4 лет:
белый, чёрный, красный, синий, зелёный ____________________________________________
С 5 лет:
коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________
Название формы.
С 5 лет:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный________________________
1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):
добро - зло высокий – …
горе - … лёгкий – …
друг - … поднимать – …
хороший - … давать – …
большой - … покупать – …
широкий - …
2.Состояние словоизменения.
С 4 лет:
2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы дерево - …
кукла - … окно - …
ухо - … стул - …
слон - … воробей - …
рукав - … пень - …
глаз - … лев - …
рот - … сон - …
лист - …
2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла) ___________________________________________
- У меня нет … _________________________________________________________
- Я рисую … ___________________________________________________________
- Папа пишет … ________________________________________________________
С 5 лет:
2.3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар – шаров дерево - …
стол - … лист - …
дом - … стул - …
берёза - … мяч - …
чашка - … ключ - …
книга - … карандаш - …
2.4.Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).
2.5.Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - ….
2.6.Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом – два дома, пять домов шар - …
кукла - … жук - …
С 6 лет:
карандаш – два карандаша, пять карандашей
ключ - … озеро - …
лев - … дверь - …
3.Состояние словообразования.
С 5 лет:
3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Как назвать маленький предмет?
стол - столик кукла - …
мяч - … ложка - …
дом - … шкаф - …
кровать - … миска - …
берёза - …
С 6 лет:
гриб – грибок воробей - …
лиса - … одеяло - …
лист - …
3.2.Образование названий детёнышей животных.
С 4 лет:
у кошки – котёнок у гуся - …
у утки - … у лисы - …
С 5 лет:
у зайца - … у медведя - …
у белки - … у волка - …
С 6 лет:
у коровы - …
у лошади - …
у собаки - …
3.3.Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):
- относительных (из чего сделано):
дерево – деревянный резина - …
бумага - … металл - …
солома - … снег - …
мех - … брусника - …
пух - … черника - …
кирпич - … шерсть - …
- притяжательных (чей? чья? чьё?)
сумка мамы – мамина хвост зайца - …
кофта бабушки - … лапа медведя - …
газета папы - … шерсть волка - …
нора лисы - …
3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет)
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит – уходит –входит – выходит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
летит - …
3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисовал – нарисовал
писал - …
делал - …
Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата _________________________________ Логопед ________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...
Речевая карта для обследования дошкольников с общим недоразвитием речи I-II уровня
Результаты диагностики вносятся в таблицы, подсчет результатов производится в баллах. В карту включены параметры оценки развития предречевого периода речи, что позволяет изучить особенности имен...
Обследование детей с общим недоразвитием речи. Речевая карта
Обследование детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основании речевой карты. Диагностика ребенка с речевой патологией позволяет учителю-логопеду разработать инивидуальный маршрутречевого...
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...
Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"
Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Карта обследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 до 7 лет)
Карта обследования детейс общим недоразвитием речи (ОНР)(от 4 до 7 лет)(Составитель: Ю.В.Васильева) Анкетные данныеФамилия, имя ребенка _______________________________________________...