Рекомендации к использованию разнообразных форм работы с родителями.
материал по теме

Рыбалко Анастасия Сергеевна

Рекомендации для воспитателей детских садов о том, как и какие формы работы с родителями можно использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

к использованию разнообразных форм работы с родителями.

Цель данных рекомендаций - познакомить широкий круг дошкольных педагогов с  использованием современных форм работы с родителями.

 

     На современном этапе развития нашего общества предъявляются высокие требования к улучшению семейного воспитания. Повышение эффективности воспитания зависит от усилий ДОУ, школы, общественности и семьи. Успех в воспитании детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Педагоги призваны убедить родителей в необходимости правильного воспитания в раннем возрасте, когда закладываются основы физического и психического  здоровья ребенка.

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье ребенок получает первый опыт взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как дошкольные учреждения, школы, после чего социализация личности ребенка начинает происходить по двум важнейшим каналам, эти каналы должны быть как можно более согласованными для успешного  усвоения ребенком социального опыта.

Важнейшим условием развития ребенка в ДОУ является активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. В " Концепции дошкольного воспитания" 1989 года зафиксировано, что семья и дошкольные учреждения, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями так важно для успешного воспитания ребенка. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности , их заинтересованное участие в образовательном процессе происходит не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что  родители осознанно подходят к воспитанию и развитию собственного ребенка. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одно от другого, и обе стороны будут оставаться  в неведении относительно планов  и намерений друг друга.

Совместная деятельность педагогов и родителей должна строиться  с учетом подробностей и интересов тех и других, и важное место здесь  должна занимать диагностическая деятельность. Исследования  Российских ученых показывают, что в практике часто происходит несовпадение запроса родителей с тем, что они и их дети реально получают в дошкольном учреждении. Подобное расхождение приводит к возникновению трудностей во взаимодействии " родитель- воспитатель ".Диагностическая деятельность должна затрагивать все этапы обучения и воспитания ребенка , начиная с момента его поступления.

Взаимодействие педагогов с родителями является не только условием развития ребенка, родители в данном случае выступают и объектом педагогического воздействия. Главными воспитателями детей в дошкольном возрасте являются родители. Сформировать у родителей необходимую базу- одну из важнейших задач педагогов. Она реализуется через ознакомление их с возрастными особенностями детей, оздоровление и т.д.

Педагогическое образование осуществляется как в коллективной ,так и в индивидуальной форме. Система взаимодействия с семьей должна быть построена с учетом открытости, информированности, стимулирования родителей к сотрудничеству. Образовательное пространство ДОУ должно позволять родителям стать союзниками, партнерами детей и педагогов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт  дошкольных учреждений, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и ДОУ в интересах творческого развития личности должно осуществляться через различные формы работы с родителями, как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальные формы работы это:

-беседы с родителями;

-консультации;

-         посещение семьи- при выполнении  этого пункта важно соблюдать  следующие правила: не приходить в семью без предупреждения,

-   не планировать свой визит более чем на 5-15 минут( чтобы не быть      обременительным);

   не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться)

придите им на помощь,

-нельзя вести беседу в агрессивных тонах, не поучайте родителей, а советуйте,

- желательно вести беседу при  ребенке, выбрав щадящую для него

 форму и содержание.

 Групповые формы работы с родителями это:

-         Собеседование, день открытых дверей, родительское собрание, консультация по подготовке ребенка к школе, разные совместные групповые занятия, выставка творческих работ ,вечера вопросов и ответов, дискуссия,  тематические конференции,

-         традиционные встречи многодетных семей, благотворительные праздники для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, различные родительские клубы,

-         совместная деятельность с отцами детей.

-          Хочется обратить внимание на некоторые  групповые формы работы с родителями, например:

-         Вечера вопросов и ответов лучше проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов с учетом тематики и возрастных особенностей детей.

-         Дискуссия- обмен мнениями по вопросам воспитания , одна из интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Дискуссия позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем ,касающихся воспитания детей .

-         Такая форма как тематические конференции по обмену опытом семейного воспитания, вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание  родительской и педагогической  ответственности, деятелей науки и культуры , представителей общественных организаций.

-         Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное  условие успеха таких встреч - добровольность и взаимная заинтересованность.

-         Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь к воспитательной деятельности их в группе, повысить роль в воспитании детей. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, собрания, например," Роль отца  в воспитании детей" и др.

-         Также формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, соревнования,конкурсы, КВНы и т.д.

-         Широкое распространение должны получить  семейные праздники и фестивали: "День матери", "День отца", "День бабушек и дедушек", "День мальчиков" , "День девочек", или "День моего ребенка", "день взаимного благодарения", игровые семейные конкурсы:" Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Конкурс отцов и сыновей" и т.д. А также совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности:благоустройство и озеленение участков, посадка аллей, выставок " "Мир наших увлечений" и т. д.

Одной из форм сотрудничества являются родительские собрания: актуальные по тематике, например, "Роль семьи в развитии интереса и способностей  детей к творчеству", "Основы семейного воспитания "и др. и оригинальные по формам проведения.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

Вступительное слово заведующей ДОУ( представление гостей ) 5 мин.

Выступление по теме: зав. методиста, воспитателя, специалистов . Выступление должно быть ярким , лаконичным , доступным.(10- 15 ) мин.

Обсуждение проблемы родителями ( 20 мин )

При анализе достигнутых результатов в группе начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям недисциплинированных детей и т.д. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел .Хорошо, если будут использованы нетрадиционные формы проведения родительских собраний, например, в форме  Устного журнала", Вечера вопросов и ответов, Беседы за круглым столом, Дискуссии, Деловых игр и т.д.

Чтобы собрания проходили ярко, воспитателю необходимо хорошо знать микроклимат семьи, степень педагогической зрелости, трудности в воспитании каждой семьи. Чтобы было интересно, разумно отказаться от чтения докладов, а сообщения должны быть лаконичны, эмоциональны и в то же время  насыщены примерами из жизни детей. Чтобы встречи с родителями проходили с большой пользой важно  правильно выбрать проведения собрания, например, " Разговор с бабушками  за чашкой чая о воспитании внуков или значение игры в организации жизни ребенка дома, проведение собраний по типу " КВН,  " ЧТО, ГДЕ,КОГДА ","Счастливый случай, Алфавит, Кто хочет стать победителем, а также вечеров по типу  "Папа, мама , Я- спортивная семья". Родители вместе с детьми могут участвовать в деловых играх, соревноваться в конкурсах викторинах.

-         Семейное воспитание должно опираться на знания индивидуальных особенностей ребенка, на личностно- ориентированный подход к нему.

В подготовке к каждой из форм с родителями должна вестись кропотливая, целенаправленная работа с родителями. В процессе творческого общения воспитатель выясняет ,какие знания нужны родителям, в какой форме их преподнести, чтобы вызвать ответную реакцию, желание высказать свою точку зрения.

Для сохранения качества дошкольного воспитания на современном этапе требуется разработка новых моделей. Такой моделью могут стать группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей. Можно организовать группы гибкого режима, клуб будущих мам, чтобы в дальнейшем проводить работу с семьей, начиная с раннего возраста. Также создать группы выходного дня, адаптационные группы, группы будущего первоклассника, развивающего обучения для одаренных детей.

     Родители переступили порог ДОУ. Перед ними желательно бы расположить  " стенд" с указанием адреса, телефона ДОУ, ФИО заведующей, методиста, психолога, логопеда, их звания, телефоны и т.д. Адрес и телефон вышестоящей организации. А также направления в работе ДОУ, характеристика программ, по которым работает ДОУ, характеристика видов групп, перечень услуг.

В коридорах хорошо бы оформить эстетические детские работы.

Желательно оформить место, где родитель мог бы раздеться, почитать газеты, журналы, подождать пока их примет заведующий. Для ознакомления с работой родителям можно предложить прийти на праздник, побывать на занятиях, посетить день открытых дверей , поучаствовать в работе педагогического совета.

В общении с родителями подготовить памятку с конкретными рекомендациями, подготовить красочную папку-передвижку, заранее выяснить сведения о ребенке, который придет в группу: (в каких условиях живет ребенок, к какому режиму приучен, какие привычки сложились дома, где и как спит, чем больше всего любит заниматься ребенок и т.д ) Иметь представление о социальном  положении семьи. Желательно, чтобы родители заполнили анкеты, подготовленные воспитателем.

Одним из продуктивных способов привлечения родителей можно считать демонстрацию успехов их ребенка. Когда родители почувствуют любовь по отношению к ребенку, заботу , заинтересованность педагога в результате общего труда, они готовы к сотрудничеству.

.

Чтобы мероприятия проходили ярко, воспитателю необходимо хорошо знать микроклимат каждой семьи, трудности в воспитании детей. Чтобы было интересно разумно отказаться  от чтения докладов, а сообщения должны быть  лаконичны, эмоциональны, и в то же время насыщены примерами из жизни детей.

 

К каждому собранию желательно подготовить выставку, например, "Шьем сами игрушки для детских игр", компьютерных сайтов, концерт детей, выступления взрослых, выставка кулинарных изделий, тематические фотографии из жизни детей дома (самообслуживание, развлечения, помощь взрослым, забота о младших т.д. ) Также практикумы для развития мелкой моторики рук, укрепления стопы ног, различные диаграммы.

К любому мероприятию продумать оформление зала с афоризмами, высказываниями великих людей, с картинками из жизни детей в семье и детском саду.

Особенно важной формой является деятельность родительского  комитета. Родительский актив-это опора педагогов  и при умелом воздействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации дел в группе, решению проблем жизни коллектива.

Сегодня большое внимание в работе с родителями необходимо уделить вопросам  ОБЖ.. Для этого хорошо представить на обозрение папку-передвижку " Скорая помощь на дому", в нее поместить:

-Что делать , если у ребенка высокая температура?

-Как организовать досуг ребенка во время болезни ?

-Зеленую аптеку в каждый дом и т . д.

Таким образом,  творческая совместная деятельность по обновлению системы педагогического просвещения в ДОУ поможет родителям утвердиться в правильности приемов домашнего воспитания, пересмотреть свои взгляды на полноценное развитие личности ребенка.

Систематическая работа с родителями повысит их интерес  к педагогическим знаниям, увеличит  активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Сообщение на тему: «Использование разнообразных форм работы с родителями, способствующих оптимизации коррекционно-образовательного процесса».

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Правильное чистое произношение и развитая речь – это заслуга не только...

Работа с родителями «Использование разнообразных форм работы с семьей в ДОУ»

Цель: установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми; вовлечение семьи в общеобразовательный процесс;Задачи:ü привлечь родителей к активной деятельности, через проведение сов...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...

«Современный родитель. Использование разнообразных форм работы с семьёй»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.И самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программа...