Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья (старшая группа) на тему

Дитятьева Валентина Петровна

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Ни для кого ни секрет, что успех коррекционного обучения детей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

                                «Семья – поистине высокое творение,

                                  Она заслон надежный и причал.

                                  Она дает призванье и рожденье.

                                  Она для нас основа всех начал.»

                                                               Е.А.Мухачева.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно в свою очередь во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. В статье №18 закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

   Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Ни для кого не секрет, что  успех коррекционного обучения детей во многом зависит от взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

   Проблема состоит в том, что очень трудно установить взаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, т.к. они считают, что воспитанием должны заниматься педагоги и специалисты, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия работников детского сада, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.

   Причины чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени, нежелание заниматься со своими детьми. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективной, если ей нет места семье.

   Именно родители оказывают самое большое влияние на ребенка, и если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия могут оказаться напрасными.

  Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей.

   Союз взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях. Тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Педагоги и родители нашей группы поставили перед собой единую цель: «Сотрудничать в деле воспитания здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе». Для достижения поставленной цели необходимо эффективно использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые формы организации общения с родителями воспитанников, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

   С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:

1.Анкетирование-наиболее распространенный метод диагностики.

2.Общие собрания-одно из самых эффективных познавательных форм работы с семьей.

3.Консультации-при выборе которых проводится тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей.

4.Совместная деятельность- организация совместной деятельности, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

5.Выставки детских работ- изготовленных вместе с родителями.

6.Дни открытых дверей- при посещении ДОУ стараемся привлечь родителей в жизнь группы и детского сада.

7.Посещение семей воспитанников на дому- особое внимание стараемся уделить семьям, находящимся в зоне социального риска.

8.Родительские уголки- творческое использование этой формы работы.

9.Выставки психолого-педагогической литературы.

10.Папки-передвижки.

11.Совместные праздники и развлечения.

12.Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем.

13.Беседа- наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

14.Почтовый ящик «Вопросов и ответов».

   Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

   Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты:

1.Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями,

2.Многие из них стали активными участниками дел д/с и помощниками воспитателей,

3.Важным результатом целенаправленной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

   В.А.Сухомлинский призывал начинать любое дело с чувством успеха: чувство успеха должно быть не только в конце, но и в начале действий.

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Доклад на ГМО «Взаимосвязь работы воспитателя с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

Взаимосвязь работы воспитателя  с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим...

«Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе»

В данной статье говорится об эффективных способах и приемах взаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и повышения уровня компетентности в вопр...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...