Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
материал по теме
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshch_peredelannoe_na_pedsovet_noyabr_2011_2-1.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Составила воспитатель
МДОУ ЦРР детского сада № 29 «Дубравушка»
Епифанова Т.Д.
Заслушано на педсовете
Подольский район
Ноябрь 2011 г.
Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В статье 18 указывается, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. В помощь семье существуют дошкольные учреждения.
Поэтому между родителями и нами, педагогами, должен быть постоянный и тесный контакт, который реализуется через разнообразные формы работы. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГТ выделены следующие направления в работе с семьей
- взамопознание;
- взаимоинформирование;
- непрерывное образование воспитывающих взрослых;
- совместная деятельность
По данным направлениям существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
Я хочу познакомить вас с опытом нашей группы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями. Подразделим их условно на четыре группы:
1. Информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»).
2. Наглядно-информационные (выпуск газеты, паспорт здоровья, открытые занятия для родителей, мини-библиотека, информационные стенды, дни открытых дверей).
3. Познавательные (практикумы, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии).
4. Досуговые (праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках).
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Многолетний опыт моей работы позволяет вспомнить мне те времена, когда впервые заговорили о нетрадиционных формах работы с родителями. Тогда на родительском собрании разгорелись споры о том, как назвать нашу группу, какой придумать девиз, как все это отразить наглядно? Так появилось название группы «Гномики». Стены, тогда еще непрезентабельной раздевальной комнаты, украсили нарисованные родителями сценки с изображением гномиков и девиз группы. Родители этого же выпуска помогли провести и нетрадиционное собрание: активная группа родителей показала детям кукольный спектакль, потом отправили детей с папами гулять, а мамы в это время приятно побеседовали с воспитателями на намеченную тему собрания. Закончилось все совместным чаепитием.
Были такие времена, когда круто менялась жизнь в нашей стране. Мы с Еленой Анатольевной набрали новую группу малышей. Первый опрос родителей показал, что большую часть нашей группы составляют неполные семьи. Дети, в основном, оставались на попечении бабушек. Но те дети слушались своих бабушек так, как сейчас некоторые дети не слушают своих мам. Тогда в магазинах трудно было купить что-то вкусненькое, да и с деньгами было напряженно. Вот и решили мы провести собрание возле самовара: с сушками, пряниками да карамельками. Так и повелось с тех пор вести задушевные беседы в тесном кругу. Эти же родители были первыми инициаторами проведения чаепитий на Крещение, на 8 Марта. Сначала вместе с родителями мы составляли культурную программу: дети читали стихи, вместе с родителями пели песни, играли в игры, водили хороводы. Кто-нибудь из родителей наряжались Дедом Морозом и Снегурочкой. Они проводили с детьми аттракционы, конкурсы, вручали участникам сувениры. Награждали всех детей, потому что спокойно наблюдающих не было - участвовали все дети. Но самое интересное было то, что угощение к чаепитию пекли наши дорогие мамочки и бабушки. На масленицу попробовали удивительные блины бабы Зины, как называли ее дети. А сколько кукол обшили и обвязали заботливые руки наших бабушек!
Такое нововведение стало нашей традицией. Набирая новую группу детей, рассказывали родителям на первом собрании о наших традициях. Родители принимали их, что-то вносили новое, видоизменяли, но не отказывались от них. Эти традиции существуют и до сих пор. На основе такой традиции провели конкурс среди родителей: «Лучшее угощение стола». Это было десять лет тому назад. Родителям предложили принять участие в изготовлении угощения своими руками. Дети выступали в роли жюри, они оценивали произведения родителей, выбирали победителей, которым дети вручали медали, изготовленные своими руками.
Чтобы сплотить детей и вызвать у мальчиков уважительное отношение к девочкам, а у девочек к мальчикам, решили отмечать день Защитника Отечества и 8 Марта. Это приурочили к тем дням, когда в детском саду проходили утренники, посвященные этим датам. В группе в торжественной обстановке в присутствии всех родителей и с их непосредственным участием девочки вручали мальчикам, а мальчики в свою очередь девочкам подарки и говорили друг другу добрые слова, исполняли парные танцы под веселую музыку. Мамы танцевали вместе с детьми. Любимый танец взрослых и детей того времени был «Танец маленьких утят». Он актуален и до сих пор.
С давних времен закрепилась за нашей группой традиция отмечать детские дни рождения. С годами сценарий поздравления менялся. Сначала было заведено выставлять портрет именинника в красочно оформленной рамочке в раздевальной комнате. Родители видели, что об их ребенке помнят, заботятся и сами предложили дарить именинникам подарки: одни для девочек, другие для мальчиков. Потом поступило предложение делать для именинника чаепитие, а он в свою очередь угощал детей сладостями. Подарки для именинников родители приносили индивидуальные. В сегодняшнем выпуске у нас есть дети, страдающие диатезом, поэтому совместным решением пришли к выводу, что угощение ребенок может раскладывать детям в шкафчики в пакетиках, а родители, забирая ребенка, домой, сами решат, что из угощения можно их ребенку, а чего нельзя. Но неизменным во все времена остается вождение хоровода «Каравай» и добрые пожелания в адрес именинника от детей. Затем именинник ищет спрятанный «волшебником» подарок.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Когда мы набираем в сентябре новую младшую группу, просим родителей заполнить анкету. Она дает нам возможность собрать о родителях и детях первую информацию. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Полученные данные мы обрабатываем, составляем по ним диаграммы. Это позволяет судить нам об общекультурном уровне наших родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. В ходе изучения семей выявляем (Или выявили) следующие данные:
1. Возраст родителей:
а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы
на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);
б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило,
уже сформирована потребность заниматься ребенком.
Интересы и потребности малыша занимают доминантное
положение в иерархии потребностей этой семьи).
2.Образование и профессия (позволяет определить социальный
статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
3.Состав семьи - полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек,
дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).
Эти данные позволяют нам спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. При этом мы не забываем, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от нас проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Считаем, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости.
Расчёт на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка.
Взаимное доверие, по моему мнению, возникает в результате эффективного обмена информацией. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями и нам удалось добиться этого доверия. Достигли мы его с помощью определенных методических приемов. Прежде всего «транслируем» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Мы, наблюдая за детьми в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности, в среде сверстников предоставляем родителям эту информацию.
Но были такие родители, которые стеснялись общаться на прямую с нами или другими специалистами. А были и такие, которые просто не имели времени на индивидуальное общение. Тогда мы преложили им пользоваться «Почтовым ящиком». Сюда родители клали записки со своими вопросами, идеями и предложениями.
На основе «Почтового ящика» мы придумали для родителей игру: «Подарите мне словечко». Идея этой игры заключалась в том, что родители знакомили дома ребенка с новым незнакомым словом, объясняли ему значение слова и записывали его на листочке. Ребенок «приносил» новое слово в группу, опускал записку в красиво оформленную коробочку, которая стояла в раздевальной комнате. Мы, воспитатели, добавляли в коробочку новые слова из пройденных произведений, чтобы дети быстрее могли ввести их в свой словарь. В свободное время мы проводили с детьми игру: «Объясни слово». Записки из коробочки помещали в красивую шляпу. Вызванный ребенок доставал одну из них и пытался объяснить значение выбранного слова (воспитатель читал). Если вызванный ребенок не мог объяснить значение слова, за него это делал любой другой ребенок, кто мог это сделать. Так мы пополняли словарный запас детей и давали родителям возможность пообщаться со своими и другими детьми.
В один из новогодних праздников Дед Мороз подарил детям настольные игры. Детям хотелось играть не только в свою игру, но и в ту, которая досталась его товарищу. Мы предложили родителям устроить обмен играми, как устраивают обмен книгами в библиотеке. Ребенок мог взять понравившуюся игру домой, поиграть в нее дома с родителями, а в намеченный срок вернуть ее обратно в группу. По этому принципу у нас действовал и обмен детскими кассетами со сказками и детскими песенками, тогда они только вышли в производство. Так же поступали и с педагогической литературой для родителей. Такую литературу приносили и сами родители, чтобы поделиться с другими интересными методами воспитания детей.
Часто случается так: пришли за ребенком, а он играет в интересную игру и не может переключиться. Если мама не спешит, мы предлагаем ей пройти в группу и поиграть вместе с нами. Завязывается диалог между родителем и детьми: дети объясняют маме правила игры, устанавливают очередность, радуются успехам победителей. Иногда можно было видеть по несколько групп детей и родителей за отдельными столами, играющих в разные игры. Всем детям хотелось, чтобы их родители поиграли с ними тоже.
В одном из своих выпусков мы решили поздравить пап наших воспитанников с Днем Советской Армии. Мамы, в тайне от пап, принесли фотографии своих мужей в армейской форме, помогли подобрать стихи для поздравлений. Получилась очень интересная стенгазета. Но как были удивлены мамы, а дети особенно, когда на 8 Марта вышла газета с поздравлением для мам. С нее на детей смотрели молоденькие девочки в школьной форме, детсадовские девчушки, в которых дети пытались узнать своих мам. После этого события еще долго дети приносили семейные фотографии и рассказывали смешные истории из жизни своих родителей. Наверное, не один вечер прошел дома за рассматриванием фотографий и воспоминаниями. В свою очередь это натолкнуло родителей на выпуск стенгазет с праздничными поздравлениями для воспитателей: в стихах с рисунками и пожеланиями не только от родителей, но и от детей.
Сейчас дети с не меньшим наслаждением рассматривают свои портфолио и гордятся тем, что оно у них есть. В любой момент они могут взять с полки свою папку и полюбоваться своими фотографиями, рассказать о своей семье, поцеловать мамину фотографию, когда ему грустно. Ребенку становится легко и спокойно. Не меньший интерес вызывает у детей и альбом «Моя семья», составленный воспитателями совместно с родителями. За годы нашей практики совместными усилиями были составлены альбомы на следующие темы: «Это я, это я, это вся моя семья», «Мы помним ваши имена», «Как я отдыхал летом», «Моя счастливая веселая семья», «Наша группа».
В младшей группе дети часто плачут, когда приходят в детский сад. Решили изготовить два мешочка из ткани на шнурочках. На мешочках мама Руслана сделала аппликацию с изображением плачущего и улыбающегося гномиков. Назвали: «Мешочки настроения». Если ребенок приходил с хорошим настроением, он опускал в мешочек с улыбающимся гномиком деревянный шарик. А если у ребенка было плохое настроение, он клал в другой мешочек конус… и сразу плакать переставал. Ведь он отдавал плохое настроение гномику.
Было время, когда мы спокойно отправлялись на экскурсии по поселку, могли посетить ферму, физдвор, любой корпус института животноводства, полюбоваться Дворцовым корпусом. Дети ездили в Дом-музей В. И. Ленина, возлагали цветы к памятнику Виктора Талалихина. Неизменно нас сопровождали родители, часто были нашими гидами. Ведь для многих из них это было рабочее место (доярка, механизатор, научный сотрудник) и каждый родитель считал за счастье рассказать детям о своей работе. Обстоятельства заставили нас отказаться от таких экскурсий, теперь родители сами приходят к нам. Мама Жени Деминой проводила у нас мастер-класс, как парикмахер: показала свои инструменты, подстригла одного из детей, чтобы показать, как действовать инструментами, рассказала девочкам о модных прическах. Папа Леры Ивановой был членом жюри в конкурсе: «Внимание, дорога!». Он пришел на встречу в милицейской форме, напомнил детям о правилах поведения на дороге, сам принимал участие в конкурсах вместе с детьми. На одном из праздников, посвященных Дню Защитника Отечества, присутствовал прадедушка Антона Маркус. Детям приятно было выступать для ветерана войны, грудь которого украшали ордена и медали. С замиранием сердца дети слушали его рассказы, всем хотелось погладить героя, посидеть у него на коленях, померить военную фуражку и уж конечно, сфотографироваться с ним на память. Такие встречи незабываемы.
Разнообразные формы организации общения позволяют нам установить теплые неформальные отношения между нами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Проведение совместных праздников и досугов помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Наши родители принимают активное участие во всех конкурсах и выставках, проводимых в детском саду: «Природа и фантазия», «Выставка книг», «Удивительное рядом», «День Земли» и др. В 2009 году наша группа приняла активное участие в летней спартакиаде, посвященной Дню Защиты детей. Нашу команду представляли: мама Ани Науменко, сама Аня и Антон Маркус. Они заняли 2 место в числе детских садов района. Родители были в группе поддержки, в судейской комиссии, помогали украшать площадку. Наши родители всегда живут жизнью группы и детского сада. А какие красивые снежные постройки украшали наш участок зимой! Именно усилиями родителей в группе создана такая богатая и разнообразная развивающая среда! Родители помогают готовить костюмы для выступлений детей на праздниках, вместе с детьми украшают группу и наряжают елку. Молодые родители этого набора детей проявили большую активность в содружестве с нами. Они охотно берутся за все: заранее узнают, кем их дети будут на Новогоднем празднике, чтобы успеть, не торопясь приготовить костюмы, помогают проводить вечера развлечений, оформляют портфолио. Сейчас они работают над созданием фильма на тему: «Моя малая Родина – Дубровицы». Дети средних групп уже оценили его и дали заключение. Родителями ведется доработка фильма.
Наша работа не проходит бесследно. Уходя из детского сада, родители и дети переносят наши традиции в школу: так же отмечают дни рождения детям, проводят совместные с родителями новогодние праздники, разрабатывая свои сценарии, готовя спектакли, участвуют в спортивных праздниках. А, став постарше, приходят наши выпускники к нам в роли ЮИДД и проводят с детьми разъяснительные беседы о том, как вести себя на дорогах, знакомят с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Хотелось бы, чтобы учителя почаще заглядывали к нам с нашими бывшими воспитанниками и находили время для проведения совместных мероприятий (показа кукольных спектаклей, изготовления лопат для малышей, возведения снежных построек).
Хотелось бы, чтобы музыкальные руководители подключали наших родителей не только в роли Деда Мороза и Снегурочки, а находили для них место в своем сценарии для исполнения родителями песен, чтения стихов, игры на музыкальных инструментах. А мы, воспитатели, планируем провести с детьми и родителями в подготовительной группе «Турнир знатоков» об истории возникновения нашего поселка, семейный конкурс изготовления дымковских поделок из глины и елочных игрушек и украшений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».
Сообщение из опыта работы на тему:«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период»....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационной технологии ковралинография – «говорящая стена» на основе метода Воскобовича В. В. для речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: 1 квалификационной категорииПавлова Ж.В. ...