Обучение плаванию "Пусть тот, кто хочет научиться..."мастер-класс
методическая разработка по теме

Щелканова Елена Александровна

Для не умеющего плавать – преодолеть первый психологический барьер – это весьма важный момент. Большинство из них скрывают от окружающих, что не умеют плавать. Мастер-класс, Педагог года 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Пусть тот, кто хочет научиться, не перестает желать этого, пока не научится, а когда научится, он будет потрясен»

Шел дождь. Сидел английский химик Джон Бернал в аэропорту и что-то чертил в своем блокноте. Мысли его витали где-то далеко, но все время возвращались к этим нескончаемым водяным каплям, из-за которых был отложен его рейс. И постепенно на листе появился рисунок - портрет воды, (на доске рисую). Не правда ли очень похоже на медвежонка? Вот ушки - два атома водорода, а это голова - атом кислорода. Кажется, как все просто.

Но вода - это удивительное и загадочное вещество. Удивительно тем, что имеет разное состояние: твердое, газообразное и жидкое.    Бывает святой, мертвой, талой, заговоренной, соленой, пресной и т.д. Она всегда везде вокруг нас, ее приоритеты в нашем организме неоспоримы.

Восточная поговорка гласит: «Где вода, там жизнь. Где кончается вода, там кончается земля». Она загадочна, неизвестная, таинственная, манящая и одновременно пугающая.

Все мы хоть раз в жизни сидели на берегу и, вглядываясь в синюю даль, играли с песком, пересыпая его из ладони в ладонь, потом стряхивали с рук последние песчинки.  Вот так и жизнь. Она, как песок, протекает сквозь наши пальцы. И было бы обидно, если она будет утекать сквозь пальцы бездарно и никчемно. Все эти песчинки такие разные - яркие и не очень, грустные и смешные, те, которые нам хочется забыть, и те, которые мы хотим помнить всегда, потому что в них наша жизнь.

Многие ли из вас вот так, посидев на берегу, шли не к манящей прохладой воде, а
уходили от нее прочь, потому что просто не умеете плавать?

Для не умеющего плавать – преодолеть первый психологический барьер – это весьма важный момент. Большинство из них скрывают от окружающих, что не умеют плавать. Причем в разговоре отшучиваются: «Боюсь воды». Они не говорят: «Не умею плавать», а, бросают с оттенком пренебрежения: «Боюсь воды». Для тех, кто так же, как и они, не умеет плавать, это ощущение понятно и не вызывает возражений. А те, кто научился преодолевать водные пространства, просто удивляются: как так «боюсь воды»?

После подобных диалогов каждый остается при своем интересе. Одни плавают, другие обходят бассейн и пляжи стороной. Хотя достаточно «первым» взять за руку «вторых» и вместе подойти к воде, сказать не умеющему те самые заветные слова одобрения, которые он ждет, как спасительную соломинку, поддержать его желание начать учиться плавать и провести первый, пусть и устный, урок у воды.

Мне понадобится ваша помощь. Есть среди вас те, кто не умеет плавать?  Выходите, становитесь слева. А кто умеет плавать? Становитесь справа. Давайте поиграем в игру «Волны». Сейчас я дам вам некоторую установку, а именно надо включить свое воображение, тем кто умеет плавать. Давайте превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, «улыбаться», как волны, когда они искрятся на солнце. Будем накатывать на тех, кто не умеет плавать, окружать их, поглаживать, тихонько журчать, чтоб они расслабились и перестали бояться воды.         

Видите, как просто помочь другому избавиться от чувства страха и обрести  уверенность. Ведь вода, если с ней обращаться внимательно, всегда будет вашим другом. И подружившись с ней  вы никогда не испытаете неопределенности, находясь с ней наедине. Но мало избавиться от неуверенности, должно быть велико желание – желание плавать.

Теперь группа, которая умеет плавать, попробует придумать именно, те слова, которые заставят, не умеющего плавать, испытать неодолимое желание окунуться в воду, которая несет в себе исцеление и радость. Постарается сделать так, чтоб у человека не умеющего плавать возникло желание окунуться в мир воды. А группа не умеющих плавать должна постараться  представить, что говорит первая группа.

У вас появилось желание  плавать. Тогда продолжаем воображать. Представим, что процесс обучения плаванию завершен  и не умеющие плавать научились преодолевать водное пространство и могут встать в один ряд с умеющими плавать.

Теперь нам с вами закрепить образ пловца. Для этого ,я раздам вам сейчас карточки, на которых описано что делает человек, умеющий и неумеющий плавать. Вам надо отобрать правильные карточки, т.е. каким должен быть настоящий пловец.

  • Панически боится утонуть (эмоционально настроен на поражение)
  • Ничего не видит, не слышит  (не способен верно оценить своё положение)
  • Пускает пузыри, захлёбывается (не умеет дышать)
  • Барахтается, как попало  (не умеет координировать движения)
  • Быстро устаёт (не крепок физически)
  • Не представляет себя плывущим  (не сформировал в душе своей образ пловца)
  • Безмятежен духовно (не страшится пучины,   разверзающейся под ним)
  • Видит волны, берег, других пловцов, слышит плеск вёсел, гул катеров, шум водопадов (т.е. способен объективно оценивать обстановку)
  • Правильно дышит
  • Размерен в движениях
  • Не устаёт (экономит энергию, отдыхает)
  • Ощущает себя пловцом

Вот мы с вами перестали бояться воды, пожелали научиться плавать, прошли обучение, твердо закрепили, какой должен быть пловец.

А теперь посмотрите на это (показывает банку с водой, а на дне ракушка). Коль у нас так активно работает воображение, представим , что это не банка, а огромный океан, а ракушка, его маленькая частичка. У вас возникло желание рассмотреть ее поближе?

У нас появилось непреодолимое желание достать и посмотреть, что там.

В нашем случае, ракушка «храм науки». А жемчужина – это и есть, та малая крупица знаний, умений, навыков, профессионализма, которая день ото дня, год от года – растет, становится все больше и больше. Ее надо искать, и мало ее найти. Ею надо поделиться, даб  не остановилась жизнь на земле.

Вы представители разных поколений (обращается к учащимся).

1. Вы умеете плавать, стоите на берегу. Вам надо добыть жемчужину – добывайте. (Ученики: имитируют движения пловца, «плывут» до  учителя, получают свою жемчужину.)

2.Вы представитель другого поколения. Новое поколение не стоит на месте. Технический прогресс движется вперед. Как вы сможете  добыть свою раковину? ( Ученики имитируют плавание на корабле, «плывут» до учителя).

3. Следующее поколение придумает способы вырастить жемчужину на берегу.

И каждое из поколений испытывало и испытывает потрясение от способов добывания жемчужины, т.е. от безграничных возможностей технического прогресса.

Я уверена, что и эта раковина в нашей цепочке не последняя, и те, кто после нас будет находить новые раковины, будут потрясены нашим упорством, потраченным на добывание предыдущих раковин. Чтобы доставать новые и новые жемчужины, постоянно нужно применять новые изобретения.

Но это уже другая история и писать ее будет поколение next!        

Пусть тот, кто хочет научиться плавать, не перестает желать этого, пока не научится, а когда научится, он будет потрясен.... Потрясен тому, что он познал природу плавания и мир воды подвластен ему.

Пусть тот, кто хочет научить плавать, не перестает желать этого, пока не научит, а когда научит, он будет потрясен. Потрясен тому, что именно его знания и опыт помогли свершиться этому чуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по обучению детей основным видам движений-прыжкам (мастер-класс)

как правильно обучать детей основным видам движений-прыжкам, методика обучения прыжкам, различные виды прыжков....

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

Мастер-класс для родителей "Научим язычок трудиться"

Оказание  помощи  родителям  в  овладении  основными  приемами  артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях....

Мастер-класс " Как,я научился ,произносить звук Р"

Данная разработка выступления детей посещяющих логопункт.Дети рассказывают сасмостоятельно,как они научились привильно произносить звук "р".Проводят мастер-класс дляродителей...

"Обучение малышей вышиванию крестиком или для тех, кто хочет научиться вышивать крестиком"

Материал для мастер-класса по теме "Обучение вышиванию детей дошкольного возраста" для воспитателей на методическое объединение...

Мастер-класс «Научился сам – научи других!»

Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования...

Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».

Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений....