Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».
консультация
Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_master-klassu_klyushnikova.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Мамоновский детский сад комбинированного вида»
Мастер-класс
« Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».
Составила:
Клюшникова О.П.
воспитатель
Сообщение
Участники: воспитатели, специалисты.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности по использованию технологий развития речи в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений.
2. Создать условия для приобретения педагогами новых умений и навыков при работе с детьми.
План проведения:
1.Сообщение. Актуальность.
2.Практическая часть: заучивание стихотворения «Мы-снежинки» И. Мельничук.
3. Рефлексия.
К.Д. Ушинский о роли развития речи и мышления: « Дайте ребенку картину, и он заговорит».
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Дети в современном мире живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором. Такая тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться всё более актуальной проблемой.
При заучивании с детьми стихотворений педагоги и родители зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:
- потеря, искажение смысла стихотворения;
- изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
- длительность процесса заучивания (запоминания);
- припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;
Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.
Опыт моей работы показал, что эффективным и увлекательным средством при обучении дошкольников заучиванию стихотворений служат приемы и методы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что же это?
Мнемоквадрат – картинка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка – последовательное изображение нескольких квадратов, по которым можно составить предложение.
Мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Существует шесть основных методов мнемотехники по Бодровой И.В.:
- Метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного письма).
- Метод эйдетизма (образное запоминание).
- Метод Цицерона (метод «мест», или «комнат»).
- Метод трансформации.
- Метод смысловых опор.
- Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи»).
В своей работе с детьми по заучиванию стихотворений я использую два метода: метод крокирования и метод ассоциативных цепочек. Метод крокирования от французского означает чертеж, схема, набросок.
Метод крокирования – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определенного слова, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух (используется при ознакомлении с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений).
Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи»). Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете, до мельчайших подробностей. Дети связывают картинки попарно с забавными действиями.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), то есть весь текст зарисовывается схематично. Главное – передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Система работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники включает следующие этапы:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Вопросы по содержанию стихотворения.
3. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение ее ребенком с опорой на мнемотаблицу (по мере обучения ребенок составляет мнемотаблицу самостоятельно).
5. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
Овладение приемами работы сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.
Метод мнемотехники можно использовать в любом виде деятельности, в любом режимном моменте. Благодаря этому методу у детей развиваются не только все виды памяти, но и мыслительная деятельность, связная речь. Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает процесс в игру.
Практическая часть
Упражнение: заучивание стихотворения «Мы – снежинки» (И. Мельничук) с использованием метода мнемотехники.
Цель: формирование умения создавать мнемотаблицы, заучивать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Предлагаю приступить к практической части мастер-класса. Необходимо условно разделить аудиторию на две части (при необходимости работают первые ряды). Одна часть аудитории получает чистые листы и карандаши (ручки или фломастеры).
Задание: выучить стихотворение (или воспроизвести с наибольшей точностью), первой части аудитории – используя метод мнемотехники (составляя мнемотаблицы), а второй части аудитории – опираясь только на свою память.
Мы снежинки (И. Мельничук)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Рефлексия
- Что вам показалось легче: выучить стихотворение, используя мнемотаблицу или опираясь только на свою память?
- Как можно вовлечь родителей при создании мнемотаблиц?
- Хочется заметить, что есть люди, которые очень хорошо запоминают, не используя эти методы. Все зависит от вида памяти (механическая, зрительная, слуховая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники для обучения заучивания стихотворений детей с ОНР.
В статье рассматриваются затруднения, которые испытывают дети с ОНР в усвоении заданий по развитию речи, заучивании стихотворений. А эффективным коррекционным средством служат приёмы мнемо...
Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ
Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация для педагогов и родителей...
Городской мастер-класс для воспитателей ДОО «Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ»
Программа мастер-класса...
Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...
Мастер-класс «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»
В своем мастер-классе я представляю работу по развитию речевого творчества, подготовки детей к пересказу сказок с помощью использования метода мнемотехники....
Памятка для педагогов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Памятка для педагоговИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...