Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».
консультация

Клюшникова Ольга Павловна

Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_master-klassu_klyushnikova.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Мамоновский детский сад комбинированного вида»

Мастер-класс

« Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».

Составила:

Клюшникова О.П.

 воспитатель

Сообщение

Участники: воспитатели, специалисты.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности по использованию технологий развития речи в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений.

2. Создать условия для приобретения педагогами новых умений и навыков при работе с детьми.

План проведения:

1.Сообщение. Актуальность.

2.Практическая часть: заучивание стихотворения «Мы-снежинки» И. Мельничук.

3. Рефлексия.

 К.Д. Ушинский о роли развития речи и мышления: « Дайте ребенку картину, и он заговорит».

Актуальность

        Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Дети в современном мире живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором. Такая тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться всё более актуальной проблемой.

При заучивании с детьми стихотворений педагоги и родители зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

  • потеря,  искажение   смысла стихотворения;
  • изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
  • длительность процесса заучивания (запоминания);
  • припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;

Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

        Опыт моей работы показал, что эффективным и увлекательным средством при обучении дошкольников заучиванию стихотворений служат приемы и методы мнемотехники.

        Мнемоника, или мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

      Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что же это?

  Мнемоквадрат – картинка с изображением предмета, действия или другого символа.

           Мнемодорожка – последовательное изображение нескольких квадратов, по которым можно составить предложение.

           Мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Существует шесть основных методов мнемотехники по Бодровой И.В.:

  1. Метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного письма).
  2. Метод эйдетизма (образное запоминание).
  3. Метод Цицерона (метод «мест», или «комнат»).
  4.  Метод трансформации.
  5. Метод смысловых опор.
  6. Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи»).

В своей работе с детьми по заучиванию стихотворений я использую два метода: метод крокирования и метод ассоциативных цепочек. Метод крокирования от французского означает чертеж, схема, набросок.

Метод крокирования – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определенного слова, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух (используется при ознакомлении с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений).

Метод ассоциативных цепочек (или «мультиков», «чепухи»). Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете, до мельчайших подробностей. Дети связывают картинки попарно с забавными действиями.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), то есть весь текст зарисовывается схематично. Главное – передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Система работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники  включает следующие этапы:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Вопросы по содержанию стихотворения.

3. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение ее ребенком с опорой на мнемотаблицу (по мере обучения ребенок составляет мнемотаблицу самостоятельно).

5. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Овладение приемами работы сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Метод мнемотехники можно использовать в любом виде деятельности, в любом режимном моменте. Благодаря этому методу у детей развиваются не только все виды памяти, но и мыслительная деятельность, связная речь. Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает процесс в игру.

Практическая часть

Упражнение: заучивание стихотворения «Мы – снежинки» (И. Мельничук) с использованием метода мнемотехники.

Цель: формирование умения создавать мнемотаблицы, заучивать стихотворение  с опорой на мнемотаблицу.

Предлагаю приступить к практической части мастер-класса. Необходимо условно разделить аудиторию на две части (при необходимости работают первые ряды). Одна часть аудитории получает чистые листы и карандаши (ручки или фломастеры).

Задание: выучить стихотворение (или воспроизвести с наибольшей точностью), первой части аудитории – используя метод мнемотехники (составляя мнемотаблицы), а второй части аудитории – опираясь только на свою память.

Мы  снежинки (И. Мельничук)

Мы  снежинки, мы  пушинки,

 Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Рефлексия

- Что вам показалось легче: выучить стихотворение, используя мнемотаблицу  или опираясь только на свою память?

- Как можно вовлечь родителей при создании мнемотаблиц?

- Хочется заметить, что есть люди, которые очень хорошо запоминают, не используя эти методы. Все зависит от вида памяти (механическая, зрительная, слуховая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для обучения заучивания стихотворений детей с ОНР.

В статье рассматриваются  затруднения, которые испытывают дети с ОНР в усвоении заданий по развитию речи, заучивании стихотворений.  А эффективным коррекционным средством служат приёмы мнемо...

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ

Использование метода мнемотехники в обучении заучивания стихотворений детьми подготовительной группы ДОУ...

Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...

Мастер-класс «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

В своем мастер-классе я представляю работу по развитию речевого творчества, подготовки детей к пересказу сказок с помощью использования метода мнемотехники....

Памятка для педагогов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Памятка для педагоговИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...