Мастер-класс «Научился сам – научи других!»
материал (младшая группа) на тему
Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования; Условия для овладения педагогами способами изготовления социального плаката, усвоения принципов создания социальной рекламы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchilsya_sam_-_nauchi_drugih.docx | 1023.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Научился сам – научи других!»
Проводят: воспитатели МБДОУ детского сада №34 Куликова М.В., Кондратьева Л.А.
Задачи:
- познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обеспечить условия для овладения педагогами способами изготовления социального плаката, усвоения принципов создания социальной рекламы.
Мастер-класс может сопровождаться презентацией, если будут условия.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мы - воспитатели детского сада компенсирующего вида №34 г. Кинешмы, который второй год работает в режиме региональной инновационной площадки по теме духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом создания в детском саду социальной рекламы.
- Пусть вас не пугает слово «реклама», да еще и по отношению к детям. Речь идет о таком виде дизайна, как социальный плакат. В нашем случае он рекламирует не конкретный товар, не торговую марку, а определенную нравственную позицию человека в решении актуальной общественной проблемы.
- Что же такое - социальный плакат? Как вы его себе представляете? (Ответы) Социальный плакат - это продукт коллективного творчества детей в виде броского изображения большого формата, сопровождаемого кратким текстом – обращением к широкой общественности. Необходимо подчеркнуть, что это не просто красивая картинка, не поздравление с праздником, не украшение забора, а мощный инструмент, пропагандирующий базовые нравственные ценности.
- Причем, воспитывающее влияние плакат оказывает не столько на потенциального потребителя, сколько на самих создателей – детей дошкольного возраста. В современном обществе традиционно ребенок долгие годы находится в роли УЧЕНИКА, поглощающего информацию от взрослого, иногда даже не зная, когда и где её можно будет употребить.
- Работа над социальным плакатом дает ребенку возможность на время занять позицию УЧИТЕЛЯ, т.е. человека, который не только научился сам, но и может научить других. Будущему школьнику очень пригодятся такие качества, как активная жизненная позиция, неравнодушие к событиям в стране, умение увидеть проблему и найти её решение, выразить свое детское мнение, «достучаться» до сердец и умов окружающих людей.
- Алгоритм создания плаката предусматривает несколько этапов работы. Чтобы лучше понять их логику, предлагаем вам сегодня всем вместе изготовить плакат, пройдя все этапы его создания. Согласны? Итак, этап первый: выбор темы. Поводом для создания плаката обычно служат общественно значимые даты и события. Например, буквально послезавтра страна будет отмечать праздник. Кто знает, какой это день? Да, День защиты Земли.
- Я думаю, никто не будет спорить, что наша планета действительно нуждается в защите. Существует немало факторов, которые негативно влияют на экологическую ситуацию, и о них обязательно должны знать наши дети. Воспитание экологически грамотного гражданина – важная задача детского сада. Давайте все вместе обозначим проблемы: передавая друг другу изображение плачущей Земли, коротко расскажите о вредном воздействии жизнедеятельности человека на природные ресурсы. Разрешите, начну я. Я вижу проблему Земли в загрязнении водоемов отходами производства. Пожалуйста, продолжите.
Блиц-опрос «Планета в опасности!»
Для опроса используется плоскостное изображение плачущей Земли (из картона), укрепленное на палочке. На обратной стороне изображения написаны начальные слова фразы, которую надо продолжить. Получив в руки изображение, участник мастер-класса называет проблему одним предложением и передает эстафету следующему.
- Спасибо за участие в опросе. Мы выяснили, что людям действительно есть повод задуматься и изменить свое отношение к нашему общему дому, а значит, выбранная тема соответствует базовому принципу дизайна – актуальности. Наступило время второго этапа нашей работы – формулирования основной мысли, которая должна быть донесена до зрителя. Это может быть лозунг, призыв, пословица, «крылатое выражение». Самое главное – текст должен быть коротким, нескучным, вызывающим яркие образы, воспринимаемые читателем буквально «на ходу». При выборе текста следует руководствоваться принципом лаконичности.
- По законам рекламы одинаково эффективны как положительно окрашенные слоганы, так и несущие идею отрицания. В работе с детьми мы отдаем предпочтение утвердительным слоганам, например, «Мы за мир!»
- Да, дети с трудом понимают высказывания с частицей «не», хотя тот же самый смысл несет лозунг «Нет войне!». Но здесь собрались люди взрослые, поэтому давайте попробуем подобрать к нашим плакатам слоганы с позитивной и негативной окраской. У вас на столах есть списки примерных текстов по теме праздника. Как вы думаете, какие из них могут быть использованы в качестве надписи на плакате?
Творческое задание «Выбираем слоган»
Участники мастер-класса изучают перечень текстов (пословица, лозунг, четверостишие, цитата)и подбирают слоган по теме с учетом принципов лаконичности и актуальности. Ведущие озвучивают выбранные варианты.
- Выбор сделан! И мы переходим к следующему этапу работы – созданию изображения. Сразу возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся дать ответы. Какую изобразительную технику выбрать для плаката?
- Абсолютно любую, предназначенную для плоскостного изображения: рисунок красками, фломастерами, пальчиковая живопись; аппликация из бумаги, ткани, обрывная, полуобъемная, из деталей или из готовых форм, коллаж, оригами. Выбор ограничен лишь вашей фантазией и навыками детей.
- Другой вопрос - что и как изображать? Принцип графического дизайна – однозначность. Среда обитания социального плаката – не картинная галерея, где зритель имеет возможность поразмышлять над картиной и сформировать о ней свое собственное мнение. Принцип однозначности предполагает, что изображение на плакате должно точно соответствовать слогану и не допускать иного толкования. Любым человеком плакат должен восприниматься именно так, как задумал автор.
- Какие правила при создании изображения следует соблюдать? Во-первых, плакат должен привлекать внимание, быть ярким, хорошо видным издалека, с крупными элементами и выраженным композиционным центром. Во-вторых, необходимо тщательно подбирать цвета; желательно использовать не более трех-четырех, хорошо сочетающихся между собой. Многоцветные изображения выглядят пестро и теряют свой социальный смысл.
- Теперь приступаем к практической работе. На столах у вас есть все материалы для создания плакатов. Композиционными центрами предлагаем сделать изображения Земли – грустной и радостной. Остальные элементы подбирайте соответственно слогану и общему настроению плаката.
- Творческих вам успехов! А мы подскажем и поможем.
Творческое задание «Создаем изображение»
Для всех участников подготовлены материалы: цветная бумага, клеевые карандаши, ножницы, фломастеры, карандаши, иллюстрации по теме. Педагоги двумя группами создают два плаката, противоположные по настроению (каждый член команды готовит 1-2 элемента). На всю работу потребуется не более 3-х минут.
- Итак, плакаты готовы! По-моему, получилось великолепно. Кстати, наши дети тоже подготовили плакат к Дню защиты Земли (показ). Остается последний этап – демонстрация. Где разместить готовый плакат?
- Плакат должен быть хорошо виден проходящим мимо людям. Очень хорошо, если к нему есть подход ребенка, чтобы он мог показать родителям часть своей работы. Мы размещаем плакаты на ограждении территории детского сада, рядом с калиткой.
- Важно позаботиться о защите плаката от непогоды, т.к. снег, дождь и ветер быстро испортят его внешний вид. Мы помещаем плакат в металлическую рамку под прозрачный пластик, что очень удобно и красиво.
- Сегодня вы попробовали свои силы в создании социальной рекламы. Понравилась ли вам эта работа? Как вы считаете, произведут ли ваши плакаты на зрителя тот эффект, на который вы рассчитывали?
- Говоря о воздействии социальной рекламы на людей, мы хотим познакомить вас с так называемым «эффектом стрекозы» в дизайне. Наглядно он изображен в ваших памятках. Посмотрите, на крылышках стрекозы написаны слова, которые по первым буквам укладываются в формулу «Ф + 3В».
- Первое слово – фокусирование. Эффективность плаката зависит от конкретной четкой цели и определенного результата, на которых сфокусирован автор. Как фокус фотоаппарата, плакат выявляет острую проблему общества.
- Второе слово – внимание. Оно обозначает, что плакат должен обращать на себя внимание, быть ярким, запоминающимся, задевающим за живое.
- Важное слово – вовлечение. Если содержание плаката не вызовет у зрителя интереса к проблеме, чувства сопереживания, то он так и останется яркой картинкой. Плакат должен вызывать желание активно действовать, желание решать проблему, менять стиль поведения, если это необходимо.
- И последнее слово – воплощение. Как ни велико желание, но если нет возможностей, то призыв на плакате не приведет к результату. Лозунг на плакате должен содержать готовый «рецепт» действия, доступного практически для любого человека, например, не трудновыполнимое - «Сохраним поголовье птиц», а понятное и простое - «Покормите птиц зимой».
- Чтобы стрекоза летела легко и быстро, все её крылья должны работать одновременно и слаженно. Только в комплексе все составляющие «эффекта стрекозы» сделают социальный плакат инструментом духовно-нравственного воспитания дошкольников и изменения отношения людей к миру.
- Маленький шаг рождает большие перемены. «Отдай, чтобы получить!» - девиз социальной рекламы. Хорошо, если он будет одним из жизненных принципов наших воспитанников.
- Спасибо за сотрудничество! С вами были воспитатели Куликова Мария Викторовна и Кондратьева Лариса Алексеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Умей сам – научи друга»
Мастер-класс...
Мастер-класс для детей подготовительной группы «Друг веселый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной!»
Цель: воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды.Задачи: упражнять детей в выполнении основных движений; развивать глазомер, ловкость, быстроту...
Мастер-класс с педагогами ДОУ «Научить ребенка любить — возможно ли это?»
Мастер-класс с педагогами ДОУ «Научить ребенка любить — возможно ли это?»Цель: освоение участниками алгоритма по реализации тем социально-нравственного воспитания в образователь...
Мастер-классЯ могу вас научить делать «Кусудаму»
Мастер-классЯ могу вас научить делать «Кусудаму»...
Мастер - класс для родителей "Как научить ребенка правильно держать ложку"
Для ребёнка пользование ложкой – это процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения....
Мастер-класс Воркшоп «Знаю. Умею. Научу» – технология «Кроссенс»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Сегодня наша встреча пройдет в форме воркшопа, который предполагает минимум теории и максимум практики.А начнем мы наш воркшоп с высказывания известной лич...
Мастер – класс для родителей "Фликер – наш друг и помощник".
Цель: объяснить родителям значимость светоотражающих элементов для сохранения жизни детей в тёмное время суток. Изготовление фликера своими руками....