Обучающий проект "Строим планету Доброты"
проект (средняя группа) по теме
В настоящей работе отражены приемы проведения занятий, направленных на социализацию детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта. Данный проект может быть полезен для коррекционно-развивающей работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях, а также работников обычных детских дошкольных учреждений, но с воспитанниками более младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Строим Планету Доброты»
Актуальность: работа с детьми с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта требует особого подхода, так как для них свойственна сниженная эмоциональная отзывчивость, слабая реакция на новизну, они не выделяют сверстника в качестве объекта взаимодействия, плохо идут на контакт со взрослыми. У детей отмечается неустойчивость эмоционального состояния. Социализация таких детей осложнена и требует особого подхода к овладению воспитанниками элементарных норм и правил взаимоотношений. Актуальность разработки форм и методов коррекционно-развивающей работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях связана также с изменением общественной позиции по отношению к таким детям, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Цель:
- создать условия для нравственного развития ребёнка;
- способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей;
- формировать у детей единство нравственного поведения, чувств и переживаний.
Задачи:
- Исправлять негативные формы поведения у детей.
- Стимулировать активность детей в освоении нравственных ценностей, норм и правил.
- Вооружать воспитанников осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, действующих в нашем обществе.
- Углублять представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям.
- Учить искать выход из конфликтных ситуаций.
- Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Перспективное планирование по проекту « Строим Планету Доброты»
Группа №1 ЗПР 6-7 лет.
Тема | Задачи | Формы работы с детьми | ||||
Беседа | Чтение художественной литературы | Проблемные ситуации | Игры и упражнения на развитие эмоций | Продуктивная деятельность | ||
«Добро и зло» | Формирование и закрепление представлений о «добре» и «зле», добрых и злых поступках. Умение решать проблемные ситуации, анализируя их. | «О добре и зле», «Если добрый ты – это хорошо». | С. Баруздин «Бревно», В. Осеева «Отомстила» | «Не будь злым», «Совершай добрые дела» | Упражнение «Изобрази эмоцию» | Заполни пиктограммы, изображая злое и доброе лицо. |
«Дружба» | Воспитывать положительные детские взаимоотношения, развивать интерес детей друг к другу, стремление к взаимопониманию и дружескому общению. | «Почему нужно уметь уступать» «Как жить дружно без ссор» | Заучивание мирилок. А. Кузнецова «Подружки» | «Договорились» | Игра «Вежливые слова» | Придумывание сказок о дружбе и оформление книги сказок. Сделай подарок другу. |
«Щедрость и жадность» | Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. | «Кто живёт интересней щедрый или жадный» | Стихотворение Я.Акима «Жадина» | «Мне купили самокат» | Игра «Комплимент», «Жадина» | Рисование «Рисунок другу» |
«Гостеприимство» | Формировать нравственные качества: доброту, заботливость, чуткость, гостеприимство. Закреплять знание правил доброжелательного поведения. | «У тебя в гостях подруга (друг)» | О. Григорьева «Гостеприимство» | «Как вы поступите, если к вам пришёл гость, которого вы не звали?» | Обыграть ситуацию «Когда в группу приходит гость» | Составление кроссворда (на карточках эмоции, ребёнок изображает эмоцию, а дети отгадывают) |
«Стремление помочь» | Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. | «Кто скоро помог, тот дважды помог» (русская народная поговорка) | В. Осеева «Просто старушка», Е. Бехлерова «Зайчик, который всем помогал» | Обыгрывание ситуаций: 1. Дети помогают упавшей старушке 2. Донести тяжёлые сумки 3. Уступают место в автобусе. | Игра «Поможем маме». Упражнение «Спаси птенца» | Сделаем игрушки малышам. |
«Любовь» | Вызвать желание говорить освоих близких, называть их имена. Формировать представления о семье в жизни ребёнка, о семейных традициях. | «Моя мама», «Как могут дети заботиться о взрослых» | С. Погорельский «Попробуй стать волшебником» | «Просьба мамы» | Драматизация сказки «Репка», Сюжетно-ролевая игра «У бабушки день рождения» | Нарисовать поздравительную открытку бабушке. |
Группа №2 ЗПР (3-5 лет)
Тема | Задачи | Формы работы с детьми | ||||
Рассказ воспитателя | Чтение художественной литературы | Игровая ситуация | Упражнение на развитие эмоций | Продуктивная деятельность | ||
«Добро и зло» | Знакомить детей с понятиями «добро» и «зло». Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга. | «Если добрый ты – это хорошо» | «Айболит» К. И.Чуковский | «Девочка Солнышко знакомится с ребятами» | «Делай, как я» «Шкатулка добрых дел» | Рисование «Портрет Солнышка» (на готовом силуэте дети рисуют глаза, улыбку) |
«Дружба» | Поддерживать эмоционально положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам. | «Дружба начинается с улыбки» | Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (пересказ с английского О.Образцовой) | «Кто в домике живёт?» «Как куклы поссорились и помирились» | «Давай дружить» (мимика, жест, взгляды передаются друг другу) | Рисование «Весёлый хоровод» |
«Щедрость и жадность» | Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать правильное отношение к негативным поступкам. | «Давайте поделимся с друзьями игрушками, сладостями, книжками» | Русские народные потешки «Пошёл котик на торжок», «Кисонька-мурысенька» | «Как Саша и Маша делились игрушками», «Солнышко приносит подарки» | «Подари радость» (улыбка, прикосновение, слово) | Аппликация «Делаем подарки ко дню рождения» |
«Гостеприимство» | Помочь детям осмыслить и практически освоить правила поведения по отношению к гостям. | «Пригласим Солнышко в гости» | «В гости к Федосье» И. Мазнин. | «Мы принимаем гостей – кукол Алёну, Серёжу и обезьянку Чи-Чи» | «Нам хорошо вместе» | Лепка «Угощение для кукол» |
«Стремление помочь» | Развивать интерес детей к совместным играм. Способствовать пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. | «Маленькие помощники» | Русская народная потешка «Дед хотел ухи сварить» | «Что случилось с куклой Алёнкой?», По сюжету русской народной песенки «Как на тоненький ледок…» | «Скажи соседу доброе слово» | Коллективная аппликация «Красивые цветы» |
«Любовь» | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям и членам семьи, называть их имена. Формировать представление о семье и родственных отношениях. | «Мама, папа, я – дружная семья» | Заучивание стихотворения «Мама» Я. Аким | «Семья за праздничным столом», «Семья встречает дедушку» | «Букет вежливых слов» | Аппликация «Открытка к празднику» (Дню семьи) |
Группа детей с нарушением интеллекта
Тема | Формы работы с детьми | |||||
Задачи | Беседа, рассказ воспитателя | Чтение художественной литературы | Игровая ситуация | Упражнения на развитие эмоций | ||
«Добро и зло» | Знакомить с понятиями «добро»- «зло» Воспитывать добрые чувства | «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Волк и семеро козлят» | «Лунтик знакомится с ребятами» | «Скажи соседу доброе слово» (по кругу). Поздороваемся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга и улыбнёмся. « Делай, как я» (улыбка – хмурое лицо; ласковый жест – пригрозить пальцем). | Закрашивание силуэтов. «Добрые и злые герои сказки» |
«Дружба» | Учить доброжелательному общению. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам. | «Мы-дружные ребята» | «Кот, петух и лиса» | «Поможем куклам помириться» «Попроси игрушку» | Дети встают в кружок, берутся за руки. Руки у всех добрые, тёплые. «Нам хорошо вместе». «Давай дружить» (мимика, жест, взгляды передаются по кругу). | Хороводная игра «Вместе весело шагать…» |
«Щедрость и жадность» | Раскрыть смысл понятий «жадный» и «щедрый». Формировать нравственные представления (хорошие - плохие поступки). Формировать представление о возможности уступки | «Я беру игрушку» | В.Сутеев «Мешок яблок» | «Научим Лунтика делиться с товарищами» «Можно -нельзя» | Повтор слов « я не жадина », « я добрый ». «Волшебный горшочек» (возьмём хорошего настроения и выразим это мимически и жестами). | Лепка «Угощение для куклы» |
«Гостеприимство» | Рассказать детям о некоторых правилах, их значении, сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослым. Учить доброжелательному общению. Закреплять навыки культуры поведения. | «Мы умеем делать правильно» | «Теремок» | «Покажем и расскажем Лунтику, как надо встречать гостей» «К нам гости пришли» | Поздороваться друг с другом, с воспитателем, называя всех по имени (воспитателя по имени отчеству). Дети по – разному приветствуют друг друга. | Сюжетно-ролевая игра «К кукле пришли гости» |
«Стремление помочь» | Учить проявлять заботу об окружающих. Формировать желание оказывать помощь. | «Мы уже большие и можем позаботиться о взрослых, малышах» | «Заюшкина избушка» | «Ты вошёл в автобус». «Кто уступит» | «Подари радость» (улыбка, прикосновение, слово). « Делай, как я» (улыбка – хмурое лицо; ласковый жест – пригрозить пальцем. | Ремонт книг для малышей |
«Любовь» | Вызвать желание говорить о своих близких ,называть их имена, сформировать представление о семье, о том ,что никто не должен разлучать ребёнка с родными | «Я люблю маму и папу» | «Гуси-лебеди» | «Покажем Лунтику семейные фотографии и расскажем о них » «Мы мамины помощники» | «Шкатулка добрых слов». «Делай по сигналу» (жесты, мимика). «Букет вежливых слов» | Фотовыставка «Наш домашний праздник» |
Итоговое мероприятие: совместный праздник «Путешествие по Планете Доброты»
Список использованной и рекомендуемой литературы
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В .Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.: Мозаика Синтез, 2005. – 208 с.
- «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений». О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1992.
- «Страна Добра: социализация детей 5-7 лет» Е. О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2012, - 112 с
- «Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012. – 256 с
- «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика – Синтез, 2012 -80 с.
- «Беседы о характере и чувствах»: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
- «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И.Ф.Мулько: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
- «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. Т. А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
- «Этика для детей 5-7 лет»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
- «Особенности знаний дошкольников с нарушением интеллекта о социальном окружении // Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников. – СПб.: Образование, 1992. – ч. 111 – 121.
- «Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя/ под редакцией Л. П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – с. 135 – 147.
- «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др.-М.: Издательство Оникс, 2006. – 352 с.
- «Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др.-М.: Издательство Оникс, 2006. – 336 с.
Рекомендации для педагогов, работающих по проекту «Строим Планету Доброты»
- Будьте эмоционально выразительными, улыбчивыми, терпеливыми в работе с детьми.
- Педагог должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению друг с другом, к проявлению доброжелательности. Не забывайте выразить своё одобрение за добрый поступок ребёнка, или хотя бы за стремление совершить этот поступок.
- Не стремитесь подробно объяснить детям нравственные истины и значение этих понятий, а подводите к совместному их поиску.
- Тем более, не надо требовать от ребёнка определение понятий, их содержание ребёнок может усвоить лишь на конкретных жизненных примерах.
- Дети не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать. Надо помнить: нравственные привычки крепнут лишь постепенно, по мере обогащения социального опыта детей.
- Важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.
- Полезно проводить специальные беседы, инсценировки, игры, создавать и обсуждать проблемные ситуации, в которых дети должны принять решение, что-то сделать, чтобы выйти из затруднения.
- Основным в работе воспитателя является создание условий для эмоционального отклика детей на ситуацию, умение видеть нравственную сторону того или иного поступка.
- Эффективным в работе с детьми является умение воспитателя подчеркнуть в ребёнке позитивные качества, выразить веру в наличие этих качеств (даже если ребёнок проблемный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная обучающая игра «Планеты Солнечной системы»
Цель: закрепить полученные, во время образовательной деятельности, знания.Описание: Компании детей (2-3 человека) предлагается выполнить задание: вернуть планеты на свои орбиты. Планеты появляются по ...
Конспект интегрированного занятия по части, формируемой участниками образовательного процесса Тема: «Путешествие на планету Доброты» в старшей логопедической группе
Нравственное воспитание детей. учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи....
Обучающие карточки "Планеты,Космос".
Обучающие карточки "Планеты,Космос"....
Конспект ООД в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты»
laquo;Планета доброты»Цели: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости быть добрым, испытывая в этом внутрен...
Конспект организованной образовательной деятельности "Планета доброты"
Цель: закрепить и расширить представления детей о понятии «доброта», «добрые поступки» как о целом неотъемлемом качестве человека.Задачи:1.Обучающие: - продолжать закреплять нр...
Мастер-класс для педагогов «Моя планета доброты»
Цель:Повышение профессиональной компетенции педагогов через практическую деятельность по формированию нравственных качеств.Задачи:1. познакомить педагогов с одним из приемов формир...
Интегрированное занятие "Планета Доброты"
Есть хорошая примета, по утрам дарить приветы:- Солнцу красному - ПРИВЕТ!- Небу ясному – ПРИВЕТ!- Взрослые и малыши – ВАМ ПРИВЕТ ОТ ВСЕЙ ДУШИ!...