«Формирование экологической личности через воспитание целомудренного отношения к природе».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Дронова Алла Николаевна

 

     Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Они открывают новый мир для себя, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать и даже попробовать на вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование экологической личности через воспитание целомудренного отношения к природе».

Дронова Алла Николаевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад «100»

город Таганрог, Ростовская область

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

( Ф. М. Тютчев)

     Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Они открывают новый мир для себя, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать и даже попробовать на вкус.

Поддерживая истинный интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании не только бережного отношения к природе, но и воспитания любви ко всему миру, как основы. Поэтому истинная экология, как наука должна быть пронизана любовью и гуманизмом.

Экологическая культура предполагает не только наличие определённых знаний

 И убеждений, но и приобретение навыков, стремление подчинить свою деятельность рациональному природопользованию.

Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном,  так и в безнравственном поступке. Чаще всего это связано с незнаниями дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому ознакомления детей с миром природы рассматривается как формирование и воспитание основ нравственного и гуманного взаимодействия с окружающим миром.

 Экологическая культура дошкольников – сложная взаимосвязанная система его отношений с природой, где ребёнок накапливает позитивный личный опыт общения с природой, учится контролировать свои действия соотносить их с окружающей обстановкой и предвидеть возможные последствия своих действий для природы.

Сколько бы ребёнок не запомнил  названий растений, сколько  не посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нём любовь – всё бесплодно.  Любое воспитание, в том числе и экологическое, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке.

«Годы детства – писал В. Сухомлинский – это прежде всего воспитание сердца» и срок для этого отпущен небольшой – 7 лет, дальше это будет делать крайне трудно.

Что же способствует такому воспитанию? Любовь и красота.  В них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки детских сердец.

Человек, не видящий красоты природы, хуже,  чем слепой, у него слепота души. А у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.  Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру.

 Общение с природой развивает человека нравственно.  Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Человек учится у природы. Его наблюдения помогают придумывать и создавать необходимые для жизни и действительности предметы

В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку.  Если он гладил животное, играя с ним – добрый человек пришёл. Если обходился грубо – настораживались так, как по отношению к животному судят и по отношению к людям.

Общение с природой вызывает у ребёнка положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пение соловья, стрекотание кузнечика; от нежного запаха цветов. Особую радость ребёнок испытывает общаясь с животными и их детёнышами, наблюдая за их весёлым поведением, созерцая прелесть цветущих растений.

Ребёнок накапливает нравственно-целостный опыт отношения к миру, умение целесообразно вести себя в природе. У детей повышается уровень экологической воспитанности. Ведущим личностным достижением ребёнка становится гуманное отношение величайшей ценности – к жизни.

Тайна успеха во всём.

Список литературы:

1. Ашикова Т., Ашиков С. Природа, творчество и красота:[Занятия на  тему  "Цветы  и  бабочки"  в форме театрализованной игры]//Дошкольное воспитание.–2002.– № 7.–С.2–8.–(Воспитание и обучение).

2. Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог.–2006.–№ 11.–С.23–28.

3. Бобылева Л. Береги природу!: Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное  воспитание.– 2002.– №  7.–С.9–17.–(Воспитание и обучение).

4. Богданец Т.П. Как развивать экологическое мышление дошкольников в игре//Современный детский сад.–2008.–№ 7.–С.25–28.– Игра "Зимующие птички".

5. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: [д/с № 29 с. Русско-Высоцкое]//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2009.–№ 5.–С.19–21.

6. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3.–С.23–27.

Исполнитель

Дронова Алла Николаевна

8-960-454-37-90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе"

Семинар на РМО по экологическому воспитанию дошкольников. С 2014 года я являюсь руководителем РМО по экологическому вопитанию дошкольников.В ноябре 2014 года провела семинар на базе нашего детско...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе через экологическую сказку.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности...

«Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе».

«Приобщение дошкольников к экологической культуречерез воспитание интереса и бережного отношенияк живой природе»....

Обобщенный опыт работы «Воспитание художественного отношения к природе, как фактор разносторонней личности, развития творческих способностей»

ТЕМА:  «Воспитание художественного отношения к природе, как фактор разносторонней личности, развития творческих способностей. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"

Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"...

Приобщение дошкольников к экологической культуре через воспитание интереса и бережного отношения к живой природе

Воспитание экологической  культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому с...