Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
методическая разработка по теме
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка.
Задачи:
1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивности.
2.Сформировать и закрепить эффективные навыки взаимодействия с агрессивными детьми.
3.Расширить возможности понимания и принятия своего ребенка.
4.Улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком.
5.Способствовать гармонизации отношений в семье.
6.Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
7.Способствовать сплочению коллектива родителей и взаимному обмену педагогическим опытом между участниками группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningi_dlya_roditeley_po_agressinosti2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинары – тренинги для родителей
Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Педагог – психолог Кудряшова М.И.
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка.
Задачи:
1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивности.
2.Сформировать и закрепить эффективные навыки взаимодействия с агрессивными детьми.
3.Расширить возможности понимания и принятия своего ребенка.
4.Улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком.
5.Способствовать гармонизации отношений в семье.
6.Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
7.Способствовать сплочению коллектива родителей и взаимному обмену педагогическим опытом между участниками группы.
Семинар – тренинг проводится в течении четырех дней.
Семинар – тренинг
Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
«Что такое агрессивность?»
1. Приветствие.
Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы.
Игра «Пожелания».
«Здравствуйте. Нашу сегодняшнюю встречу, предлагая начать с игры. Каждый из вас по-очереди будет вставать и произносить какую – либо фразу, обращенную ко всем остальным или вы можете использовать любой приветственный жест».
2. Выбор формы обращения.
«В тренингах существуют разные формы обращения (ты, вы, имя, имя - отчество). Если вы не возражаете, то я бы вам предложила обращение по имени и на «Вы».
3. Основные правила проведения тренинга.
«Как и в любой деятельности в тренингах существуют определенные правила, которые я бы хотела, чтобы мы с вами соблюдали:
- Приходить вовремя;
- Один говорит – все слушают;
- Быть активными;
- Постоянно участвовать в работе;
- Выступать без критики;
- Правило «стоп», если человек не хочет принимать участие в данный момент.
(стенд)
4. Упражнение «Продолжи предложение».
«Для того, чтобы нам с вами еще раз познакомиться, предлагаю вам продолжить три предложения:
-Меня зовут…
-Больше всего мне нравится…
-Мне бы хотелось…»
(каждому родителю раздаются листочки с предложениями).
5.Написание имен на бейджах.
6.Игра «Традиции».
Цель: сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу.
Инструкция: «В нашем городе есть традиция: все жители города в полдень собираются на площади и гуляют там. Если жители слышат 1 хлопок в ладоши, то здороваются друг с другом за руку и говорят своё имя; 2 хлопка – обнимают за плечи и прогуливаются вместе; если звенит колокольчик – кивают друг другу и говорят приветственные слова».
(сопровождает игру музыка).
7. Мини - лекция «Что такое агрессивность?»
Для начала мы с вами должны определиться с понятиями «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормами правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности). (псих.сл.).
Агрессия – это действия, а агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. готовность к совершению действий.
В первоначальном смысле «быть агрессивны» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).
Многие исследователи отмечали, что агрессия – естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология. Наше отрицательное отношения к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия – агрессия и насилие.
Насилие – это специфический человеческий феномен, а не проявление биологических поведенческих стереотипов. Это осознанное воздействие на других. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счет другого.
Агрессия в человеке заложена биологически, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия – его первозданное свойство. Этот механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных.
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокация. Причём и вербальная и невербальная провокация могут в ответ вызвать физические действия (нападения, насилия и т.д.).
Знаменитый психолог Э. Фромм выделил 2 вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезла, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма тонкой. Так, во многих боевиках мы видим, как положительный герой, добиваясь весьма достойных личных или общественных целей, крушит все вокруг себя и при этом нередко ненароком уничтожает собственность, калечит и убивает невинных людей.
В социальной среде уровень агрессивности определяется нормами, требованиями, установками. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба – это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а значит, в той или иной степени и проявление агрессии.
А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства.
(схема).
В первые годы жизнь ребенка зависит от родителей, особенно от матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Первые проявления агрессии видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые, лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого. Многое зависит от реакции взрослых.
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
Неуверенность и колебания родителей при принятии, каких – либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
(обсуждение)
8. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
Цель: выявить уровень агрессивности ребенка по заданным критериям.
На каждого человека выдаются критерии выявления агрессивности ребенка.
(4 из 8 часто проявляются, в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным).
9.Упражнение «Особенности агрессивного ребенка».
Цель: определить характерные особенности агрессивного ребенка.
Работа в подгруппах.
(общее обсуждение)
10. Упражнение «Рисуют дети».
Цель: научить отмечать агрессивные тенденции в рисовании детей.
Презентация рисунка. Обсуждение.
11. Техника визуализации.
Цель: успокоение, расслабление и улучшение настроения
«Сядьте удобнее, закройте глаза и попробуйте сконцентрироваться на своем дыхании и моих словах. Попробуйте в своем воображении вызвать зрительный образ того, о чем я вам буду говорить. Если бы будете чувствовать, что мысли начинают блуждать, не пытайтесь бороться с этим - все должно происходить как бы само собой, мысли могут приходить и уходить, это вполне нормально.
Сначала обратите внимание на свое дыхание. Почувствуйте, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие. Сосредоточьтесь на дыхании (пауза 30 секунд). Глубокий вдох и плавный выдох.
Спокойная музыка «шум прибоя».
«Прогулка на теплоходе».
Представьте, что вы находитесь на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера вам предстоит путешествие по самому сказочному, теплоходу, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Вы поднимаетесь по трапу и с каждым шагом чувствуете, как приближается приятное таинственное долгожданное путешествие. Вы ходите по кораблю, поднимаетесь на самую верхнюю палубу. Вы чувствуете, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Вы вдыхаете солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает ваше тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка вашего тела. Уходят напряжение и скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Вы поднимаетесь к борту теплохода, смотрите, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались ваши невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.
Вы поворачиваете голову в сторону моря и понимаете, что сейчас вас ничего не беспокоит. С каждым вдохом вам становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.
На раз, два, три медленно открываем глаза…»
-Что вы чувствовали?
-Какие ощущения испытывали?
12. Обратная связь
Заполнение анкеты.
-Спасибо за плодотворную работу, надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...
Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"
Семинар-практикум помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....
Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...
Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми
У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем таким как он есть в данную минуту. ...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"
Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"Цель:...
Тренинг для воспитателей ДОУ для эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса....
Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический...