Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем таким как он есть в данную минуту. Когда ребенок не уверен в такой абсолютной любви, он очень страдает, и каждый раз провоцирует на поведение, которое подтверждает его предположение о том, что его не любят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
эффективного взаимодействия с агрессивными детьми
Подготовила
воспитатель Котомина Наталья Николаевна
Цель тренинга:
Совершенствование навыков работы педагогов с агрессивными детьми.
План проведения тренинга:
1. Ознакомление с результатами анкетирования педагогов
2. Обсуждение информации об особенностях агрессивных детей
3. Рассмотреть различные ситуации взаимодействия с агрессивными детьми
4. Рассмотреть способы собственного самоконтроля при взаимодействии с агрессивными детьми
5. Выводы и рекомендации
6. Выдача раздаточного материала
Ход семинара:
1. Анализ результатов анкетирования педагогов к тренингу эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.
Всего в анкетировании приняли участие 18 человек.
11 педагогов отметили, что у них возникают трудности при взаимодействии с агрессивными детьми, 7 педагогов отметили, что у них возникают трудности с гиперактивными детьми.
Причину этих трудностей большинство педагогов видят: в том, что родители не занимаются с детьми – 11 человек.
Для решения проблемы 5 педагогов предлагают провести семинары по взаимодействию с детьми, 4 – пригласить ученых специалистов и прочитать лекции.
По данным опроса педагогов выявлены следующие ситуации, вызывающие затруднения при работе с агрессивными детьми.
* Ребенок проявлял устную агрессию по поводу занятий физкультурой, где не имел успеха. 8 группа
* Агрессивное поведение по отношению к сверстникам, первым задевает детей. 10 группа
* Ребенок не реагирует на замечания, при усилении контроля – кричит, сам себя царапает. 6 группа
* Агрессивный ребенок завел всех вокруг и сложилась ситуация, при которой дети перестали слышать педагога. 9 группа
* Что делать если ребенок кусается, толкает других детей. 2 группа
2. Как вести себя с агрессивными детьми
Можно выделить несколько видов агрессивного поведения:
1. физическая агрессия (действия)
2. вербальная агрессия (крики, ругань)
3. негативизм (оппозиционная манера поведения)
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы:
1. соматические заболевания, заболевания головного мозга
2. социальные факторы
3. просмотр фильмов и мультфильмов, а также компьютерные игры с агрессивной тематикой
4. стиль воспитания в семье: частые наказания, а также попустительство по отношению к агрессивным вспышкам ребенка
3. Коррекционная работа с агрессивными детьми проводится в четырех направлениях:
1.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4.формирование позитивных качеств умение думать о других людях, сочувствовать другим людям и т.п.
Ну, а что же делать в случаях, когда проблема еще кажется решаемой самостоятельно, или в качестве профилактических мер? Для начала разобраться, связана ли агрессивная вспышка ребенка с внутренним чувством угрозы. Для этого попробуйте поговорить с ним. Если вы поняли, что он испугался, то просто сообщите ему об этом, назвав предположительно его чувство: «Ты испугался…» или «Ты напуган…», предоставив ему возможность словесно выплеснуть свои чувства. Такой перевод из действия в слова его чувств позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Таким образом ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д
Если ребенок так напуган, что уже не разбирает, кто перед ним, друг или враг, лучшее, что способно остановить его - сдерживающие объятия. Выдержав его пинки, тычки и кусания, вы скоро обнаружите, что он затихает и умиротворяется. С каждым разом это будет происходить все быстрее и с нанесением меньшего вреда. Такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах.
Еще один частый случай агрессивных вспышек у детей - это столкновение с невыполнением его потребностей или желаний. У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем таким как он есть в данную минуту. Когда ребенок не уверен в такой абсолютной любви, он очень страдает, и каждый раз провоцирует на поведение, которое подтверждает его предположение о том, что его не любят. Часто такие провокации имеют вид трудновыполнимых или бесконечных желаний. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит и он никому не нужен. При этом он конечно страшно злится. С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти ребенка ведь его сомнения могут появляться снова и снова. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.
Также агрессивное поведение ребенка может быть связано с необходимостью отстаивать себя. Появляясь на свет, ребенок начинает занимать свое определенное место в этом мире и накапливать что-то свое. У него появляется понимание, что есть Я и есть мое. Ребенок должен четко представлять себе, где проходит граница между моим и чужим. Точно также он имеет право на свои чувства и мысли. Ребенок может очень бурно отреагировать на нарушение его границ, как внешних, так и внутренних. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 2 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Если наложить довольно жесткие запреты, то ребенок, скорее всего, будет нарушать их из под воль. Давать полное послабление и свободу – ребенок ощущает себя брошенным и ненужным, поскольку чрезмерная свобода приравнивается к отсутствию заботы о нем. Потом определенные ограничения необходимы для того, чтобы ребенок мог выработать внутренние моральные нормы, которыми он сможет руководствоваться в дальнейшей жизни. Крен как в одну, так и в другую сторону может вызывать агрессию, поскольку в обоих случаях существует угроза собственному Я.
Рассмотренные примеры далеки от исчерпывающего анализа причин агрессивности, но позволяют приблизиться к тем чувствам, с которыми ребенок не может справиться и потому выплескивает их на окружающих. Поэтому первое, что окружающие должны продемонстрировать ребенку – это то, что они сами способны справиться с ними. Видя это, ребенок начинает сам чувствовать себя более уверенно.
Вторая задача взрослых, это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.
И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ведь агрессия - это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей.
Приемлемые способы выражения гнева.
1. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
2. Метать мячики в мишень.
3.Пускать мыльные пузыри.
4 Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.
5. Полить цветы.
6. Поиграть в настольный футбол, хоккей.
7.Отжаться от пола максимальное количество раз.
8. Скомкать или порвать несколько листов бумаги.
9 Устроить соревнование «кто громче крикнет», «кто выше прыгнет» и т.п.
10. Нарисовать обидчика и зачирикать его.
11. Просто порисовать с тем, чтобы выплеснуть свои чувства
12. Поработать с пластилином, глиной или тестом.
13. Поиграть с песком и водой.
Отработка навыков общения
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослых – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации (спор из-за игрушки), провести ролевую игру.
.
4.Способы собственного самоконтроля при взаимодействии с агрессивными детьми.
Рекомендуется:
-двигаться медленнее,
-стараться не делать резких движений,
-говорить медленнее
-следить за дыханием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"
В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям и помочь им справиться с этой прблемой....
Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Ознакомление с приёмами конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми»
Показателем контактности и социабельности ребёнка является атмосфера общения ребёнка с близкими людьми в семье и стиль воспитания, который присущ данной семье. Дети с агрессивным поведением – это дети...
Семинар - практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"
Семинар-практикум помогает педагогам понять психологические особенности агрессивных детей, причины агресивности, основные направления работы педагога с агрессивным ребёнком....
Советы психолога "Взаимодействие с агрессивными детьми"
Рекомендации родителям "Как вести себя с агрессивным ребенком". Игры для родителей в домашних условиях....
Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или огра...
Взаимодействие с агрессивными детьми.
Рекомендации для родителей...