Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ
методическая разработка на тему
В рамках работы городской проектной площадки мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»
Одной из составляющих частей модели развивающей образовательной среды нашего дошкольного учреждения является пространство развития родителей, которое предполагает интеграцию семьи в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sidorova_t.v.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников в рамках образовательного процесса: опыт ДОУ
Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 56»
Сидорова Татьяна Владимировна
2 слайд
В рамках работы городской проектной площадки мы реализуем проект по теме: «Образовательная среда детского сада как условие развития и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками»
Одной из составляющих частей модели развивающей образовательной среды нашего дошкольного учреждения является пространство развития родителей, которое предполагает интеграцию семьи в образовательный процесс.
3 слайд
Работа условно разделена на три последовательных этапа.
1.Этап подготовительный. На данном этапе проводилось:
Анкетирование родителей
- « Хорошо ли вы знаете своего ребенка»
- «Психолого-педагогический подход к ребенку»
- Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей»
- Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами
- «Сотрудничество детского сада и семьи»
4 слайд
Часть анкетирования проводилась онлайн с использованием Гугл аккаунта.
5 слайд
2. Анкетирование педагогов.
Мы изучали профессиональную компетентность педагогов в освоении новых форм включения родителей в образовательный процесс (Анкета на определение уровня готовности педагога к инновационной деятельности (Н.В. Мищенко), а также выявляли способности педагога к творческому развитию в инновационной деятельности»)
На данном этапе также мы анализировали методическую и специальную литературы по проблеме и планировали разнообразные форм работы с родителями.
6 слайд
Результаты анкетирования родителей
Анализ анкетирования показал, что у родителей есть определенные педагогические потребности:
- нехватка времени на совместное времяпрепровождение с ребенком;
- как использовать гаджеты с пользой для ребенка;
- как помочь в освоении образовательной программы детям, испытывающим трудности в общении со взрослыми и сверстниками,
- как помочь ребенку быть более уверенным и решительным;
- как занять неусидчивого, невнимательного ребенка, чем его заинтересовать,
- как строить с ребенком бесконфликтные отношения,
- как лучше общаться с ребенком, поминать мотивы его поведения
Большая часть родителей отметили, что хотели бы получать помощь от специалистов ДОУ в разных формах взаимодействия.
7 слайд
Анализ анкетирования педагогов показал, что большая часть педагогов способны к творческому развитию в инновационной деятельности и обладают оптимальным уровнем готовности к освоению новых форм взаимодействия с родителями.
На этом этапе важен правильный анализ эффективности тех или иных форм работы, выявление наиболее интересных на взгляд родителей мероприятий.
8 слайд
2.Этап основной предполагает организацию взаимодействия с родителями, включающую в себя разнообразные формы, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, погружение их в воспитательно-образовательный процесс, участие в разнообразных мероприятиях.
9 слайд
Первым важным мероприятием стало проведение педагогического совета с участием родителей - «Аукцион педагогических идей по нетрадиционным формам и методам работы с родителями». Педагоги ДОУ представляли лот – форму взаимодействия с родителями из своего педагогического опыта. Аукционеры (это коллеги и родители) оценивали каждый лот цветными фишками (принимаю, либо не принимаю данный лот), а также оставляли комментарии автору Лота. Результатом данного мероприятия стало повышение творческой активности педагогов, создание условий для личной и профессиональной самореализации, выявление талантливых, творческих педагогов, публичное признание вклада педагогов в развитие ДОУ.
10 слайд
Познавательные формы взаимодействия играют доминирующую роль среди форм общения педагог – родители. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общие родительские собрания, тематические консультации, консультации специалистов.
11 Слайд
На групповых родительских собраниях большей популярностью пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
- С родителями был проведен круглый стол по темам- «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ», «Полезные интернет ресурсы для совместной деятельности детей и родителей»,
- деловые игры – «Как понять своего ребенка», «Гармония общения», «Мамы, папы, в школу собирайтесь» (для родителей подг. гр.)
12 слайд
- были проведены мастер-классы: «Создание лепбуков с детьми», «Использование ИКТ технологий для сотрудничества ДОУ и семьи», «Создание коллективной презентации в гугл аккаунте», «Веселый язычок», «Развитие речевого выдоха», «Развиваем пальчики – развиваем речь» (для родителей логопедических групп), «Театр на столе», «Оригами – сказка руками», «Дерево добра», различные мастер-классы по декоративно-прикладному искусству.
- также мы используем кейс-технологии. Родителям предлагаются педагогические ситуации, решение которых служат толчком для осмысления реальной проблемы.
12 Слайд
- Еще одной формой сотрудничества является создание семейной библиотеки – родители участвуют в пополнении уголка чтения, тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- Укреплению детско-родительских отношений способствуют творческие мастерские, в которых дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить.
- проектная деятельность -
13 Слайд
- участие родителей в образовательной деятельности способствует тому, что родители обучаются видам деятельности, которыми можно заняться с детьми дома, получают возможность помогать ребенку в освоении программного содержания.
- Многие родители сталкиваются с трудностями как можно завлечь своего ребёнка, какую игру провести. Для этого в детском саду был организован семинар «Игровой практикум» для родителей по проблеме обучения их различным видам игр с детьми.
- Слайд
В детском саду регулярно проводятся дни «Добрых дел» (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе) . Педагоги-психологи ведут родительский клуб, одной из новых форм взаимодействия с родителями стали душевные разговоры, на которых собираются родители, чьи дети имеют общие проблемы (например, леворукие дети, агрессивные и др.) – проводит педагог-психолог.
15 Слайд
Большие возможности для вовлечения семей предоставляет такой раздел работы дошкольного учреждения, как досуговая деятельность:
- Регулярно в детском саду проводятся тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей.
- замечательная традиция - семейный театр – родители участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов, оформляют зал, готовятся к театрализованным представлениям вместе с детьми.
- Слайд
Родители активно участвуют в праздниках, утренниках, мероприятиях, викторинах, КВН.
- Слайд
В детском саду проводятся конкурсы семейных талантов, семейные спортивные встречи;
18 Слайд
Наглядно-информационные формы также являются неотъемлемой частью взаимодействия с родителями. Уголки для родителей, выставки, вернисажи детских работ, информационные листы. Родительская газета, папки–передвижки.
19 Слайд
Использование ИКТ технологий в работе с родителями ведется по следующим направлениям:
- онлайн-анкетирование через гугл аккаунт
- создание родителями коллективных презентаций (родители делились полезными интернет - ресурсами для детей, делали скриншот с сайта и вставляли в презентацию)
- создание картотеки полезных интернет ресурсов для родителей на сайте ДОУ
- знакомство с сервисом для создания пазлов и сервисом для создания интерактивных заданий в разных образовательных областях
- использование инфографики (информацию в виде постеров и буклетов размещаем на информационных стендах и сайте ДОУ)
- создание картотеки веб-квестов для родителей и детей
20 Слайд
Заключительный этап предполагает
- анализ мониторинга промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы
- анкетирование родителей
Сводные диаграммы по результатам анкетирования были представлены на родительских собраниях, сводные диаграммы освоения детьми образовательной программы (конец года) – подтверждают положительную динамику развития.
21 слайд
Надо признать, что нам повезло. Ведь у нас нет семей, НЕ готовых сотрудничать, не готовых к плодотворному взаимодействию. И это не могло не дать успехов - благодаря им, администрации, педагогам, у детей:
- снизилось агрессивное поведение с 68% до 30%;
- 5 неговорящих детей начали говорить;
- увеличился уровень развития образовательных навыков на 25
- уменьшились конфликтные ситуации с 30% до 7%.
Дети активных родителей стали более уверенными, чаще проявляют инициативу и самостоятельность (все данные приведены с оценивания результатов психолога, логопеда, педагогов).
Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)
Показателем результативности является повышение удовлетворенности родителей как уровнем воспитания и обучения детей в ДОУ, так и формами взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.
Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования): с 67% до 88% в.
Повысилась удовлетворенность родителей формами взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования): с 54% до 92%.
Сводные диаграммы по результатам анкетирования были представлены на родительских собраниях, сводные диаграммы освоения детьми образовательной программы (конец года) – подтверждение положительной динамики развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Психолого-педагогические закономерности реализации принципа комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ОО
Особенности комплексно-тематического планирования...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования....
Психолого-педагогические наблюдения - инструмент для эффективной реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить постоянное наблюдение и оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного плани...
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...