Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ
консультация
Рассмотрены особенности консультирования родителей в ДОУ разными пециалистами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie_v_dou.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ.
В настоящее время отмечается тенденция интуитивного воспитания детей. Родители, не имея за плечами достаточного практического опыта, информационного багажа и должного уровня педагогической культуры, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Непосредственно в семье ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Родители в силу своей неопытности или недостатка времени не всегда уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей. Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и ценности. Нередкими являются и другие явления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др. Такие родительские установки могут не только негативно влиять на ребенка, но и сформировать у него неверную позицию, спровоцировать на агрессию, отрицательно повлиять на развитие. С целью предотвращения негативных последствий родителям дошкольников необходимо знать и учитывать возрастные аспекты развития личности ребенка, иметь достаточный багаж знаний о правильном развитии ребенка.
Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников.
Венгер отмечал, что «в дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психологических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями». Поэтому они и становятся основным объектом психологического воздействия. Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования.
Поскольку современные реалии ставят нас в новые условия и диктуют нам новые правила воспитания и обучения детей, родители не всегда успевают подстроиться под изменяющиеся требования детей. В последнее время отмечается, что консультационная помощь является необходимой для многих категорий семей. Также психологическая помощь является необходимой составляющей в работе педагогов и воспитателей.
Особенность психолого-педагогического консультирования в ДОУ в том, что консультант (педагог, психолог, музыкальный руководитель или любой другой специалист) ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога).
Психолого-педагогическое консультирование подразумевает под собой обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
В основном консультационная работа в ДОУ должна проходить через психологическую профилактику и психологическое просвещение.
Психологическая профилактика связана с систематической работой психолога, воспитателей и родителей; с предупреждение возможных психолого-социальных проблем у детей; выявление детей группы риска (по разным основаниям); с созданием благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах; профилактикой профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Консультант, работая с родителями, должен максимально глубоко и объективно понять их ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит педагог. Установление доверия между педагогом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.
Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования.
Любой вид работы консультанта в сфере образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть его профессиональной деятельности, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Как правило, усилия консультанта в ДОУ сосредоточены на том ,чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса добиваться следующего:
- своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности ребенка;
- изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде;
- предотвращать возможность развития трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.
Марцинковская Т.Д. выделила психологическое консультирование в условиях детского сада, как «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера».
В связи с тем, что объектом внимания педагога-консультанта являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация, он вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.
Основными направлениями в психолого-педагогической работе с воспитателями чаще всего выступают: возрастные новообразования, консультирование по результатам диагностики, особенности игровой деятельности, типичные проблемы развития детей «группы риска» и специфика взаимодействия педагогов с ними, педагогическое общение.
Воспитатели часто обращаются к узким специалистам по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Исходя из обозначенных проблем, определяется вид консультирования и форма проведения, для кого оно будет проводиться.
В условиях ДОУ можно выделить следующие основные виды консультативной работы: индивидуальное и групповое; однократные и многократные; по личному обращению или в результате вызова, направления; без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием; без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.
Прежде всего, групповые консультации организуются для родителей по инициативе педагогов и администрации ДОУ и связаны с основными проблемами и особенностями психического развития ребенка-дошкольника, а именно: психологические особенности детей разного возраста, адаптация детей к детскому саду, готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностических процедур, особенности детско-родительских отношений.
Формы работы по групповому консультированию педагогов разнообразны- педагогические часы, практические занятия, выступления на педсоветах. А групповое консультирование родителей проходит в форме родительского собрания, различных тренингов.
Форма же работы педагога-консультанта с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ имеет три направления:
- индивидуальные игровые занятия (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы);
- групповые игровые занятия (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей);
- консультация родителей детей (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка).
Индивидуальное консультирование, как было отмечено ранее, осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования родителей в условиях ДОУ является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Своевременная консультация родителей и избавление их от подобных воспитательных заблуждений является важным фактором профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
Таким образом, основная цель психолого-педагогического консультирования в ДОУ- достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка со стороны родителей и также воспитателей, установление доверия между педагогом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем.
В настоящее время в практической деятельности педагога-консультанта ДОУ индивидуальная работа с родителями должна быть направлена на пропаганду психологических знаний, на психологическую профилактику отклонений хода психического развития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации развивающе-коррекционной работы.
Список литературы:
1. Венгер А.Л., Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство.Часть 1,2/А.Л.Венгер. - М.:Генезис,2001.-160с.
2. Верещагина Н. В., Особенности работы с семьей и консультирования
родителей детей с особыми образовательными потребностями/Н.В.Верещагина //Дошкольная педагогика.- 2009. –33 с.
3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям - Москва: Гардарики, 2000. - 255 с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.
В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка, связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...
Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма
Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится пси...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Особенности психолого - педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования (по ФГОС ДО)
Индивидуализация дошкольного образования...
Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ.
Педагогика, дошкольники, работа с семьей....
Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Участник Всероссийского вебинара....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ
Вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников. ...