Консультация по психолого-педагогическому консультированию родителей
консультация по логопедии (старшая группа)

Почуева Виктория Викторовна

Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных умений у детей с ОНР:

1.         Первая и очень важная рекомендация – это четкое выполнение всех рекомендаций логопеда. Это позволит улучшить речевые способности ребенка, а вместе с тем откроет большие возможности для развития его коммуникативных умений.

2.         Поддерживайте коммуникативную активность, желание общаться ребенка поощрительными, ласковыми словами, подбадривайте его, разумно хвалите за проявленную инициативу и активность в общении.

3.         Побуждайте ребенка выражать эмоции, пусть он не боится этого делать, при этом обсуждайте с ним, что он чувствует в этот момент. Обсуждайте с ним и свои эмоции. Помогайте с названиями эмоций, учите его таким образом распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

4.         Поясняйте ребенку, каким образом его действия отражаются на Вас – на ваших эмоциях, чувствах, настроении. Обсуждайте это с ним. И побуждайте ребенка описывать то, что он чувствует в процессе взаимодействия с Вами. Он должен научиться лучше понимать и осознавать, какие эмоции и чувства вызывают у него те или иные действия других людей. Важно, чтобы дети представляли, как их действия отражаются на собеседнике, как они воспринимаются собеседником. Они должны научиться как бы видеть себя со стороны.

5.         Создавайте для ребенка возможность общения или наблюдения за общением с разными людьми, сверстниками и взрослыми. Комментируйте происходящее, чтобы ребенок мог все лучше понять и осознать. Например, можно говорить «видишь, ты подошла, а давай я к тебе вот так же подойду, посмотри, как это выглядит со стороны, видишь, человек радуется (или ему неприятно)».

6.         Привлекайте ребенка к участию в занятиях в несложных кружках и секциях. Там дети будут активнее вовлекаться в общение. Особенно важно это для детей робких, застенчивых, с низкой коммуникативной инициативой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_roditeley.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по психолого-педагогическому консультированию родителей по теме «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

1. Пояснительная записка

Цель: психолого-педагогическое консультирование родителей по теме развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Форма проведения: индивидуальная.

2. Конспект консультации

― Здравствуйте! Я благодарю вас, что вы присутствуете сегодня на консультации, посвященной вопросу развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обозначая проблему более точно, я хотела бы поговорить с вами о коррекции низкого уровня развития коммуникативных умений у вашего ребенка.

Всем людям необходимо общение. Оно позволяет человеку с большим комфортом жить в обществе, активно взаимодействовать с другими людьми. Эффективное общение людей друг с другом становится возможным благодаря развитию у них коммуникативных умений. Развитие коммуникативных умений активно осуществляется в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает посещать детский сад и начинает общаться с более широким кругом детей и взрослых.

Дошкольник уже способен проявлять инициативу в общении, сам заводить разговор, поддерживать его или прекращать разговор. Дети в этом возрасте активны в общении, умеют слушать и понимать речь человека, с которым общаются. Умеют четко выражать свои мысли. Могут довольно успешно общаться и с другими детьми, и со взрослыми. Понимают, как нужно общаться с педагогами, используют в речи слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» и т.д.

В норме дети 5-7 лет должны уметь слушать и понимать речь собеседника, отвечать на вопросы, быть доброжелательными в общении, участвовать в разговоре, начатом по инициативе другого человека.

Дети в возрасте 5-7 лет не просто умеют общаться и со взрослыми и со сверстниками, но и стремятся к общению и взаимопониманию с ними. Общаясь со взрослыми, они обогащают свои знания и представления о людях. Это играет очень важную роль для их дальнейшего успешного вхождения в социум.

Иная ситуация с общением складывается у детей с общим недоразвитием речи. Из-за имеющихся речевых нарушений, проблем с речью они не могут так же легко и свободно общаться с другими людьми, как их здоровые ровесники. Они не могут в полной мере использовать речь. Такие дети не могут нормально выразить свои мысли и желания, донести информацию до того, с кем разговаривают. Не могут легко вступить в диалог и поддерживать его. Не осознают в полной мере тех норм, которые отличают общение со сверстниками от общения со взрослыми людьми, к которым нужно проявлять уважительное отношение. Это сильно отражается на развитии у них коммуникативных умений. Этот процесс затрудняется и нарушается.

Чем характеризуется низкий уровень коммуникативных умений и какие трудности влечет за собой их недостаточное развитие? Их низкий уровень значительно затрудняет нормальное установление контактов с незнакомым человеком, понимание его личностных качеств и намерений, прогнозирование результатов поведения. Детям сложно устанавливать длительные прочные взаимоотношения с другими людьми. Все это нарушает нормальный процесс общения, делая человека отгороженным от других людей, от социума.

Очень важно понимать, что на стремление детей общаться со сверстниками и интенсивность их взаимодействия влияет не тяжесть речевого дефекта, как можно было бы предположить, а индивидуальные особенности ребенка, которые оказываются затронуты дефектом. Сюда можно отнести появление тревожности, заниженной самооценки, робости и неуверенности в себе, которые формируются в результате личной реакции на собственный речевой дефект. Все это становится барьером для нормального общения детей с общим недоразвитием речи с другими людьми.

Примерно только у 10% дошкольников с речевыми нарушениями есть минимальные отдельные проблемы в общении. У остальных детей нарушения в общении более выражены, дети склонны избегать общения со сверстниками, могут быть замкнутыми или, наоборот, проявлять агрессию, быть конфликтными. Но по мере взросления социальная дистанция между детьми уменьшается, они развивают способности вступать в контакт с окружающими, их коммуникативные умения развиваются.

Подводя итог, следует сказать, что у детей с ОНР коммуникативные умения часто оказываются развиты недостаточно, на низком уровне. Дети не стремятся к общению и крайне редко проявляют инициативу в общении, не всегда могут выразить свои мысли правильно и не всегда правильно могут понять, что хочет донести до них собеседник. Это нарушает их нормальное общение, затрудняет процесс социализации, вхождения в общество и нормальной адаптации в нем. Поэтому крайне важно уделять должное внимание данному вопросу, важно целенаправленно заниматься развитием коммуникативных умений ребенка. В этом принимают участие педагоги ДОУ, логопед, психолог, но также крайне важна ваша работа в этом процессе. В связи с этим хочу представить вам конкретные рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи, которыми вы можете пользоваться в повседневной жизни.

Рекомендации для родителей по развитию коммуникативных умений у детей с ОНР:

1.        Первая и очень важная рекомендация – это четкое выполнение всех рекомендаций логопеда. Это позволит улучшить речевые способности ребенка, а вместе с тем откроет большие возможности для развития его коммуникативных умений.

2.        Поддерживайте коммуникативную активность, желание общаться ребенка поощрительными, ласковыми словами, подбадривайте его, разумно хвалите за проявленную инициативу и активность в общении.

3.        Побуждайте ребенка выражать эмоции, пусть он не боится этого делать, при этом обсуждайте с ним, что он чувствует в этот момент. Обсуждайте с ним и свои эмоции. Помогайте с названиями эмоций, учите его таким образом распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

4.        Поясняйте ребенку, каким образом его действия отражаются на Вас – на ваших эмоциях, чувствах, настроении. Обсуждайте это с ним. И побуждайте ребенка описывать то, что он чувствует в процессе взаимодействия с Вами. Он должен научиться лучше понимать и осознавать, какие эмоции и чувства вызывают у него те или иные действия других людей. Важно, чтобы дети представляли, как их действия отражаются на собеседнике, как они воспринимаются собеседником. Они должны научиться как бы видеть себя со стороны.

5.        Создавайте для ребенка возможность общения или наблюдения за общением с разными людьми, сверстниками и взрослыми. Комментируйте происходящее, чтобы ребенок мог все лучше понять и осознать. Например, можно говорить «видишь, ты подошла, а давай я к тебе вот так же подойду, посмотри, как это выглядит со стороны, видишь, человек радуется (или ему неприятно)».

6.        Привлекайте ребенка к участию в занятиях в несложных кружках и секциях. Там дети будут активнее вовлекаться в общение. Особенно важно это для детей робких, застенчивых, с низкой коммуникативной инициативой.

Если у вас появились какие-либо вопросы, вы можете их сейчас задать. Постараюсь ответить на все интересующие вас вопросы, объяснить и раскрыть то, что вас интересует или заинтересовало, что вас волнует. Благодарю за внимание. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"

Психолого-педагогическая гостиная для родителей...

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей".

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей"....

«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей

laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...

План проведения онлайн консультаций психолого-педагогической работы с родителями по воспитанию детей в семье 1-й младшей группы

МесяцТема консультацииОветственный Сентябрь1. Индивидуальные беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации, совместные игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель»....