Реализация образовательных областей в процессе формирования целостной картины мира в совместной деятельности детей и взрослых.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 26 «Звёздочка»
Выступление
на тему
«Реализация образовательных областей в процессе формирования целостной картины мира в совместной деятельности детей и взрослых
(с показом презентации)
на методическом объединении для заместителей заведующих по ВМР
31января 2013г.
Наибольшую сложность для нас, педагогов, представляет необходимость пересмотра взглядов на решение образовательных задач по освоению детьми содержания образовательных областей. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Слайд №2
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) изменилась форма и структура образовательной программы ДОУ и, следовательно, структура воспитательно - образовательного процесса и его планирования.
Образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предусматривается решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; а также во взаимодействии с семьями детей. Образовательный процесс основывается на комплексно-тематическом принципе.
Слайд 3
Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ, которая помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Слайд 4 – 7.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности.
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Чтение художественной литературы | Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Интеллектуальные игры. Мини-музеи. Конструирование. |
Трудовая | Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи. |
Коммуникативная | Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Конструирование. |
Двигательная | Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. |
Игровая | Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. |
Развитие видов деятельности осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Ключевым мероприятием являются итоговые мероприятия: праздники, конкурсы, выставки, осуществляемые в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Педагогами нашего детского сада в 2012-2013уч году были проведены такие мероприятия как: «День матери», «Встреча осени», «Красный, жёлтый, зелёный», «Рождественские забавы» и др.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Слайд №8
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования — альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную.» Белая К.Ю., канд. пед. наук, Заслуженный учитель РФ
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:
- поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;
- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Слайд №9-11.
Рассмотрим отдельно каждую образовательную область, которая интегрирует с другими образовательными областями, конкретно с какими показано на слайдах.
Здоровье: - Физическая культура - Познание - Социализация - Безопасность Коммуникация | Физическая культура: - Здоровье - Музыка - Познание - Коммуникация - Социализация -Труд |
Безопасность: - Коммуникация - Труд - Познание - Социализация Здоровье | Социализация: - Коммуникация - Познание - Труд - Безопасность - Физическая культура |
Труд: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Социализация Физическая культура | Познание: - Коммуникация - Чтение художественной литературы - Здоровье - Социализация - Труд - Безопасность - Музыка - Художественное творчество |
Коммуникация: - Физическая культура - Здоровье - Безопасность - Социализация - Труд - Познание - Чтение художественной литературы - Художественное творчество Музыка | Чтение художественной литературы: - Коммуникация - Познание - Социализация - Художественное творчество |
Музыка: - Физическая культура - Коммуникация - Познание - Социализация | Художественное творчество: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Труд - Музыка - Чтение художественной литературы - Физическая культура |
Все образовательные области связываем друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
Слайд 12
Таким образом, каждая образовательная область может быть представлена в виде
1. Целей и задач реализации содержания в каждой возрастной группе
2. Перечня программ, технологий, пособий, раскрывающих образовательное содержание
3. Основных направлений образовательной работы, форм организации образовательного процесса, возможных путей интеграции различных образовательных областей
Слайд13
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Слайд14
В заключении я хочу сказать, что работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!
Литература:
1. К.Ю.Белая «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 1/ 2012)
2. Н.В.Федина «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 2/ 2012)
3.“ Формы организации и содержание образовательной деятельности по реализации образовательных областей” - журнал «Справочник старшего воспитателя ».О.В.Мельникова
4. «Образовательные области основной бщеобразовательной программы дошкольного образования их интеграция» О. Скоролуповой и Н. Фединой, журнал Дошкольное воспитание» № 7-2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)
Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...
непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» раздел: «Формирование целостности картины мира, расширение кругозора) по теме: «Лесные чудеса» (2 младшая группа)
Обогащение представления детей о жизни диких животных родного края....
Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в средней группе «Будет лес, а птицы прилетят»
Формирование бережного отношения к лесу и его обитателям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему «В гостях у Лесовика» для детей старшей группы ОН
Интеграция образовательных областей:· «Познание»· «Коммуникация»· «Социали...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
1. Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2. Развивающие:Разв...