Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему «В гостях у Лесовика» для детей старшей группы ОН
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей:
· «Познание»
· «Коммуникация»
· «Социализация»
· «Конструктивная деятельность»
· «Труд»
· «Музыка»
· «Театрализованная деятельность»
Тема: «В гостях у Лесовика».
Задачи:
Обучающие: учить детей распознавать, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами.
Развивающие: развивать у детей понимание, что человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияет чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
Воспитательные: воспитывать у детей природоохранное поведение; воспитывать желание помогать окружающим нас птицам, животным, растениям, людям.
Реализация детских видов деятельности в НОД:
· познавательно-исследовательская
· двигательная
· игровая
· коммуникативная
· трудовая
· конструктивная
· театрализованная
Планируемые результаты уровня интегративных качеств дошкольника:
· проявляет интерес к участию в беседе, трудовой деятельности
· эмоционально отзывчивый
· проявляет интерес к конструктивной деятельности
Материал и оборудование: письмо, пеньки, скворечник, мусор, сюжетные картинки: «Лес», «Река», «Луг», маска пчелы, цветной картон с трафаретом и ножницы на каждого ребенка.
Содержание:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал. Воспитатель показывает письмо.
Воспитатель.
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил? (Е. Карганова)
Ребята, от кого пришло письмо, вам хочется узнать? Тогда надо постараться загадку отгадать.
Загадка:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под птичий крик
Охраняет… (В. Степанов)
Дети. Лесовик.
Воспитатель. Правильно. Письмо пришло от Лесовичка. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Если вы большие друзья природы, я буду рад видеть вас у себя в лесу. Приходите в гости». Кого приглашают в гости?
Дети. Друзей природы.
Воспитатель. А что значит быть другом?
Дети. Друг никогда не оставит в беде товарища, не будет наносить вред окружающим. Друг всегда поможет, будет добрым, внимательным.
Воспитатель. Правильно. А природа – наш друг. И птицы, и животные, и растения. Мы должны заботиться о них, беречь и охранять. Ребята, а если мы друзья природы, значит, это нас приглашают в гости. А что мы с собой возьмем?
Дети. Подарок.
Воспитатель. Вот Никита с папой сделал скворечник. Это самый лучший подарок для леса. Отправляемся в путь!
2. Основная часть.
Дети идут в центр зала. Перед ними полянка: дерево, разбросанные пеньки, сломанные ветки, бумага, много мусора.
Воспитатель. Дети, что здесь произошло, как вы думаете?
Дети перечисляют все, что видят на поляне.
Ой! Вы слышите, кто-то плачет.
Выходит Лесовичок, всхлипывает. Дети и воспитатель здороваются.
Воспитатель. Дедушка, ты что здесь делаешь?
Лесовичок. Я старичок-лесовичок, я хозяин этого леса. У меня в лесу случилась беда. Присаживайтесь на бревнышко, я вам сейчас все расскажу.
Дети садятся на скамейку. Лесовик рассказывает стихотворение А. Барто «Весенняя прогулка»
Сидели на опушке, на солнечной полянке,
Две девочки-подружки, две юных горожанки.
Звенели птичьи переели, и девочки смотрели,
Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело.
Как плещутся верхушки зеленую волною…
Сказали две подружки: «Как хорошо весною!
Какой тут воздух чистый!
Какой дубок ветвистый!»
Ушли две ученицы, две юных горожанки…
Поют, как прежде, птицы
На солнечной полянке,
Несется птичий гомон,
Но весь дубок обломан,
А травка под ольхою
Покрыта шелухою.
Чего здесь только нету!
От семечек пакеты, трамвайные билеты,
Бумажки от ирисок…
(Продолжить можно список).
Все словно потускнело! Ушли две горожанки-
Теперь им нету дела до солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый оставшейся листвою,
Качает головою: «Какие эгоисты! Какие эгоисты!»
Лесовичок. А вы тоже из школы?
Дети. Нет, мы из детского сада «Белочка».
Лесовичок. А зачем вы в лес пожаловали?
Дети. Мы получили письмо от лесовика. Он пригласил друзей природы в лес.
Лесовичок. Так это я! А вы друзья леса?
Дети. Конечно!
Воспитатель. Не только друзья, но и помощники. И не словами, а делом докажем это. Ведь мы с вами являемся частью природы и можем внести посильный вклад в ее улучшение.
Дети собирают мусор в пакет.
Лесовичок. Вот это да! Какие же вы молодцы!
Воспитатель. А сейчас, Лесовичок, мы тебе расскажем о значении человека в жизни природы. Садись поудобнее вместе с детьми и слушай.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе три ряда картинок «Лес», «Река», «Луг» по очереди.
1-й ряд. «Лес»
Воспитатель. Чем 1-я картинка отличается от 3-й. (Найдите различия).
Дети. На 1-й картинке – густо зеленеющее дерево, гнездо с птенцами. Птица кормит своих птенцов насекомыми, тем самым очищает лес от вредителей. На 3-й – лес почернел, листвы нет, на дереве жуки, гусеницы съели всю листву.
Воспитатель. Почему на 3-й картинке лес почернел?
Дети. Потому что улетели птицы,, насекомых уничтожать некому. Они съели все листья, поточили кору, деревья засохли.
Воспитатель. Какая связь между 2-й и 3-й картинками?
Дети. Мальчики стали разорять гнездо, стрелять по птицам из рогатки, и птицы улетели. (Роль птиц в очищении леса от насекомых).
2-ой ряд. «Река».
Воспитатель. Чем 1-я картинка отличается от 3-й? (Найдите отличия).
Дети. На 1-й картинке – река, в ней плавает рыба, вода чистая, берег чистый, песок, растения. На 3-й – грязная вода, в воде бутылка, банка. Берег сервй, пустой, растительность и рыба погибли. На берегу – завод через трубу сбрасывает отходы, грязную воду.
Воспитатель. Почему погибла рыба?
Дети. Потому что она не может жить в грязной воде.
Воспитатель. Какая связь между 2-й и 3-й картинками? (Чистота водоемов влияет на жизнь рыб).
Дети. Люди загрязняют берег, бросают мусор в воду,, завод сбрасывает отходы, вода загрязняется.
Воспитатель. А что нужно делать, чтобы этого не было?
Дети. Не оставлять после себя мусор, строить очистительные сооружения.
3-й ряд. «Луг».
Воспитатель. Чем 1-я картинка отличается от 3-й. (Найдите различия).
Дети. На 1-й картинке цветы, трава, улей, пчелки летят и угощают мальчика медом. На 3-й картинке – пустая земля, ни одной травинки, улей пустой, пчелки улетели.
Воспитатель. Почему на 3-й картинке мальчик остался без меда?
Дети. Пчелкам нечем питаться и не из чего делать мед.
Воспитатель. Кто «делает» для людей мед?
Дети. Пчелы.
Воспитатель. Какая связь между 2-й и 3-й картинками? (Почему уничтожение цветов привело к отсутствию меда?)
Дети. Люди топчут цветы, рвут большие букеты, и цветы исчезают.
Воспитатель. А мы с ребятами можем показать мини-сценку. Марина Бородицкая «Разговор с пчелой».
Ведущая – Капленок Оля; мальчик – Бацуев Ваня; пчела – Савченкова Ульяна.
Ведущая. Ваню ужалила пчела. Он закричал:
Ваня. Как ты могла?!
Ведущая. Пчела в ответ:
Пчела. А ты как мог сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен, я берегла его на ужин!
Воспитатель. Ребята, какой вывод можно сделать из этой сценки?
Дети. Где цветок, там и медок.
Лесовичок. Молодцы, ребята! Вы настоящие ценители природы. Но вы, наверное, устали, давайте отдохнем и послушаем пение птиц. Устраивайтесь поудобнее.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, слушают музыку.
Воспитатель. Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок.
Дождь по крыше застучал.
Барабанит дождь по крыше,
Солнце клониться все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
Только мы не будем спать,
Отправляемся гулять.
Дети встают, приводят себя в порядок.
Воспитатель. Наши ребята еще большие умельцы. Они умеют конструировать из бумаги.
Лесовичок. Как здорово! Тогда пойдемте скорей в мою лесную мастерскую.
Дети садятся за столы, у каждого цветной картон с трафаретом, ножницы. Дети вырезают трафарет, складывают по контуру. Воспитатель составляет композицию «Лесная полянка».
Лесовичок. Вот это да! Какая красота! Вы просто молодцы! Спасибо за подарок.
Воспитатель. А еще наши ребята дарят тебе скворечник, чтобы в нем жили птицы.
Лесовичок. Спасибо, ребята!
Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?
Дети. Хорошее, веселое.
Воспитатель. А когда хорошее настроение, хочется петь. Давай споем песню о том, что очень нужно любить и беречь природу.
Дети поют песню «По земле босиком».
Воспитатель. Старичок-лесовичок, нам пора возвращаться в детский сад и навести порядок в групповой комнате и на своем участке. До свидания!
Лесовичок. До свидания! Будьте здоровы.
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
1. Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2. Развивающие:Разв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»
Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему: "Космическое путешествие" для детей старшей группы ОН
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область - познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) На тему «Большой, маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область - познавательное развитие(формирование элементарных математических представлений) На тему «Большой, ...
Конспект ООД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира на тему «Домашние животные»
Конспект ООД в средней группе "Домашние животные" по ФКЦМ...