Расширение социокультурного пространства ДОУ
статья по теме
Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie_sotsiokulturnogo_prostranstva_dou.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение социокультурного пространства ДОУ
Повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально-экономических условий. Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого - это, особое – личностное – пространство познания и развития».
Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона.
Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении мы осуществляли, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОУ стало взаимодействие с различными городскими учреждениями образования, культуры и спорта: МОУ гимназия № 26 имени Андре Мальро, музыкальная школа имени П.И. Чайковского, центр детского творчества «Радуга», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, плавательный бассейн ТЭЦ-1.
Целью данного взаимодействия является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.
Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Разработать концепцию взаимодействия социокультурных институтов.
- Концепция взаимодействия социокультурных институтов включает в себя: анализ и характеристику социокультурного института, обусловленного их спецификой, выполняемыми ими задачами и функциями, которые они в себе несут;
2. Разработать основные модели взаимодействия социокультурных институтов.
- Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.
3. Определить условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.
Условиями реализации моделей, приводящими к развитию социокультурных взаимосвязей выступают: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;
Для осуществления поставленных задач
Нами были разработаны модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;
Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:
1этап – выбор социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.
На первом этапе мы выбрали те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с нашим ДОУ – это МОУ гимназия № 26 имени Андре Мальро, музыкальная школа имени П.И. Чайковского, выставочный центр «Радуга», Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, плавательный бассейн ТЭЦ-1.
- этап - определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.
- этап - реализации моделей взаимодействия, их развития.
- этап - анализ результатов деятельности.
Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволило нам выделить общие характеристики моделей:
- наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами, которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;
- ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;
- единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;
- изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.
Модели взаимодействия | Цель взаимодействия | Задачи взаимодействия | Содержание работы |
«ДОУ - Школа» | Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей. |
|
|
«ДОУ – выставочный центр «Радуга» | Формирование основ художественного мышления, мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности. | 1. Развитие потребности в художественном творчестве; |
|
«ДОУ – дворец водных видов спорта, плавательный бассейн ТЭЦ-1, Ледовый дворец. | Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. | 1. Ознакомление детей с разными видами спорта; 2. Развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни; 3. Расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса; 4. Воспитание чувства патриотизма и интернационализма; |
|
«ДОУ – музыкальная школа Чайковского» | Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. | 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. |
|
В результате реализации моделей были отмечены, детально охарактеризованы и проанализированы следующие изменения во взаимодействии социокультурных институтов:
- в содержании взаимодействия: появление новых социально направленных проектов и программ; они приобретают целостность, взаимосвязанность;
- в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).
- в позиции детей; для дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.
- в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования "Программы" по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.
Для первоклассников сотрудниками детского сада были организованы детско - родительские выставки "Пасхальное яйцо», "Ёлочка - красавица".
Ученики начальной школы подготовили концерт: «Народные мотивы» где показали детям народную сказку: «Трусливый заяц», продемонстрировали марийский и русский танцы и исполнили народные песни.
Старшеклассники подготовили для дошкольников музыкально-творческую программу «Мы дети России», где затронули аспекты патриотического воспитания.
Танцевальный коллектив детского сада «Озорные бусинки» выступал на «Выпускном вечере» и на празднике «День знаний» в школе.
В неделю педагогического мастерства "Зимние игры и забавы", мы организовали для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы, весёлое спортивное мероприятие на улице, которое включило в себя различные эстафеты и игры: катание на санках, хоккей, перетягивание каната и конечно же весёлые считалочки и кричалочки.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами; артистами балета, танцующими под классическую музыку, и др.
Реализация этой модели взаимодействия поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – грамзаписью.
Проведение концертов – встреч позволяет приобщать дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.
Сотрудничество детского сада со спортивными школами позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона.
Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. В рамках взаимосотрудничества спортсмены высокой квалификации – мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы, проводят мастер-классы, рассказывают детям о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создают праздничную атмосферу, вызывают положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.
Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в Йошкар-Оле.
Педагоги детского сада приобщают сотрудников и семьи воспитанников, в которых родители или старшие дети профессионально занимаются спортом к работе по взаимосотрудничеству.
Организация и проведение мастер – классов по разным видам спорта расширяет кругозор детей в вопросах физической культуры и спорта, формирует интерес к определенному виду спорта и расширяет двигательный опыт детей за счет освоения новых доступных движений под руководством профессиональных спортсменов.
В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных институтов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества.
Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность.
В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.
Таким образом, данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.
Анализ проделанной работы свидетельствует о том, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.
Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
Литература
1. Якушкина, М.С. Создание условий для развития дошкольников в воспитательном пространстве района мегаполиса // Сибирский педагогический журнал (научно–теоретическое издание). – Новосибирск: ООО «Немо Пресс». – 2007. – №8. – С. 324–334 (0,4 п.л.).
2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...
Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»
«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...
проект « Расширение социокультурного пространства ДОУ»
Этот прект направлен на расшерение социально-коммуникативных представлений дошкольника, путем привлечения к образовательному процессу социально-образовательныхорганизаций нашего города,пед...
Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с библиотекой.
Библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Приобщить ребенка к чтению книг полезно, потому что они оказывают положительное влияние на нравственные ориентиры, на духовное развитие....
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки
Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимоде...
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Цель данного взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной де...
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательных учреждений.
В процессе работы с воспитанниками хореографической студии «Грация» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям дей...