проект « Расширение социокультурного пространства ДОУ»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Этот прект  направлен на расшерение  социально-коммуникативных представлений дошкольника, путем привлечения к образовательному процессу социально-образовательныхорганизаций нашего города,педагогов и родителей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №4 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

развитию детей»

Проект

« Расширение социокультурного пространства ДОУ»

Гордиленкова Надежда Влладимировна
Воспитатель МДОУ
«Сланцевский детский сад№4»

г.Сланцы


Актуальность

Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия свободно реализующейся в динамичном мире.

Э. Фромм

       В настоящее время педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание  проблемам  социализации и развития общей культуры воспитанников. Это продиктовано изменением социально-экономических условий в жизни современного общества.

       Проблема формирования личности ребенка выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.

 Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении мы осуществляем, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОУ стало взаимодействие с различными городскими учреждениями образования, культуры и спорта:  МОУ ДОД "Сланцевская  ДЮСШ» , Центральная  детская библиотека г. Сланцы,  Сланцевский историко-краеведческий музей , МОУ СОШ №3.

 Тип проекта: социально – открытый, лолгосрочный

Цель проекта: совершенствование условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.

 Задачи проекта:

1.. Разработать основные модели взаимодействия социокультурных институтов.

— Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.

2.  Определить условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.

3. Привлечь  родителей к данной форме  образовательной деятельности  ДОУ

Автор проекта Гордиленкова Н.В.

Участники проекта: педагоги ДОУ, МОУ СОШ №3, МОУ ДОД  «"Сланцевская  ДЮСШ», МОУ ДОД "Сланцевская детская музыкальная школа», коллеги   Сланцевского  историко-краеведческого музея, коллеги  «Центральной  детской  библиотеки» г. Сланцы, дети и их родители. 20

Период проекта: 2013-2014,2014-2015 и 2015-2016 учебные годы  

Условиями реализации моделей, приводящими к развитию социокультурных взаимосвязей,  выступают: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;

Для осуществления поставленных задач были разработаны модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;

Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:

1этап – выбор социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.

На первом этапе были  выбраны  те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с нашим ДОУ – это МОУ ДОД "Сланцевская  ДЮСШ» , Центральная  детская библиотека г. Сланцы,  Сланцевский историко-краеведческий музей, МОУ  « Сланцевская СОШ№3»,

2этап — определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.

3этап — реализации моделей взаимодействия, их развития.

4тап — анализ результатов деятельности.

Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволило нам выделить общие характеристики моделей:

— наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами, которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;

— ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;

— единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;

— изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.

Модели взаимодействия

Цель взаимодействия

Задачи взаимодействия

Содержание работы

«ДОУ – ,  Сланцевский историко-краеведческий музей

Формирование основ   патриотического  воспитания и художественного мышления, мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.

  1. Формирование1.  основ патриотического воспитания ( представление  о природе родного края, историко-культурное наследие родного города, родной страны) 2.. Развитие потребности в художественном творчестве;3. Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, 4.Воспитание у дошкольников нравственно-культурных и этических основ личности, как полноправного члена современного общества.

Посещение выставок

« Обитатели лесов родного края»,

« Мой родной город»

«Они сражались за Родину»

« Наши умельцы» ( прикладное творчество местных мастеров)

« Городская  палитра»

Мастер-классы для дошкольников

Занятия

«ДОУ – МОУ ДОД "Сланцевская  ДЮСШ» ,

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

1. Ознакомление детей с разными видами спорта;

2. Развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

3. Расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса;

4. Воспитание чувства патриотизма и интернационализма;

Посещение тренировок по хоккею, легкой атлетики. художественной гимнастики.

Мастер-классы

Участие детей, родителей и педагогов в спартакиадах, марафонах  и т.д.

«ДОУ – Центральная детская библиотека» г. Сланцы

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы, обогащение их внутреннего духовного мира, способствующее  индивидуально-личностному общекультурному развитию.

1. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными литературными произведениями и их авторами.3. Приобщать детей к разнообразным видам литературной деятельности.4 Побуждать детей к самостоятельному творчеству. 5Способствовать развитию речи, памяти, воображения  воспитанников.

Творческие встречи, тематические викторины,

Участие в городских конкурсах

«ДОУ – МОУ ДОД "Сланцевская детская музыкальная школа»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

Концерт учащихся музыкальной школы в ДОУ

Экскурсии в музыкальную школу

«ДОУ — МОУ Сланцевская  СОШ №3»

Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей.

Создание  оптимальных условий для интегрированного образования выпускников детского сада в школе.

Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, отвечающих современным требованиям ФГОС.

Развитие общих традиций в работе детского сада и МОУ школы  через совместные мероприятия.

Круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности.

Экскурсии детей-дошкольников в школу. 

Участие в торжественных линейках

Встречи родителей с будущими учителями.

Выступления с концертами.

Совместные спартакиады.

Ожидаемые конечные результаты:

В результате реализации моделей планируем получить  следующие изменения во взаимодействии социокультурных институтов:

— в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).

— в позиции детей; для дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.

— в позиции педагогов:  планируем, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт сориентирует их на инновационный характер деятельности, создаст условия и откроет широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повысит воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.

— в позиции родителей; повысить интерес родителей к данной форме развития дошкольников

Предварительные результаты:

Для детей: у детей развивается любознательность, интерес к общественной жизни города , дети систематически посещают городскую детскую библиотеку  ( 7 чел), дети и – МОУ ДОД "Сланцевская  ДЮС Ш» ( 7 чел), учувствуют  в городских конкурсах .

Для родителей: наблюдается повышение активности и интереса к деятельности педагогов и детей в детском саду

Для педагогов: увеличивается воспитательный   потенциал образовательной деятельности, путем расширения рамок различных видов деятельности.

Считаю, что  данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.

Необходимо отметить, что  взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.

 

Литература

1. Якушкина, М.С. Создание условий для развития дошкольников в воспитательном пространстве района мегаполиса // Сибирский педагогический журнал (научно–теоретическое издание). – Новосибирск: ООО «Немо Пресс». – 2007. – №8. – С. 324–334 (0,4 п.л.).

2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...

Расширение социокультурного пространства ДОУ

Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении...

Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»

«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...

Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с библиотекой.

Библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Приобщить ребенка к чтению книг полезно, потому что они оказывают положительное влияние на нравственные ориентиры, на духовное развитие....

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки

Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимоде...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Цель  данного  взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством  совместной  де...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательных учреждений.

В процессе работы с воспитанниками хореографической студии «Грация» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям дей...