проект « Расширение социокультурного пространства ДОУ»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Этот прект направлен на расшерение социально-коммуникативных представлений дошкольника, путем привлечения к образовательному процессу социально-образовательныхорганизаций нашего города,педагогов и родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №4 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей»
Проект
« Расширение социокультурного пространства ДОУ»
Гордиленкова Надежда Влладимировна
Воспитатель МДОУ
«Сланцевский детский сад№4»
г.Сланцы
Актуальность
Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия свободно реализующейся в динамичном мире.
Э. Фромм
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников. Это продиктовано изменением социально-экономических условий в жизни современного общества.
Проблема формирования личности ребенка выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении мы осуществляем, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОУ стало взаимодействие с различными городскими учреждениями образования, культуры и спорта: МОУ ДОД "Сланцевская ДЮСШ» , Центральная детская библиотека г. Сланцы, Сланцевский историко-краеведческий музей , МОУ СОШ №3.
Тип проекта: социально – открытый, лолгосрочный
Цель проекта: совершенствование условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.
Задачи проекта:
1.. Разработать основные модели взаимодействия социокультурных институтов.
— Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.
2. Определить условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.
3. Привлечь родителей к данной форме образовательной деятельности ДОУ
Автор проекта Гордиленкова Н.В.
Участники проекта: педагоги ДОУ, МОУ СОШ №3, МОУ ДОД «"Сланцевская ДЮСШ», МОУ ДОД "Сланцевская детская музыкальная школа», коллеги Сланцевского историко-краеведческого музея, коллеги «Центральной детской библиотеки» г. Сланцы, дети и их родители. 20
Период проекта: 2013-2014,2014-2015 и 2015-2016 учебные годы
Условиями реализации моделей, приводящими к развитию социокультурных взаимосвязей, выступают: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;
Для осуществления поставленных задач были разработаны модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;
Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:
1этап – выбор социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.
На первом этапе были выбраны те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с нашим ДОУ – это МОУ ДОД "Сланцевская ДЮСШ» , Центральная детская библиотека г. Сланцы, Сланцевский историко-краеведческий музей, МОУ « Сланцевская СОШ№3»,
2этап — определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.
3этап — реализации моделей взаимодействия, их развития.
4тап — анализ результатов деятельности.
Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволило нам выделить общие характеристики моделей:
— наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами, которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;
— ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;
— единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;
— изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.
Модели взаимодействия | Цель взаимодействия | Задачи взаимодействия | Содержание работы |
«ДОУ – , Сланцевский историко-краеведческий музей | Формирование основ патриотического воспитания и художественного мышления, мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности. |
| Посещение выставок « Обитатели лесов родного края», « Мой родной город» «Они сражались за Родину» « Наши умельцы» ( прикладное творчество местных мастеров) « Городская палитра» Мастер-классы для дошкольников Занятия |
«ДОУ – МОУ ДОД "Сланцевская ДЮСШ» , | Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. | 1. Ознакомление детей с разными видами спорта; 2. Развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни; 3. Расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса; 4. Воспитание чувства патриотизма и интернационализма; | Посещение тренировок по хоккею, легкой атлетики. художественной гимнастики. Мастер-классы Участие детей, родителей и педагогов в спартакиадах, марафонах и т.д. |
«ДОУ – Центральная детская библиотека» г. Сланцы | Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы, обогащение их внутреннего духовного мира, способствующее индивидуально-личностному общекультурному развитию. | 1. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными литературными произведениями и их авторами.3. Приобщать детей к разнообразным видам литературной деятельности.4 Побуждать детей к самостоятельному творчеству. 5Способствовать развитию речи, памяти, воображения воспитанников. | Творческие встречи, тематические викторины, Участие в городских конкурсах |
«ДОУ – МОУ ДОД "Сланцевская детская музыкальная школа» | Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. | 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. | Концерт учащихся музыкальной школы в ДОУ Экскурсии в музыкальную школу |
«ДОУ — МОУ Сланцевская СОШ №3» | Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей. | Создание оптимальных условий для интегрированного образования выпускников детского сада в школе. Использование новых образовательных технологий, в том числе информационных, отвечающих современным требованиям ФГОС. Развитие общих традиций в работе детского сада и МОУ школы через совместные мероприятия. | Круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности. Экскурсии детей-дошкольников в школу. Участие в торжественных линейках Встречи родителей с будущими учителями. Выступления с концертами. Совместные спартакиады. |
Ожидаемые конечные результаты:
В результате реализации моделей планируем получить следующие изменения во взаимодействии социокультурных институтов:
— в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).
— в позиции детей; для дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.
— в позиции педагогов: планируем, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт сориентирует их на инновационный характер деятельности, создаст условия и откроет широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повысит воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.
— в позиции родителей; повысить интерес родителей к данной форме развития дошкольников
Предварительные результаты:
Для детей: у детей развивается любознательность, интерес к общественной жизни города , дети систематически посещают городскую детскую библиотеку ( 7 чел), дети и – МОУ ДОД "Сланцевская ДЮС Ш» ( 7 чел), учувствуют в городских конкурсах .
Для родителей: наблюдается повышение активности и интереса к деятельности педагогов и детей в детском саду
Для педагогов: увеличивается воспитательный потенциал образовательной деятельности, путем расширения рамок различных видов деятельности.
Считаю, что данная форма работы способствует более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников развиваются эмоционально-нравственные качества, формируется морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.
Необходимо отметить, что взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
Литература
1. Якушкина, М.С. Создание условий для развития дошкольников в воспитательном пространстве района мегаполиса // Сибирский педагогический журнал (научно–теоретическое издание). – Новосибирск: ООО «Немо Пресс». – 2007. – №8. – С. 324–334 (0,4 п.л.).
2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...
Расширение социокультурного пространства ДОУ
Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении...
Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»
«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...
Расширение социокультурного пространства ДОУ на основе взаимодействия с библиотекой.
Библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Приобщить ребенка к чтению книг полезно, потому что они оказывают положительное влияние на нравственные ориентиры, на духовное развитие....
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки
Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимоде...
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Цель данного взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной де...
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательных учреждений.
В процессе работы с воспитанниками хореографической студии «Грация» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям дей...