Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки
статья по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и сельской библиотеки
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. Детские библиотеки выступают, как главные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с сельской библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки, родителей воспитанников и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата.
В силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников нашего ДОУ. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило наш педагогический коллектив, работников библиотеки, родителей воспитанников ДОУ на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.
Для решения данной проблемы Совместно с работниками сельской библиотеки был разработан план Детского клуба «Детское чтение для сердца и разума», который позволил регулярно посещать сельскую библиотеку.
Мероприятия проходили как на базе библиотеки, так и в детском саду. Совместно с воспитателями и родителями дети принимали участие в подготовке к библиотечным мероприятиям: разучивали стихи, делали поделки из бумаги, рисовали рисунки и иллюстрации к любимым книгам. Участвовали в разных конкурсах стихов. Использовались различные формы работы библиотеки, ДОУ и семьи в области пропаганды детского чтения в домашних условиях. При встречах на родительских собраниях обсуждался вопрос о приобщении старших дошкольников к книжной культуре в семье. Родителям было предложено в контексте сотрудничества с педагогами ДОУ и сотрудниками детской библиотеки:
1.Обращаться за любой консультацией к педагогам (воспитателям группы)
2.Ежедневно обращать внимание на родительский уголок, в котором систематически помещаются информационные листки, в которых содержатся рекомендации по подбору детской художественной литературы для домашнего чтения в соответствии с темами занятий по разным разделам программы.
3.Принимать участие в занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой.
4.Посетить выставку педагогической литературы для родителей.
Каждому из родителей воспитателями были вручены буклеты «Советы по возрождению традиции семейного чтения».
Сотрудничество дошкольного учреждения, сельской библиотеки и семьи заметно повысило интерес детей к художественной литературе, способствовало литературному образованию дошкольников. Характерным стало избирательное отношение к произведениям определенного содержания и жанра. Дети стали делиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты понравившихся книг, читать любимые стихотворения. Значительно обогатились организация и содержание семейного чтения.
Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Кроме этого, библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей. В новых контекстах ФГОС большая роль отводится чтению художественной литературы и дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае это сельская библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет
Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Посло...

Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».
Цель семинара - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...
Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.
Цель данного взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной де...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательных учреждений.
В процессе работы с воспитанниками хореографической студии «Грация» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям дей...