Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ» План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».
методическая разработка по теме
Полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства в современной системе образования выдвигается на первый план. В этом процессе особое место занимают коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_kommunikativnaya_deyatelnost.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет «Развитие коммуникативных умений в ДОУ»
План-конспект выступления«Коммуникативная деятельность. Трудности общения».
Коммуникативные умения – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Основные направления развития коммуникативных умений:
Я и Я Я и другие Я и моя семья
Типичные трудности общения:
1.Психофизические нарушения и наследственные заболевания. - специальная врачебная помощь
2. Изменение самооценки (слишком высокая или слишком низкая). Как следствие: агрессивность, повышенная возбудимость, застенчивость, замкнутость. – игры и упражнения на коррекцию самооценки и детской агрессивности
3.Неблагоприятная атмосфера внутри семьи:
А) непоследовательность и противоречивость воспитания,
Б) Отвержение и излишняя требовательность,
В) Неблагоприятно складывающиеся отношения между членами семьи – работа с семьями
Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:
-реализация комплекса коммуникативных игр,обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
- рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
-коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;
- отсутствие соревновательности в играх.
Приведем некоторые варианты игр по первым двум направлениям развития коммуникативных умений.
САМООЦЕНКА (Я и Я).
- Анализируем: рисунки «Какой я есть и каким бы я хотел быть».
Ребенку предлагается нарисовать себя таким, какой он есть на самом деле, и таким, каким хотел бы стать. Анализ рисунков а) рисунки практически совпадают :ребенок вполне удовлетворен собой; б)реальное Я крупнее и выразительнее: завышенная самооценка; в) незначительные расхождения : адекватная оценка, перспектива саморазвития; г) контрастное расхождение : рисование одним цветом, без элементов украшения себя реального и разноцветное изображение в движении себя будущего – заниженная самооценка.
- Упражнения на коррекцию:
«Зеркало»
1вариант: «зеркало» повторяет мимику и жесты ребенка – взгляд со стороны на себя самого.
2 вариант: «зеркало» изображает знакомых, а дети узнают, кто это.
«Окажи внимание другому»:
учимся выражать хорошее отношение к людям и принимать знаки внимания.
СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
Ролевая гимнастика: выполнение ряд упражнений:
А)походить как…
Б) улыбнуться как…
В) посидеть как…
Г) попрыгать как…
2.Подвижные игры «Прорви круг», «Мышеловка» и т.д.
СНЯТИЕ АГРЕССИИ.
Игра «Подушечный бой» - ст. дошкольный возраст
Игра «Кулачок» - младший дошкольный возраст.
ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ( Я и другие).
Анализируем : рисунок «Мои друзья».
«Спина к спине» - развиваем умение договариваться друг с другом; помогаем увидеть как важно смотреть друг другу в глаза при разговоре.
«Разыгрывание ситуаций» используется для коррекции всех видов коммуникативных нарушений.
БЕСЕДЫ «Как надо дружить» : обсуждение некоторых приемов и правил, которые будут способствовать общению без ссор и конфликтов.
- Помогай товарищу. Если у тебя что-то получается лучше – научи его. Если твой друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с друзьями. Не старайся взять себе самое лучшее.
- Останови друга, если он делает что-то нехорошее. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
«Как поступить» - позволяет оценить представления ребенка о морально- этических нормах социального окружения.
- Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал?
- Можно ли обижать животных? Почему?
- Можно ли отбирать игрушки у других детей?
В ходе проведения беседы могут быть составлены некие правила , которые соответствующим способом оформляются вместе с детьми.
Работа по третьему направлению, на мой взгляд, требует отдельного детального рассмотрения.
Источники
1.Белкина В.Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками: монография/В.Н.Белкина.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2006.
2.Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспект:монография/В.Н.Белкина –Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2010.
3.О.Л.Куликова. Модель формирования коммуникативных умений у дошкольников в музыкально-игровой деятельности.Ярославский педагогический вестник – 2013-№1-Том 2
http://vestnik.yspu.org/releases/2013_1pp/44.pdf
4.Поняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
5.Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.
6.Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в совместной ИЗО-деятельности
Эфффективность влияния коллективной изобразительной деятельности на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федера...
Доклад к педсовету "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей в средней группе"
Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Вопросами о природе и сущности игры занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Во многих работах отражены и разные подходы к детской игре. Среди ...