Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
статья (старшая группа)

Васина Ирина Сергеевна

Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasina_i_s_statya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Васина Ирина Сергеевна

г. Арзамас МБДОУ д/с 32

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

 Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

 К ним относятся умение входить в контакт с собеседником, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

 Основными критериями развития коммуникативных умений старших дошкольников являются:

1. Понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия.

2. Понимание ребенком состояния сверстника.

3. Представление о способах выражения своего отношения ко взрослому.

4. Представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.

 Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

Нужно активно помогать детям в налаживании контактов друг с другом, стремиться правильно организовывать общение: обогащать детей впечатлениями; учить сопереживать, радоваться, стоять за свои права. Именно при таком общении у дошкольников начинает развиваться способность понимать других людей, что подготавливает их к последующему общению со сверстниками, способствует становлению личности. В процессе развития коммуникативных компетенций используют разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В связи с чем, в образовательном процессе по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста активно используют метод проектной деятельности, в которой у детей не только расширяются знания по изучаемой теме, формируются предпосылки поисковой деятельности, но и умение вести конструктивные беседы, отстаивать свое мнение. Но самое главное: сближают членов семьи, дают возможность больше общаться.

В процессе осуществления метода проектов решаются следующие задачи:

 обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

 развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Темы проектов определяются по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираем соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т.п.). Воспитатель с детьми включается в обсуждение плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели. К проектной деятельности должны подключаться родители воспитанников. Воспитатель предлагает детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают интересные для них задания. В случае необходимости воспитатель предоставляет родителям справочный и практический материал, дает рекомендации. В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводят творческую, поисковую и практическую деятельность, работают над частями проекта, обсуждают результаты своей деятельности, систематизируют полученную информацию, готовят презентацию результатов проектной деятельности. На защиту проекта приглашаются родители, гости. Защита проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы каждый участник проекта – родители, дети, продемонстрировал свой вклад. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения: они учатся работать с аудиторией, логично, последовательно, эмоционально доносить информацию до слушателей, отвечать на интересующие гостей вопросы.

 В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» [текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей [текст]: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.
  3.  Арушанова А.Г.. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 6-13.
  4.  Королева Г.Р. Учим общаться [Текст] / Г.Р. Королева //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – № 2. – С.52-56.
  5.  Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [текст]: мастера психологии / М.И. Лисина. – Питер: СПб., 2009. - 320 с.
  6.  Макарова В.Н. Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников [Текст] / В.Н. Макарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 10. – С. 98-107.
  7.  Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика [Текст] / Под. ред. Т. В. Меркуловой. – М.: Мозаика - Синтез, 2010. – 64 с.
  8.  Сомкова О.Н. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре

в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...

Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Вопросами о природе и сущности игры занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Во многих работах отражены и разные подходы к детской игре. Среди ...