История развития логопедии
презентация к уроку по теме

Александрова Юлия Валерьевна

История развития логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_logopedii.ppsx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА АЛЕКСАНДРОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Студентка группы № 276

Слайд 2

-это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей - медицины, педагогики, психологии. В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: I этап - античность – 18 век I I этап 18 в – 3-я четверть 19 века I I I этап -3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 века IV этап -50 годы – до настоящего времени Логопедия

Слайд 3

I этап Египет (4 тыс. лет до н.э.). В одном из древнейших папирусов мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Описывается случай о человеке, который потерял слух, речь и контроль над ногами. Врач назвал этот случай безнадёжным (инсульт). Ибн – Сина ( Авицена ) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Ближний и Средний Восток (5- 15в.в.)

Слайд 4

Гиппократ : - впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения; - определил главенствующую роль головного мозга в деятельности человека; -описал строение и функцию органов слуха и зрения и их влияние на формирование голоса и речи(роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования); - описал отдельные расстройства слуха, голоса и речи. - указал, что симптоматика поражения слуха и голоса может учитываться в диагностике различных заболеваний. Клавдий Гален Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь . Гален разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.

Слайд 5

Языкоболезние Косноглаголевый Мудьноязычный Гугнивый Гугнявый Травливый Фафлю, Бобливый Момлент Заякливый Немый Неморечивый Обозначения дефектов речи

Слайд 6

Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог . Он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Говорил о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

Слайд 7

Жан_Жак_Руссо ( 1712 – 1778 ) – мыслитель , педагог. Руссо впервые говорит об этапах развития детской речи. Он указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики.

Слайд 8

Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. По мнению Песталоцци язык и мышление взаимосвязаны между собой. Речь оказывает огромное влияние на развитие человека. Главный тезис Песталоцци – «Язык – критерий познания, важнейшее средство познания».

Слайд 9

I I этап Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия , тахилалия . Христофор Лагузен «О заикании» (1838 г). Исследование ряда проблем афазии - А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский (1867, 1868). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865 год - Открытие Брока : Повреждение центра Брока или Афазия Брока характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. 1874 год - Вернике - Открытие сенсорной афазии – непонимание обращённой речи. Учение о нарушениях речи выделилось в отдельную область знаний – логопатологию . В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы. 18 в – 3-я четверть 19 в

Слайд 10

М.В. Ломоносов (1711 — 1765) — реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. А.Н. Радищев (1749 — 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении. К.Д. Ушинский (1824 — 1870) большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.

Слайд 11

I II этап 1916 – 1918 г. 1921 г . 1924 г. 1925 г . 1929 г . 1931 г. 1930 г 3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. Открыт педагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребёнка. На педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. в Москве организованы специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой .

Слайд 12

IV этап 50-е годы до настоящего времени Л.С. Выготский О.В. Правдина Р.Е. Левина

Слайд 13

Сравнив деятельность логопедов в прошлом и нынешнем времени, то можно сказать, что логопед нашего времени имеет на много больше возможностей для коррекционных воздействий по отношению ко взрослому и ребенку, это объясняется тем, что логопедия продвинулась вперед, получив новые познания и изобретением более новых технологий обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта" для детей старшего дошкольного возраста "Первые олимпийские игры" с презентацией....

Защита проекта по физическому развитию Тема: «История развития спорта» Спортивное развлечение в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка»

                 Спортивное развлечение.Тема: Олимпийские игры в России.Цель: сформировать у детей начальные представления об истории Олимпийских иг...

Социально-коммуникативное развитие "История развития человека".

Цель.Формирование ценностного отношения к человеку.Задачи.- уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «История развития транспорта» в подготовительной к школе группе

развитие речевых и коммуникативных способностей детей через знакомство с историей развития транспорта...

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Издательство детской книги» (из истории развития книгопечатания)

Данный конспект отображает историю развития книгопечатания и знакомство с профессиями Издательского Дома....