Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.
статья по теме
В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_razvitiya_doshkolnogo_obrazovaniya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске
Дошкольное воспитание в нашей стране прошло длительный и трудный путь развития: от первых частных, платных детских садов до становления целой системы общественного дошкольного воспитания. С годами сеть детских садов разрасталась по всей России, но потребность в них не только не уменьшалась, но увеличивалась и это является своего рода показателем признания и значимости дошкольного воспитания населением нашего государства.
Своя история, жизнь, путь развития и у дошкольного образования нашего города. Омутнинск – населенный пункт, в котором широкое развитие получили металлургическая и лесная промышленность. Заботясь о детях рабочих, в далеком 1927 году на летний период была открыта площадка на 50 мест. Малышам давали горячее питание, проводилась воспитательная работа. Внимание персонала, хорошее питание, дали положительные результаты: дети окрепли, поправились и в среднем прибавили в весе на 2,5 килограмма. Родители, осознав пользу, обратились с просьбой в горсовет и отдел народного образования открыть детский сад. Просьба была удовлетворена, выделено здание, которое необходимо было привести в надлежащее состояние. Дополнительных средств на его восстановление выделено не было, но благодаря энтузиазму женщин помещение было приведено в порядок и 7 ноября состоялось торжественное открытие первого детского сада.
Прошло еще долгих девять лет, когда были открыты детские сады № 2 (п. Мирный), № 3 (улица Калинина), № 4 (ул. Карла-Либкнехта). На одном из заседаний президиума Омутнинского райисполкома было принято решение о выделении 10000 рублей на покупку дома для еще одного дошкольного учреждения. Речь шла о детском саде № 5, который был открыт в ноябре месяце (ул.Стальская). Все детские сады находились в приспособленных зданиях, и требовалось от работников больших усилий по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников.
В то время в райисполкоме на заседаниях довольно часто ставились вопросы, касающиеся работы детских садов, обсуждались итоги проводимых проверок. Основное внимание обращалось работе с родителями, пропаганде здорового образа жизни. В одном из протоколов проверки значилось: «Следует отметить, как недостаток, плохую упитанность детей детских садов».
В 1937 году на заседании президиума райисполкома слушали вопрос об открытии детских яслей № 1 и № 2. Это был новый вид дошкольного образовательного учреждения, куда по желанию родителей дети принимались в возрасте от двух месяцев.
Потребность в дошкольных образовательных учреждениях все возрастала, и в октябре 1937 года вступил в строй детский сад № 6. Это было красивое двухэтажное каменное здание, первый детский сад, построенный по проекту для детей дошкольного возраста. В детском саду было чисто, светло, уютно. Были оборудованы прогулочные площадки. 20 ноября 1940 года газета «Голос рабочего» писала: «В детских садах № 1,5,6 педагоги установили тесную связь с родителями, дают им советы о правильном воспитании детей».
В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие детские сады были переведены на круглосуточную работу, а в детском саду № 6 разместился госпиталь для раненых. Детский сад № 2 принял 15 эвакуированных из Ленинграда детей, которых окружили особым вниманием и заботой. «Дети были слабые, замкнутые, сидели на полу, навалившись на стенки. Мы откармливали их, отогревали своим душевным теплом. Плакали от радости, когда ребенок начинал играть и улыбаться» - вспоминает воспитатель Зоя Гавриловна Логинова. При детских садах были созданы небольшие подсобные хозяйства. А на участке детского сада № 4 сделана баня и для детей устраивали банные дни.
В первые послевоенные годы детей в детских садах было мало, но именно в этот период уделялось внимание улучшению качества работы и подбору кадров. В эти годы в Омутнинск приехали выпускники Слободского училища, которые впоследствии по 30-40 лет проработали воспитателями в детских садах. Это Таисия Ивановна Змеева, Тамара Ивановна Баталова, Раиса Ивановна Козлова, Александра Андреевна Стародубцева, Валентина Васильевна Шитова.
К 1959 году детских садов стало не хватать, и было предложено в здании казармы райвоенкомата открыть детский сад № 9 на 50 мест (открыт 21 ноября), а в здании городского совета детский сад № 8, который в 1961 году был объединен с детским садом № 1.
В этом же году вступил в строй детский сад № 12. Он имел двухэтажное здание с большими групповыми комнатами и хорошо оборудованными участками для прогулок. Его заведующей стала Антонина Георгиевна Пшеничникова, которая пятьдесят с лишним лет была связана с дошкольным воспитанием.
Решением райисполкома от 9 марта 1959 года были открыты детские ясли в поселке СМУ, а в 1960 году - ясли в здании гостиницы ОМЗ (ул. Ленина).
В 1967 году в педагогическом училище города было открыто отделение по подготовке воспитателей и в детские сады пришли квалифицированные дошкольные педагоги.
Старейшим детским садом был и детский сад № 10, который находился у Павловского моста. Двухэтажное деревянное здание принадлежало ОМЗ. Новое современное здание детского сада № 10 по улице Ленина было построено для сотрудников этого детского сада, которые переехали туда в феврале 1973 года.
Постепенно увеличивается количество детских садов в городе. Огромную роль в этом сыграли крупнейшие предприятия, которые открывали ведомственные детские сады для детей рабочих и служащих.
Леспромхозам принадлежали детские сады № 11 (ул.Трудовые Резервы), № 13 (ул.Стальская), № 15 (п.Лесозаводской). Они также находились в приспособленных, небольших зданиях. Значительно отличался от них детский сад № 8 (ул.Северная), который располагался в двухэтажном здании и был более комфортабельным.
Современные детские сады с отдельными групповыми комнатами, спальнями, раздевалками, имеющие музыкальный зал были построены стройтрестом: В 1972 году открыт детский сад № 16 «Малыш», руководство возглавила Анна Семеновна Катаева и в 1984 году детский сад «Сказка», заведующая Татьяна Евдокимовна Татьянкина.
Важная роль в развитии дошкольного образования принадлежит Омутнинскому металлургическому заводу, который открыл 5 детских садов.
90-е годы – не лучшие времена для дошкольных образовательных учреждений. Многие ветхие и приспособленные под детские сады здания закрыты, в том числе многие из тех, речь о которых шла выше. Предприятия, испытывающие определенные экономические трудности вынуждены отказываться от учреждений социального назначения.
Начиная с 1996 г. в соответствии с приказом Министерства образования РФ детские сады города обязаны проходить процедуру аттестации и аккредитации. По итогам аттестации ДОУ стали относить к соответствующему виду, типу и категории. Так, в связи с направленностью деятельности, в городе появился детский сад Центр развития ребенка № 18 «Рябинка», детский сад компенсирующего вида № 20 «Росинка», детские сады общеразвивающего вида № 16,17,19.
В настоящее время в Омутнинске действует 8 детских садов, все детские сады принадлежат муниципалитету. Это современные здания, построенные по типовым проектам, в которых воспитывается более 1200 детей. Большинство дошкольных образовательных учреждений работают в инновационном режиме, готовы применять новые педагогические технологии, идти по пути развития. О работе Омутнинских педагогов говорит тот факт, что премией Правительства Кировской области «Лучший воспитатель» за три последних года были удостоены 17 педагогов.
Когда-то нашу Родину называли страной счастливого детства. Пусть она будет такой: строятся новые детские сады, светятся окна и открываются двери детских садов, встречая маленьких граждан большой страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.
В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Мой город» (старший дошкольный возраст)
В документе представлен конспект занятия по закреплению знаний о своем городе с детьми подготовительной группы....
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии «Электронное образование»
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....
Развитие профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством применения технологии "Электронное образование"
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет существенно повышать образовательного процесса и обеспечивает оперативность обратной связи....
План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»
План-конспект проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...