Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
материал по рисованию на тему
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс.
Тема: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
«Вся природа открывается чувству зрения
посредством цвета»
И.В.Гёте.
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, буклеты.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Содержание.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования». СЛАЙД 1
Цель: расширить ваши знания о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. СЛАЙД 2
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;
- повысить уровень вашего мастерства СЛАЙД 3
«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета»
И.В.Гёте
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.»
В. Сухомлинский СЛАЙД 4
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности – рисовании.Рисование является
- одним из важнейших средств познания мира;
- средством развития эстетического восприятия;
- развитие цветовосприятия; СЛАЙД 5
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико.
Цветовосприятие:
- создаёт фундамент для развития психических процессов;
- способствует развитию речи;
- помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира;
Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Мне кажется, что именно рисование нетрадиционными техниками – это своего рода игра, которая позволяет, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора. СЛАЙД 6
Задачи работы с детьми
Младший – средний возраст:
- Формирование интереса к изодеятельности;
- Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах. СЛАЙД 7
Старший дошкольный возраст
- Продолжать формировать интерес к изодеятельности
- Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы
- Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче
- Стимулировать активность, самостоятельность
- Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов
- Развивать эстетический вкус
- Развивать самоанализ
- Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора. СЛАЙД 8
Характеристики нетрадиционных художественных техник:
- года: Оттиск пробкой Оттиск печаткой из картофеля Обрывание бумаги Тычковая живопись Рисование пальчиками, ладошкой
- лет: Оттиск поролоном Оттиск пенопластом Оттиск печатками из ластика Оттиск смятой бумагой Восковые мелки + акварель Свеча + акварель Гуашь с добавками СЛАЙД 9
- лет: Печать по трафарету Монотипия предметная «Знакомая форма – новый образ» Черно-белый граттаж Кляксография обычная Кляксография с трубочкой Кляксография с ниточкой Набрызг Отпечатки листьев Тиснение Акварельные мелки Тычкование Расчесывание краски Рисование от «пятна» Рисование по сырому СЛАЙД 10
- - 7 лет: Цветной граттаж Монотипия пейзажная Рисование по восковому подмалевку Батик Рисование солью Рисование скотчем Водяная печать Раздувание краски СЛАЙД 11
И сегодня Я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста (способы нетрадиционного рисования по группам).
- Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу . Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)
- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)
- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенный на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ) СЛАЙД 12
Итак!:
- Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью воздуха: этонапример, рисование мыльными пузырями(образцы рисунков).
- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:
гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ:ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА) (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа педагогов
- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.
Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).
Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.
- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1. СЛАЙД 13
- Следующий способ - рисование ЛИСТЬЯМИ КАПУСТЫ(образцы рисунков).
Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья капусты.
Способ получения изображения: сначала берем лист капусты, закрашиваем его гуашью и далее печатаем им на листе. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:
- Если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится замечательная зеленая елочка.
- Выбранный Вами цвет закрашивания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование листьями капусты |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
При рисовании этим способом можно использовать в качестве материала не только листья капусты, но и многие другие листья овощей, цветов, деревьев и т. д. СЛАЙД 14
- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).
- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.
- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок(технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование печаткой |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
- Как вы думаете, какие трудности могутвозникнут при использовании данной техники при работе с детьми? СЛАЙД 15
- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ(образцы рисунков).
- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.
Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Этим способом я предлагаю завершить ваши работы(технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование поролоном |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов. СЛАЙД 16
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемыеколлеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие вмастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены намастер классе, а так же классификацию нетрадиционных техник рисования во всех возрастных группах.
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье -
Занятие, рождённое вдохновеньем ... СЛАЙД 17
Благодарю за сотрудничество. Желаю всем творческих успехов! СЛАЙД 18
Карточки для рефлексии:
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Технологические карточки:
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
СПОСОБ | Рисование листьями капусты |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
СПОСОБ | Рисование печаткой |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
СПОСОБ | Рисование поролоном |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-124584-1492937697.jpg)
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-760187-1540669881.jpg)
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-779694-1460210475.jpg)
Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-779694-1460210475.jpg)
ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1076137-1541185398.jpg)
анкетирование родителей по проекту «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»,
Анкетный опрос родителей по проекту, которй мы реализуем в том году....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-838367-1477584832.jpg)
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-1111088-1549082617.jpg)
Сборник мастер-классов для родителей ДОУ "Развитие творческих способностей дошкольников путем использования нетрадиционных материалов, техник и игровых приемов"
Мастер-классы по нетрадиционному рисованию...