Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
материал по рисованию на тему
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс.
Тема: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».
«Вся природа открывается чувству зрения
посредством цвета»
И.В.Гёте.
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, буклеты.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Содержание.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса: «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования». СЛАЙД 1
Цель: расширить ваши знания о нетрадиционных техниках рисования, как средстве формирования и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. СЛАЙД 2
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным техникам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник в рисовании;
- повысить уровень вашего мастерства СЛАЙД 3
«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета»
И.В.Гёте
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.»
В. Сухомлинский СЛАЙД 4
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача - воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности – рисовании.Рисование является
- одним из важнейших средств познания мира;
- средством развития эстетического восприятия;
- развитие цветовосприятия; СЛАЙД 5
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико.
Цветовосприятие:
- создаёт фундамент для развития психических процессов;
- способствует развитию речи;
- помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира;
Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Мне кажется, что именно рисование нетрадиционными техниками – это своего рода игра, которая позволяет, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора. СЛАЙД 6
Задачи работы с детьми
Младший – средний возраст:
- Формирование интереса к изодеятельности;
- Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами;
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах. СЛАЙД 7
Старший дошкольный возраст
- Продолжать формировать интерес к изодеятельности
- Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками, через овладение более сложными приемами работы
- Развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче
- Стимулировать активность, самостоятельность
- Побуждать к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных замыслов
- Развивать эстетический вкус
- Развивать самоанализ
- Владея разными техниками и способами изображения ребенок получает возможность выбора. СЛАЙД 8
Характеристики нетрадиционных художественных техник:
- года: Оттиск пробкой Оттиск печаткой из картофеля Обрывание бумаги Тычковая живопись Рисование пальчиками, ладошкой
- лет: Оттиск поролоном Оттиск пенопластом Оттиск печатками из ластика Оттиск смятой бумагой Восковые мелки + акварель Свеча + акварель Гуашь с добавками СЛАЙД 9
- лет: Печать по трафарету Монотипия предметная «Знакомая форма – новый образ» Черно-белый граттаж Кляксография обычная Кляксография с трубочкой Кляксография с ниточкой Набрызг Отпечатки листьев Тиснение Акварельные мелки Тычкование Расчесывание краски Рисование от «пятна» Рисование по сырому СЛАЙД 10
- - 7 лет: Цветной граттаж Монотипия пейзажная Рисование по восковому подмалевку Батик Рисование солью Рисование скотчем Водяная печать Раздувание краски СЛАЙД 11
И сегодня Я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста (способы нетрадиционного рисования по группам).
- Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу . Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)
- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)
- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенный на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ) СЛАЙД 12
Итак!:
- Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью воздуха: этонапример, рисование мыльными пузырями(образцы рисунков).
- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:
гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ:ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА) (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа педагогов
- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.
Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).
Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.
- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1. СЛАЙД 13
- Следующий способ - рисование ЛИСТЬЯМИ КАПУСТЫ(образцы рисунков).
Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья капусты.
Способ получения изображения: сначала берем лист капусты, закрашиваем его гуашью и далее печатаем им на листе. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:
- Если капустный лист отпечатать сначала зеленым цветом, а затем поверх него белым – получится замечательная зеленая елочка.
- Выбранный Вами цвет закрашивания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование листьями капусты |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
При рисовании этим способом можно использовать в качестве материала не только листья капусты, но и многие другие листья овощей, цветов, деревьев и т. д. СЛАЙД 14
- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).
- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.
- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок(технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование печаткой |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
- Как вы думаете, какие трудности могутвозникнут при использовании данной техники при работе с детьми? СЛАЙД 15
- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ(образцы рисунков).
- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.
Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Этим способом я предлагаю завершить ваши работы(технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование поролоном |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов. СЛАЙД 16
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемыеколлеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие вмастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены намастер классе, а так же классификацию нетрадиционных техник рисования во всех возрастных группах.
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье -
Занятие, рождённое вдохновеньем ... СЛАЙД 17
Благодарю за сотрудничество. Желаю всем творческих успехов! СЛАЙД 18
Карточки для рефлексии:
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Какие способы рисования я знаю? | Какие способы рисования я использую в работе? | Какие новые способы рисования я узнала? |
Технологические карточки:
СПОСОБ | Рисование воздухом |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
СПОСОБ | Рисование листьями капусты |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, стаканчики с водой, кисточки, листья капусты, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
СПОСОБ | Рисование печаткой |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
СПОСОБ | Рисование поролоном |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей дошкольников....
Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....
ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...
анкетирование родителей по проекту «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»,
Анкетный опрос родителей по проекту, которй мы реализуем в том году....
Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...
Сборник мастер-классов для родителей ДОУ "Развитие творческих способностей дошкольников путем использования нетрадиционных материалов, техник и игровых приемов"
Мастер-классы по нетрадиционному рисованию...