Мастер-класс «Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности»
материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование навыка правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности»
Ход мастер-класса
Ведущий мастер-класса обращается к аудитории:
- Уважаемые педагоги! Ответьте, пожалуйста, на вопрос, умеете ли вы правильно дышать. (Ответы) Вы правы, это естественный процесс, дыхание происходит само собой. Ребёнок рождается, делает первый вдох, и организм сам включает дыхательные механизмы.
Вы, наверное, замечали, как дышит дошкольник во время выполнения интенсивных упражнений (бега, прыжков, игр). Ребёнок возбуждён и не может контролировать своё дыхание: вдох идёт через рот, дыхание поверхностное, частое, выдох короткий, аритмичный. Дыша таким образом, человек быстрее устаёт, задыхается. А если дыхание через рот имеет место быть на улице, есть риск простудиться. К тому же частые ОРЗ, заболевания ЛОР-органов, малоподвижный образ жизни, плохая осанка способствуют нарушению функции дыхания.
В настоящее время в дошкольных учреждениях принято проводить дыхательные гимнастики. Я заметила, что в таких упражнениях ребёнок утрирует вдох и выдох.
Если я вам сейчас предложу дыхательные упражнения, вы тоже будете стараться дышать глубже. А нам нужно сформировать ритмичный носовой вдох при сомкнутых губах и свободный выдох через нос или рот.
Какой же из этого следует вывод? Учить ребёнка правильно дышать нужно незаметно, в естественной деятельности. А в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Я предлагаю вам формировать навык правильного дыхания у детей посредством подвижных игр оздоровительной направленности.
Цель использования игр на дыхание: восстановить и поддержать навык физиологического дыхания у дошкольников в естественной деятельности; научить детей контролировать дыхание во время двигательной активности.
Педагог побуждает наиболее активных участников объединиться в группы и придумать оздоровительную игру с помощью предложенного игрового материала (стаканчики с водой, коктейльные соломинки, воздушные шары, пёрышки, нитки). В это время ведущий общается с аудиторией с помощью игры «Мешочек с запахами».
Затем участники представляют результаты деятельности в группах – показывают игры на дыхание с помощью подручного материала. После этого ведущий предлагает свои варианты игр.
В заключение подводится итог занятия:
- Уважаемые коллеги! С вашей помощью мы сегодня поиграли, но поиграли с пользой для своего здоровья, настроения и дыхания. Я буду рада, если знания, полученные сегодня, пригодятся вам в педагогической практике. Поэтому хочу презентовать вам подборку подвижных игр на дыхание, которые, я надеюсь, займут достойное место в вашей картотеке.
Представленные игры малой, средней и большой подвижности мы применяем на физзанятиях, физкультминутках, в свободной деятельности дошкольников.
В клубе «Здоровая семья» я знакомлю с такими играми родителей, чьи дети часто болеют, чтобы они могли вместе заниматься дома.
Подобные тренинги помогают и нашим воспитателям: учат их владеть собой, настраивают на спокойный лад, приводят организм в тонус и просто поднимают настроение.
Благодаря правильному дыханию у детей повысился уровень общей выносливости, возросли показатели по скоростно-силовым качествам. Техника дыхания (вдох через нос и спокойный выдох через нос или рот) помогает дошкольникам быстро восстанавливаются после интенсивной нагрузки. Игры на дыхание учат их прислушиваться к своему организму.
Подвижные игры на формирование навыка правильного дыхания
Мешочек с запахами
(авторская разработка)
У воспитателя в руках мешочек с предметами (чеснок, мандарин, мята, мыло, пакетик чаю и др.) по количеству игроков. Каждый ребёнок по очереди закрывает глаза, нюхает предмет, который достал из мешочка педагог и пытается отгадать его.
Игра тренирует короткий активный вдох и свободный лёгкий выдох (лечебный метод дыхания А.Н. Стрельниковой).
Булькание
(по методике В.Л. Страковской)
У каждого ребёнка в руках стаканчик (бутылочка), наполовину наполненный водой. В стакан вставлена коктейльная трубочка. Инструктор показывает, с какой силой нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, но вода не расплескалась. Отмечаются те дети, у которых бульканье было более длительным и спокойным.
Игра учит контролировать спокойное дыхание, тренирует длительный выдох.
Поиграй животиком!
(по методике О.А. Новиковской)
Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь на ковер и положить руки себе на живот. Чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Упражнение делается не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы.
Тренируется физиологическое дыхание (длина вдоха равна длине выдоха).
Бабочка
(по методике О.А. Новиковой)
Для игры надо вырезать бабочку из бумаги и прикрепить ее на нитку
длиной 15–20 см, конец нитки привязать к палочке.
Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.
Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Игра помогает выработать у ребенка навык делать носовой вдох и
продолжительный, целенаправленный выдох.
Разговор птиц
(по методике Е. Янушко)
Воспитатель предлагает детям поиграть в птиц. Водящий называет птиц, а играющие подражают их голосам. Например, курица – ко-ко-ко-ко-ко…; утка – кря-кря-кря-кря…
Во время звукоподражаний педагог следит, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая звук.
Игра развивает речевое дыхание – произнесение на одном выдохе нескольких слогов.
Звуковая ниточка
(по методике О.А. Новиковской)
У каждого участника в руках длинная нить. Дети соединяют пальцы рук на её середине. По команде начинают пропевать звук /а/ (или другой гласный) на одном дыхании, одновременно разводя руки на ниточке. Как только дыхание кончилось, руки нужно остановить на ниточке. Выигрывает тот, у кого ниточка оказалась длиннее.
Вариант: дети заматывают звуковую ниточку в клубок (вращают её вокруг руки). Игра развивает носовой вдох, длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.
Игра на внимание «Муха»
(по методике М.Ю. Картушиной)
Педагог начинает игру:
- Муха летела-летела и на ухо (на нос, на колено…) ребятам села (вращать кистями рук).
-З-з-з (положить руки на грудь, тянуть звук /з/, пока ведущий не хлопнет в ладоши).
По хлопку дети показывают на ухо (нос, колено…)
Игра развивает носовой вдох, длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков, внимательность.
Игры средней и большой подвижности
Лети, пёрышко!
(по методике В.Л. Страковской)
Играющие встают в шеренгу. Каждый ребёнок держит пёрышко. По команде он пускает его на воздух над головой и начинает дуть так, чтобы пёрышко летело в сторону финиша. Выигрывает тот, кто придёт первым, не уронив перышка.
Игра учит контролировать своё дыхание: ребёнку нужно ослабить или усилить вдох и выдох в зависимости от обстоятельств.
Игры с воздушным шариком
(по методике В.Л. Страковской)
Дети сами надувают воздушные шары. Затем пытаются задуть их в ворота, по дугу, между кеглями, в обруч или сдувают шарик друг другу через сетку.
Игра формирует навык делать носовой вдох и длительный, целенаправленный выдох.
Самолёты
(по методике М.Ю. Картушиной)
Дети располагаются на площадке-аэродроме. На слова: «Самолёты загудели, самолёты полетели», - летают врассыпную с сомкнутыми губами и гудят. По команде: «Самолёты прилетели, на полянку тихо сели», - самолёты возвращаются на аэродром.
Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.
Автомобили
(по методике М.Ю. Картушиной)
Дети выполняют наклоны, имитируя накачивание шин:
Мы качаем, мы качаем, воздух в шины набираем.
Мы машины завели, веселей, шофёр, рули!
Начинают движение вперёд топающим шагом, произнося звук /ж/. Побеждает тот, кто дальше уехал на одном дыхании.
Развивается длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию звуков.
Поросята и волк
(авторская разработка)
На одной стороне площадки дом. Можно его соорудить из мягкого модуля. В доме живут поросята-дети. По сигналу они подскоками движутся по направлению к волку на противоположную сторону площадки. Остановившись, поют песенку:
Нам не страшен серый волк, старый волк, глупый волк.
Где ты ходишь, глупый волк, старый, страшный волк.
На последнее слово ребёнок-волк догоняет поросят, которые прячутся в домике. Волк дует на домик, как будто пытается его развалить.
Игра формирует носовой вдох и выдох через рот, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.
Пчёлы
(авторская разработка)
Дети-пчёлы сидят в улье (огороженной территории) и произносят:
В улье я своём сижу и тихонечко жужжу.
А сейчас я полечу, деткам мёду принесу!
С этими словами пчёлы разлетаются врассыпную с сомкнутыми губами и гудят, сложив ладони на груди. По команде возвращаются в улей.
Игра тренирует умение длительно произносить звук на выдохе, чувствовать вибрацию голоса, а также умение быстро восстановить дыхание после интенсивной нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"
Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...
Формирование навыков правильной осанки у дошкольников
Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....
Формирование навыков правильной осанки у дошкольников
Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....
Формирование навыков правильного произношения у дошкольников
Для педагогов-дошкольников давно уже не секрет, что речевое развитие ребенка является важнейшей областью ФГОС. поэтому каждый воспитатель (я не имею в виду коррекционные дошкольные учреждения) должен ...
Формирование навыка правильной осанки у дошкольников
В дошкольном возрасте формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связ...
Мастер-класс «Изготовление пособий для формирования навыков правильного дыхания»
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи человек, может обойтись несколько недель. Без воды – несколько...
Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией
Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...