Статья "Информационные технологии в работе с дошкольниками".
статья
Информационные технологии в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telnova_a.i._informatsionnye_tekhnologii_.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в работе с дошкольниками.
В связи с бурным развитием информационных технологий, интенсивным их внедрением в различные сферы человеческой деятельности, закономерно произошло внедрение ПК и в сферу образования: в вузы, среднюю школу, а теперь и в дошкольное образование. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Отечественные и зарубежные исследования С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера в детских садах, но и особую значимость и роль его в развитии интеллекта, да и в целом самой личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ: предъявляет информацию в игровой форме, вызывая у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; привлекает надолго внимание ребенка движением, звуком, мультипликацией; является стимулом познавательной активности детей, поощряя их при правильном решении проблемных задач; предоставляет возможность индивидуализации обучения; дает право ребенку самому регулировать темп и количество решаемых игровых обучающих задач; предоставляет возможность дошкольнику приобрести уверенность в себе в процессе работы за компьютером; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты). [2]
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, родительских уголков, папок-передвижек (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
- Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
12.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ. [3;1]
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
- Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, для детей 5-6 лет норма 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
- Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. [4]
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление в электронном виде перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно - развивающую среду группы. Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе происходящего в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, знакомиться с разработками мероприятий. Общение на форумах с коллегами по всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. В дальнейшем я планирую применять в своей работе компьютерные презентации.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература.
- Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - №3. -С.9-11.
- Белая К.Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - №8 - С. 4-8.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №5 - С. 92-95.
- Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.
Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....
Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».
Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....