Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
методическая разработка по теме

Богачева Алена Степановна

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx651.62 КБ
Файл master_klass_kvest.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Красноярского края  г. Шарыпово

Мастер-класс  «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развитияпознавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Этапы мастер – класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия (заключительная).

Актуальность

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.         Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.         Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

        

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.

Квест игра – креативная, современная, зажигательная. Эта технология приемлема и для дошкольников.

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными  в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Принципы организации квестов

Безопасность - все игры и задания должны быть

безопасными;

Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям

участников квеста;

Уважение достоинства ребёнка;

Чёткая постановка цели, распределение ролей;

Постоянная смена деятельности;

Связность, последовательность и логичность заданий;

Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное

сопровождение, карты, схемы, костюмы);

Продуманность организации игры;

Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные

выводы;

 Самостоятельность суждений детей;

Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат

(схема, пазл, карта, рисунок, предложение

Квест–игра…….. читать на слайде

Квест–игра…….. читать на слайде

Классификация квестов…….. читать на слайде

Структура квеста

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.

Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Алгоритм подготовки к игре……читать на слайде

Варианты заданий и подсказок в квест-игре.

     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

     - Загадки, вопросы, ребусы.

     - Пазлы, лабиринты.

     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку»,    «Что на картинке не так?», «Небылицы» и т.д.

     - Упражнения на классификацию.

     - Логические таблицы.

     - Задания на измерения.

     - Ориентировка по схемам.

     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.

- Математические упражнения (счет,

        решение примеров, арифметические задачи и т.д.).

     - Подсказки в виде моделей, схем.

     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

- Творческие задания (сочинение синквейнов, загадок,

        сказок и т.д.)

И другие…

Ожидаемый результат:

        Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:

1.Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;

2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;

3.Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

        Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью

Практическая часть

Ведущий:

Со структурой квест – игры я предлагаю познакомиться практическим путем. Желающих поучаствовать в квест – игре, приглашаю подойти ко мне.

Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. И побываем в гостях у необыкновенных сказочных героев.  А кто это, мы узнаем в конце нашего пути.

(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Ведущий: Итак, наша команда собрана, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.

(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены  в игровые команды или находиться в одной команде)

               1 Задание:

Ведущий: перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами (макароны, рис). Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(В детском коллективе при большом количестве человек это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий).

Молодцы, быстро справились с заданием. У вас получились слова: карточка и картинка. Значит следующее задание связано с этими словами.

     

  1. Задание:

Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены предметы. Команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов. Пример: гвоздь – его можно загнуть, прибить, повесить на него одежду. Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.  

(Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)

               1 команда:

кнопка канцелярская -  (сесть, воткнуть, выкинуть, сломать),

лягушка -  (поймать, погладить, поцеловать, отпустить в воду),

юбка – (одеть, купить, перешить, продать, порвать).

  1. команда:

чемодан – (собрать, хранить вещи, сломать, уехать с ним),

игрушка – (поиграть, сломать, купить, подарить)

кирпич – (разбить, построить дом, сломать, забить гвоздь)

Ведущий: молодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово -  КЛЮЧИК).

Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Попробуйте сами в зале найти очередную подсказку. Может, он спрятан в этой корзине? Давайте попробуем его найти.

Ведущий: Замечательно, ключик нашли! А где же замок, которую он откроет? Смотрите, перед вами, стоит ларец (сундучок), и на нем висит замок. Давайте его откроем нашим ключиком! Здорово, замок открылся!

Но в сундучке  лежит письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие гости! Извините, что так получилось, что мы не можем вас принять у себя в гостях нас пригласили в сказку. Будем вас ждать в следующий раз у нас в гостях….. Ваши сказочные герои  ШВАБРОШЕРСТИУС И ПУЗОГЛАЗИУС».

Ведущий: Это и есть те сказочные герои,  к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Ну что ж, давайте пофантазируем и попытаемся изобразить этих необычных героев на листе бумаги, это и будет нашим последним заданием.

На это отводится одна минута. Одна команда рисует на этом листе, другая на этом.

(Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей    самостоятельно или совместно с взрослым открывается новый практический опыт для дальнейшего его использования в своей жизни).

Ведущий: Покажите, пожалуйста, нашим гостям этих необычных сказочных героев. Мы к ним долго шли, к сожалению, повстречать их еудалось, но зато у нас на память останутся вот такие замечательные портреты! Вы их можете взять с собой!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- И в конце мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию:

- если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – поселите смайлик на на остров радости

 - если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами – поселите смайлик на остров удовлетворённости ……

 - если опыт вам не пригодится – поселите смайлик наостров ……… неопределённости

Участникам спасибо за помощь в проведении игры, а всем - спасибо за внимание!

ПИСЬМО.

«Здравствуйте дорогие гости! Извините, что так получилось, что мы не можем вас принять у себя в гостях нас пригласили в сказку. Будем вас ждать в следующий раз у нас в гостях….. Ваши сказочные герои  ШВАБРОШЕРСТИУС И ПУЗОГЛАЗИУС».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г. Шарыпово МАСТЕР КЛАСС Тема: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Слайд 2

Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи : - конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры; - предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии; - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Слайд 3

Этапы мастер – класса: * Теоретическая часть * Практическая часть * Рефлексия (заключительная).

Слайд 4

Актуальность В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Квест -игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.

Слайд 5

Квест игра – креативная, современная, зажигательная. Э та технология приемлема и для дошкольников. К вест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности. К вест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак , что такое квест – игра? Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

Слайд 6

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи: Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции. Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Слайд 7

Принципы организации квестов  Безопасность - все игры и задания должны быть безопасными; Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям участников квеста ; Уважение достоинства ребёнка; Чёткая постановка цели, распределение ролей; Постоянная смена деятельности; Связность, последовательность и логичность заданий; Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, костюмы); Продуманность организации игры; Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные выводы;  Самостоятельность суждений детей; Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат (схема, пазл , карта, рисунок, предложение)

Слайд 8

Квест -игра Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес, инициативность в ходе выполнения заданий. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания и проявления инициативы Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

Слайд 9

Квест - игра Создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. В ходе реализации можно комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

Слайд 10

Классификация квестов В зависимости от сюжета Линейный Задачи решаются по цепочке, одна за другой По месту проведения Штурмовой Каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино Кольцевой Тот же линейный квест , но заключённый в круг (выполняя задания, дети вновь и вновь возвращаются в пункт «А» В помещении -В парке -Внутри здания -В музее -На местности -Смешанные -Виртуальные

Слайд 11

Структура квеста Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Слайд 12

Алгоритм подготовки к игре Заинтригуйте участников игры 7 1 2 3 4 5 6 Продумайте сюрприз в конце игры Привлеките родителей в качестве помощников, участников Подберите материал, задания для организации деятельности детей на каждой станции Распределите положение станций Придумайте название и сюжет Определите время и тематику маршрутной игры

Слайд 13

Варианты заданий и подсказок в квест -игре. - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты. - Загадки , вопросы, ребусы. - Пазлы , лабиринты. - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Что на картинке не так?», «Небылицы» и т.д. - Упражнения на классификацию. - Логические таблицы. - Задания на измерения. - Ориентировка по схемам. - Выкладывание предметов из палочек, фигур. - Математические упражнения (счет, решение примеров, арифметические задачи и т.д.). - Подсказки в виде моделей, схем. - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций. - Творческие задания (сочинение синквейнов , загадок, сказок и т.д.) И другие…

Слайд 14

Ожидаемый результат: Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность: 1.Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»; 2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»; 3.Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре» Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью

Слайд 15

Практическая часть

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...

методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"

В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)

Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...