«Приобщение к народной культуре через сказку»
материал по теме
Программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушениями поведения, нацеливает нас на широкое использование устного народного творчества, сказки. Художественных произведений в работе по устранению выявленных недостатков, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приобщение к народной культуре через сказку» | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение к народной культуре через сказку»
.
В комплексе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками, особое место уделяется процессу формирования личности ребенка через приобщение его к народной культуре. Ценность художественной литературы, сказок, фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легче устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Учитывая особенности речевой деятельности умственно отсталых детей, ознакомление их со сказками, обучение рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи – все это способствует решению следующих задач:
1. Развивать умение слушать художественное произведение, сказки, эмоционально отзываться на них.
2. Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно.
- 3. Воспитание у детей дружелюбия, чувства сопереживания.
- Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры, забавы, драматизации с использованием фольклора, эпизода из полюбившейся сказки.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка сказки, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушениями поведения, нацеливает нас на широкое использование устного народного творчества, сказки. Художественных произведений в работе по устранению выявленных недостатков, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.
Организуя эту работу, мы проанализировали речь детей, умение рисовать, лепить. Результаты показали, что некоторые дети – Сотникова К., Васильева Н. не могли повторить содержание сказки, в силу своих речевых нарушений. На занятиях рисования трудности нарисовать персонаж сказки возникли у Галинной Н., Сотниковой К., Вуколова С.
Многие дети узнавали сказку, но, не владея навыками речевой деятельности, ограничивались только называнием персонажей.
Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию сказок с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно речевой деятельности, интереса и любви к художественному произведению, воспитания гуманных чувств. Приобщая детей к народной культуре через знакомство со сказками, мы стараемся включать ее во все виды деятельности:
- Рассказ или чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
- Проведение сюжетно-ролевой игры.
- Рисование по содержанию изученной сказки.
- Лепка полюбившихся персонажей.
- Игры, драматизации.
- Викторина “Угадай сказку”
- Развлечения.
Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
В своей работе используем методы предлагаемые Н. А. Ветлугиной в книге “Эстетическое воспитание в детском саду”
- Слово воспитателя и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения.
- Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
- Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий.
- Приемы, направленные на упражнения, тренировку в навыках, и творческие занятия, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения , выдумку.
В будущем, работая над сказками, хотелось бы, чтобы дети могли воспроизводить стихотворный текст сказок. Например, К. Чуковского “Телефон”, “Мойдодыр” и т. д. Сказка расширяет перспективу освоения ребенком сферы необыденного, вводит его в мир еще нереализованных человеческих возможностей и замыслов. Так благодаря ей ребенок оказывается на переднем плане культуры. Сказка требует особых способов своего введения в детскую жизнь.
В дальнейшем желательно использовать такой прием, как составление сказок по схеме. Комплекс всевозможных методов поможет обеспечить полноценное художественное развитие ребенка, активизацию и развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности....
проект "Приобщение детей к сказке"
Проект "Приобщение детей к сказке" разработан для детей развовозрастной группы и расчитан на 3 года....
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...
Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...
Приобщение детей к сказкам
Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик - семицветик».Задачи занятия:1.Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини...
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год
Актуальность выбранной темы: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...