Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
проект (средняя группа) на тему

Кувакина Эльвира Александровна

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. Задачи: 1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку. 2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру. 3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. 4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие Вид проекта: групповой, познавательный. Продолжительность: 8 месяцев Участники: дети средней группы Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие. АКТУАЛЬНОСТЬ «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости». В.А.Сухомлинский В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, спра-ведливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому счи-таю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать ма-лышу нравственную суть каждого поступка. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре спо-собствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способ-ной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу. Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нрав-ственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что не все дети уме-ют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждеб-ности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуа-ции. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям. В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» ле-жит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет глав-ную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «со-действию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельно-сти. К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт ска-зочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяго-тение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, ве-ками испытанных художественных образов». На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий: • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий. • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать пе-реводу наглядных образов в обобщенные нравственные представле-ния у детей. • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми до-школьного возраста реализуется в процессе ролевой игры. При разработке педагогического проекта учитывались: 1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образова-ния; 2) необходимость практической направленности образовательного процес-са; 3) интегративный подход к отбору и организации содержания образова-ния. 4) возрастные особенности детей дошкольного возраста. Проектная часть Информация о проекте Содержание 1 Название проекта- Творческий: «Роль сказки в нравственном раз-витии детей» 2 Проблема - Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС? Для детей: Чему учит сказка? 3 Автор - Кувакина Эльвира Александровна 4 Участники - Воспитатель, Дошкольники, Родители 5 Тип - Групповой, краткосрочный 6 Интеграция образовательных областей Основная общеобразовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация 7 Направление деятельности по проекту - Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная 8 Цель: Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. 9 Задачи развития детей в проекте • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, дружба - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречево-го развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию об-разного строя и навыков связной речи. • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения. • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. • Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общи-тельность, дружелюбие. 10 Формы работы с детьми: • чтение • обсуждение • решение проблемных ситуаций • моделирование • речевая ситуация • этические беседы • диалог • слушание сказок • инсценировка 11 Краткое содержание проекта 1 этап: Информационно – аналитический • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий. • анкетирование родителей. • подбор литературного материала • подбор дидактического и методического оснащения проекта 2 этап: Прогностично – проектировочный • проектирование взаимодействия воспита-теля с родителями; • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; • разработка плана занимательной деятель-ности на сроки реализации проекта. 3 этап: Организационно – исполнительный • чтение сказок, прослушивание аудиозапи-сей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним. • мероприятия с родителями, папки для ро-дителей по реализации проекта 4 этап: Контрольно - диагностический • итоговая диагностика компонентов нрав-ственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом 5 этап: Обобщающий • рефлексия участников проекта; • отчет о реализации проекта; • оформление полученного материала по проекту, монтаж; • инсценировка сказки для детей. 12 Место проведения МБДОУ «Детский сад №269» 13 Сроки проведения сентябрь 2014 года – февраль 2015 года 14 Возраст детей 4-5 лет 15 Ожидаемые результаты: • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе. • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. • Осознанная позиция родителей в приобще-нии детей к русской народной сказке. 16 Практическая значимость проекта В результате работы дети могут: • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; • инсценировать сказки; • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев; • «настраиваться» на чтение сказки; участвовать в совместном обсуждении; • рассказывать по иллюстрациям; • выражать восприятие текста во внешнем дей-ствии. В результате работы родители: • активные участники мероприятий группы; • создание альбома «Любимые сказки» • создание мини-музея «Курочка Ряба» Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошколь-ника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах; рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Литература 1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспи-танию дошкольников». М.: Владос.2010 2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44 3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19 4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание до-школьников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14. 5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное до-школьное образование. 2011. №6. С.82 6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для заня-тий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет).  М.: Баласс, 2012.  96 с. 7. О.Л. Щукина «Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» 8. Петракова Т.И. «Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997 9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родите-лей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16. 10. Реферат: «Выявление роли сказки в формировании личностных черт» 11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педаго-гов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000 12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей»

по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку.

Задачи:

1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.

4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие

Вид проекта: групповой, познавательный.

Продолжительность: 8 месяцев

Участники: дети средней группы

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

В.А.Сухомлинский

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу.

Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность

Наблюдая за детьми своей группы, я  заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям.

В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» лежит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов».

На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:

  • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
  • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
  • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

При разработке педагогического проекта  учитывались:

1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

2) необходимость практической направленности образовательного процесса;

3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Информация

о проекте

Содержание

1

Название проекта

Творческий: «Роль сказки в нравственном развитии детей»

2

Проблема

Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС?

Для детей: Чему учит сказка?

3

Автор

Кувакина Эльвира Александровна

4

Участники

Воспитатель

Дошкольники

Родители

5

Тип

Групповой, краткосрочный

6

Интеграция образовательных областей

Основная общеобразовательная область:

Чтение художественной литературы

Сопутствующие образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

7

Направление деятельности по проекту

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

8

Цель:

Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

9

Задачи развития детей в проекте

  • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, дружба - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
  • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • 2. Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

10

Формы работы с детьми

  • чтение
  • обсуждение
  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование
  • речевая ситуация
  • этические беседы
  • диалог
  • слушание сказок
  • инсценировка

11

Краткое содержание проекта

1 этап: Информационно – аналитический

  • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий.
  • анкетирование родителей.
  • подбор литературного материала
  • подбор дидактического и методического оснащения проекта

2 этап: Прогностично – проектировочный

  • проектирование взаимодействия воспитателя с родителями;
  • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
  • разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.

3 этап: Организационно – исполнительный

  • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.
  • мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта
  1. этап: Контрольно - диагностический
  • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом

5 этап: Обобщающий

  • рефлексия участников проекта;
  • отчет о реализации проекта;
  • оформление полученного материала по проекту, монтаж;
  • инсценировка сказки для детей.

12

Место проведения

МБДОУ «Детский сад №269»

13

Сроки проведения

сентябрь 2014 года – февраль 2015 года

14

Возраст детей

4-5 лет

15

Ожидаемые результаты

  • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

16

Практическая значимость проекта

В результате работы дети могут:

  • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
  • инсценировать сказки;
  • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
  • «настраиваться» на чтение сказки;

      участвовать в совместном обсуждении;

  • рассказывать по иллюстрациям;
  • выражать восприятие текста во внешнем действии.

В результате работы родители:

  • активные участники мероприятий группы;
  • создание альбома «Любимые сказки»
  • создание мини-музея «Курочка Ряба»

Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.

Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах;  рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Литература

  1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». М.: Владос.2010
  2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
  3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
  4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
  5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное дошкольное образование.  2011.  №6. С.82
  6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет).  М.: Баласс, 2012.  96 с.
  7. О.Л. Щукина « Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»
  8. Петракова Т.И. « Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997
  9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родителей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
  10. Реферат: « Выявление роли сказки в формировании личностных черт»
  11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
  12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004



План занимательной деятельности

Месяц

Сказки

Задачи

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие сродителями

ООД

Образовательная деятельность в режимных моментах

 сентябрь

«Теремок»

  • Приобщать детей к истокам народной культуры
  • Учить передавать свое отношение к поступкам героев
  • Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность
  • Воспитывать любовь к народным сказкам

  • рассказывание
  • чтение
  • анализ сказки по иллюстрациям
  • творческие задания
  • моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом
  • разыгрывание отрывков сказок.
  • Этические беседы на основе сказок
  • рассказывание сказки от другого героя
  • совместное рассказывание
  • работа со схемой сказки.
  • выставка в книжном центре
  • выставка рисунков «Мы любим сказки!»
  • игры «Угадай, о чем

книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?», пазлы «Любимые сказки», «Расскажи сказку»

  • изготовление атрибутов к сказкам
  • просмотр мультфильма
  • рассматривание иллюстраций к сказке
  • обыгрывание сюжета сказки с помощью настольного театра
  • самостоятельное разыгрывание небольших сюжетов сказок.
  • Продуктивная деятельность на тему «Помогаем героям сказок»

  • беседы о прочитанных сказках
  • чтение сказок
  • прослушивание сказок в аудиозаписи
  • просмотр мультфильмов по сказкам
  • Совместная с детьми выставка рисунков «Мы любим сказки»
  • создание альбома «Наши любимые сказки»
  • создание мини-музея «Курочка Ряба»
  • круглый стол «Что за прелесть эти сказки!»
  • создание библиотечки для родителей «что можно почитать детям»

Октябрь-ноябрь

«Заюшкина избушка»

декабрь

«Зимовье зверей»

Январь-февраль

«Бычок-смоляной бочок»; «Лисичка- Патрикеевна»

 март

«Гуси-лебеди»

                         

апрель

«Крошечка-Хаврошечка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...

Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...