Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
проект (средняя группа) на тему
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. Задачи: 1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку. 2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру. 3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. 4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие Вид проекта: групповой, познавательный. Продолжительность: 8 месяцев Участники: дети средней группы Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие. АКТУАЛЬНОСТЬ «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости». В.А.Сухомлинский В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, спра-ведливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому счи-таю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать ма-лышу нравственную суть каждого поступка. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре спо-собствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способ-ной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу. Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нрав-ственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что не все дети уме-ют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждеб-ности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуа-ции. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям. В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» ле-жит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет глав-ную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «со-действию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельно-сти. К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт ска-зочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяго-тение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, ве-ками испытанных художественных образов». На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий: • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий. • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать пе-реводу наглядных образов в обобщенные нравственные представле-ния у детей. • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми до-школьного возраста реализуется в процессе ролевой игры. При разработке педагогического проекта учитывались: 1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образова-ния; 2) необходимость практической направленности образовательного процес-са; 3) интегративный подход к отбору и организации содержания образова-ния. 4) возрастные особенности детей дошкольного возраста. Проектная часть Информация о проекте Содержание 1 Название проекта- Творческий: «Роль сказки в нравственном раз-витии детей» 2 Проблема - Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС? Для детей: Чему учит сказка? 3 Автор - Кувакина Эльвира Александровна 4 Участники - Воспитатель, Дошкольники, Родители 5 Тип - Групповой, краткосрочный 6 Интеграция образовательных областей Основная общеобразовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация 7 Направление деятельности по проекту - Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная 8 Цель: Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. 9 Задачи развития детей в проекте • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, дружба - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречево-го развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию об-разного строя и навыков связной речи. • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения. • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. • Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общи-тельность, дружелюбие. 10 Формы работы с детьми: • чтение • обсуждение • решение проблемных ситуаций • моделирование • речевая ситуация • этические беседы • диалог • слушание сказок • инсценировка 11 Краткое содержание проекта 1 этап: Информационно – аналитический • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий. • анкетирование родителей. • подбор литературного материала • подбор дидактического и методического оснащения проекта 2 этап: Прогностично – проектировочный • проектирование взаимодействия воспита-теля с родителями; • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта; • разработка плана занимательной деятель-ности на сроки реализации проекта. 3 этап: Организационно – исполнительный • чтение сказок, прослушивание аудиозапи-сей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним. • мероприятия с родителями, папки для ро-дителей по реализации проекта 4 этап: Контрольно - диагностический • итоговая диагностика компонентов нрав-ственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом 5 этап: Обобщающий • рефлексия участников проекта; • отчет о реализации проекта; • оформление полученного материала по проекту, монтаж; • инсценировка сказки для детей. 12 Место проведения МБДОУ «Детский сад №269» 13 Сроки проведения сентябрь 2014 года – февраль 2015 года 14 Возраст детей 4-5 лет 15 Ожидаемые результаты: • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе. • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. • Осознанная позиция родителей в приобще-нии детей к русской народной сказке. 16 Практическая значимость проекта В результате работы дети могут: • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; • инсценировать сказки; • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев; • «настраиваться» на чтение сказки; участвовать в совместном обсуждении; • рассказывать по иллюстрациям; • выражать восприятие текста во внешнем дей-ствии. В результате работы родители: • активные участники мероприятий группы; • создание альбома «Любимые сказки» • создание мини-музея «Курочка Ряба» Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошколь-ника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах; рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Литература 1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспи-танию дошкольников». М.: Владос.2010 2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44 3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19 4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание до-школьников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14. 5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное до-школьное образование. 2011. №6. С.82 6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для заня-тий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). М.: Баласс, 2012. 96 с. 7. О.Л. Щукина «Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» 8. Петракова Т.И. «Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997 9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родите-лей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16. 10. Реферат: «Выявление роли сказки в формировании личностных черт» 11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педаго-гов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000 12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "роль сказки в нравственном развитии детей" | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей»
по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.
Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку.
Задачи:
1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.
4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие
Вид проекта: групповой, познавательный.
Продолжительность: 8 месяцев
Участники: дети средней группы
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу.
Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям.
В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» лежит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов».
На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:
- Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
- В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
- Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.
При разработке педагогического проекта учитывались:
1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Проектная часть
№ | Информация о проекте | Содержание |
1 | Название проекта | Творческий: «Роль сказки в нравственном развитии детей» |
2 | Проблема | Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС? Для детей: Чему учит сказка? |
3 | Автор | Кувакина Эльвира Александровна |
4 | Участники | Воспитатель Дошкольники Родители |
5 | Тип | Групповой, краткосрочный |
6 | Интеграция образовательных областей | Основная общеобразовательная область: Чтение художественной литературы Сопутствующие образовательные области: Познание Коммуникация Художественное творчество Социализация |
7 | Направление деятельности по проекту | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная |
8 | Цель: | Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам. Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада. |
9 | Задачи развития детей в проекте |
|
10 | Формы работы с детьми |
|
11 | Краткое содержание проекта | 1 этап: Информационно – аналитический
2 этап: Прогностично – проектировочный
3 этап: Организационно – исполнительный
5 этап: Обобщающий
|
12 | Место проведения | МБДОУ «Детский сад №269» |
13 | Сроки проведения | сентябрь 2014 года – февраль 2015 года |
14 | Возраст детей | 4-5 лет |
15 | Ожидаемые результаты |
|
16 | Практическая значимость проекта | В результате работы дети могут:
участвовать в совместном обсуждении;
В результате работы родители:
|
Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах; рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Литература
- В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». М.: Владос.2010
- Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
- Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
- Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
- Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С.82
- О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). − М.: Баласс, 2012. − 96 с.
- О.Л. Щукина « Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»
- Петракова Т.И. « Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997
- Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родителей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
- Реферат: « Выявление роли сказки в формировании личностных черт»
- «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
- Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004
План занимательной деятельности
Месяц | Сказки | Задачи | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие сродителями | |
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
сентябрь | «Теремок» |
|
|
книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?», пазлы «Любимые сказки», «Расскажи сказку»
|
|
|
Октябрь-ноябрь | «Заюшкина избушка» | |||||
декабрь | «Зимовье зверей» | |||||
Январь-февраль | «Бычок-смоляной бочок»; «Лисичка- Патрикеевна» | |||||
март | «Гуси-лебеди»
| |||||
апрель | «Крошечка-Хаврошечка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей средней группы " Какой должна быть сказка?" " Сочиняем сказку сами." Роль сказки в нравственном воспитании детей
в помощь для родителей при выборе сказок для детей 4-5 ....
Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.
Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....
Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели...
Фотоотчет по реализации проекта "Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества".
Духовно-нравственное воспитание....
Фотоотчет по реализации проекта "Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества".
Духовно-нравственное воспитание детей...
Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку
Многие дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...
Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...