Этические беседы
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Беседа на тему: «Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
Дидактический материал - сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.
Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:
- Говори вежливым тоном;
- Используй «волшебные» слова;
- Смотри в лицо собеседника;
- Не держи руки в карманах.
Далее выясняется, что:
- Во время разговора не следует, есть, например, пирожок, так как никому неприятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседника, да и ты при этом произносишь слова невнятно;
- Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;
- Невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.
Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворения, в которых говорится о правилах поведения во время разговора.
Г.Остер А.Кондратьев
Советы непослушным детям Перебивалка
Если к папе или маме - За рекой…
Тетя взрослая пришла - За какой?
И ведет какой-то важный - За широкой такой!
И серьезный разговор, Проживал крокодил…
Нужно сзади незаметно - Что жевал крокодил?
К ней подкрасться, - Не жевал!
А потом Про – жи – вал!
Громко крикнуть Просто жил крокодил,
Прямо в ухо: - Но ведь ты говорил
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!» что он что-то жевал?
И когда со стула тетя Или пере – жи – вал?
С перепугу упадет Ох! Ну ладно, жевал
И прольет себе на платье И кусал, и глотал
Чай, компот или кисель, Тех, кто перебивал!
То, наверно, осень громко,
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет!
Беседа на тему: «Правила поведения за столом дома и в детском саду»
Программное содержание:
Учить детей правильно отвечать на заданные вопросы, самим задавать вопросы своим товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить с умением пользоваться вилкой и ножом одновременно. Воспитывать аккуратность.
Подготовка:
В течение 3-х лет детей учили правилам поведения за столом. Цель данного задания повторить все правила младшей группы и дать новое правило общения с вилкой и ножом.
Методические приемы:
- Предложить детям вспомнить правила поведения за столом. Дать наводящие вопросы:
а) что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться);
б) какая осанка должна быть во время обеда (еды).
(спина ровная, ноги под столом вместе, локти на стол класть нельзя);
в) какую услугу можно оказать своему товарищу по мере необходимости? Можно ли мешать своему товарищу? (товарищу мешать нельзя, можно подать соль, хлебницу с хлебом, салфетку).
г) Какие есть правила о том, как пить и есть?
(пить, и есть бесшумно, есть с закрытым ртом, пищу брать понемногу);
д) Что делать, чтобы не крошить, е проливать пищу?
(чашку передвигать по столу тихонько, не набирать полную ложку, есть надо над тарелкой).
- Дать несколько ситуаций за накрытым столом. Дети садятся за стол те, кого называет воспитатель или дети. И показывает, как и каким столовым прибором, он будет пользоваться.
Например, воспитатель говорит: «На обед суп вермишелевый, на второе картофельное пюре и рыба, на третье компот»
Вызванный ребенок показывает, как он будет есть. Воспитатель следить показывает, что бы дети ни ели с конца наклоняли ложки, а несколько ближе к боковой части. Доедая пищу, наклоняли тарелку от себя. Вилку во время еды картофеля, котлеты, мяса – держать вогнутой часть. Вниз, при еде гарнира вогнутая частью вниз, при еде гарнира вогнутая часть должна быть обращена вверх. Посуду после еды, чтобы составили в столбики. Детям дать возможность, чтобы задавать вопросы.
- Показать новое правило поведения за столом: как есть оладьи, мясо. Вилку держать в левой руке, нож в правой. Дать детям поупражняться с вилкой и ножом.
Словарная работа и речевое упражнение.
Активизировать словарь детей в названии культурного поведение за столом, в названии принадлежности столовых приборов.
Название слов - действий, что делают за столом (едят, жуют, благодарят, режут, мажут и.т.д).
Беседа на тему: «Пословицы и поговорки».
«Честность и скромность украшает человека»
«Не одежда красит человека, а поведение»
«Лучше горькая, правда, чем красивая ложь»
«Обещал, значит выполни»
Программное содержание:
На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы). Формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоты.
Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбия.
Поощрять умение детей давать подходящие в данный момент пословицы и поговорки. Учить делать обобщения.
Подготовка:
Детям читали много произведений:
- «Что легче» В.А.Осеева (о честности, правдивости);
- «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака (о скромности);
- «Леденец», «Огурцы» Н.Носова (о честности, правдивости);
- «Косточка» Л.Толстого (о честности);
- «Честное слово» В.А.Осеева (выполнение обещания);
- «Айога» сказка (осуждение себялюбия);
- «Двенадцать месяцев» С.Маршак (сказка о скромности и себялюбии).
Читая произведения, давали им подходящие пословицы и поговорки.
«Рассказ о неизвестном герое» - «Честность и скромность украшает человека»; «Что легче?», «Леденец», «Огурец», «Косточка» - «Лучше горькая правда, чем красивая ложь»; «Айога», «Двенадцать месяцев» - «Не одежда красит человека, а поведение»; «Честное слово» - «Обещал, значит выполни».
Методические приемы:
- Спросить у детей, какие пословицы и поговорки они знают о скромности, в каких произведениях рассказывается о скромных людях.
А кого вы знаете скромного в нашем детском саду, у себя дома?
За какие поступки их можно назвать скромными?
- Спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о честности, честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях? О честных товарищах.
- Спросить, какие произведения дети знают о выполнении своего слова, какую пословицу они знают о выполнении своего слова. Поговорить о том, всегда ли они выполняют свои обещания. Спросить каких же людей больше любят, какие люди любимые. Сравнить девочек в сказке «Айога», девочек в сказке «Двенадцать месяцев».
- В конце непосредственной образовательной деятельности спросить, чем мы сегодня занимались, о чем вспомнили, что узнали.
Словарная работа и речевое упражнение:
Активизировать словарь: честность, скромность, правда, ложь.
Пояснить слово «себялюбие».
Спросить сколько слогов в слове «себялюбие», какой первый звук в слове, «правда», какой последний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этическая беседа "Доброта, что солнце!"
Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....
КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»
Программное содержание:Развивать чувства, аналитические умения детей.Вызывать эмоциональный отклик на рассказ В.А.Сухомлинского «Посмеялись…...
конспект занятия по художественной литературе этическая беседа "Мама слово дорогое-в нем тепло и свет"
Этическая беседа "Мама слово дорогое - в нем тепло и свет"...
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...
Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...