Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
консультация (средняя группа)
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.
Задачи:
1) научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
2) дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы;
3) формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»);
4) учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Речевой материал к занятию: сборник В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_eticheskih_besed.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА»
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.
Задачи:
1) научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
2) дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы;
3) формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»);
4) учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Речевой материал к занятию: сборник В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
Этапы:
Вводная часть.Дать представление понятия «дружба».
Дружба— это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.
1)Беседа «Почему нужно уметь уступать?»
-Кто из вас умеет играть дружно?
-Во что вы любите играть?
-Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?
Слушается рассказ «Про двух подружек».
...
Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.
Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».
На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».
-Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
-Были ли споры между девочками?
-Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре).
Обобщение педагогом ответов детей: Ребята, если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
2)Беседа «К чему ведут ссоры?»
Слушается стихотворение А. Шибаева «Подружки».
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки —
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки.
Сели и заплакали.
-Почему подружки поссорились?
-Что произошло в результате ссоры?
Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть. А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого)
Слушается рассказ Л. Толстого «Лошадка».
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
– Дай мне, мой конь.
– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
-Почему мальчики поссорились? (они не хотели играть вместе).
-О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?
-Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?
-Теперь вы знаете, что ссора мешает игре?
Примечание: можно предложить детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь).
3)Беседа «Правила дружной игры»
Ребята, а вы знали, что правила игры учат решать спорные вопросы и избегать ссор? Предлагаю послушать рассказ «Домино»
Слушается рассказ «Домино»....Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.
-Ребята играли дружно?
-Как вела себя Аня?
-Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссорится, а договорились о новом правиле игры).
-Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры).
-У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?
Ребята, расскажите, что вы чувствуете, когда проигрываете? Или когда выигрываете? Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего? А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
Ребята, давайте мы с вами придумаем «Правила дружной игры»:
1) знать правила игры и следовать им;
2) не злиться на проигрыш;
3) не дразнить проигравшего;4) спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
4)Беседа «Как жить дружно без ссор»
Ребята, а давайте попытаемся разобраться в причинах ссор.
-Поднимите руку, у кого из вас есть друг?
-Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?
-Когда друга нет рядом, вам скучно?
-Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться). А теперьпослушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками.
Слушается рассказ В. Орлова «Кто кого».
...
Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
-Это история смешная или грустная?
-Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались).
– А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)
– Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?
– Значит, эту ссору можно назвать… (глупой).
– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.
...
Что ж, не будете ругаться?
– Ни за что!
– И никогда!
Остается вам обняться!
– Здорово!
– Согласен я!
– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)
– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?
5)Беседа «Каждая ссора красна примирением»
-Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.
-Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).
-Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?
-Давайте вспомним стихотворение А.Кузнецова «Пожружки»:
...
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
– Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения «Кто кого» В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.)
– В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?
– За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)
– Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.)
– Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»?
– Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.
– Расскажите, как вы помирились с другом.
Глупые ссорятся, а умные договариваются (4–6 лет)
Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде.
– Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?
А теперь предлагаю послушать сказку А.Нееловой «Тысячецвет»
Слушается сказка А. Нееловой «Тысячецвет».
…
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысяче-цвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Всё платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.
-За что тысячецвет рассердился на ручеек?
-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок).
-А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок).
-За что ручеек обиделся на тысячецвет? Что он сделал от обиды?
-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?
-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?
-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?
Примечание: педагог старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогает им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.
Педагог предлагает детям придумать другой вариант сказки. (1. Когда началась жара, ручеек вернулся и спас друга. 2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе.) Затем просит детейнарисовать рисунки, изобразив на них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.
В заключение педагог подводит итог:
– Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):
Два котенка разругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись…
И во всю Расхохотались.
6)Беседа «Урок дружбы»
Примечание: в ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями надо делиться.
Педагог читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.
Случается рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
...
Жили два воробья – Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел, ты и клюй!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
-Почему Чику стало стыдно?
-Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он по жадничал, хотя у него был целый ящик пшена).
-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший и добрый друг).
-Почему рассказ называется «Урок дружбы»?
- Предлагаю нарисовать Чика и Чирика (самостоятельная работа детей).
7)Беседа «Кто кого обидел?»
Слушается рассказ И. Бутмана «Снежки».
…
Рома сТаней,соседи по квартире,играли во дворе в снежки.Роме почему-то не везло,аТаня всё время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мама позвала ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их вТаню прямо в квартире.
После обеда Рома полез в пальто,но снежков там не оказалось.
"Дочего же вредная девчонка! - возмутилсяРома. - Малотого,что украла мои снежки,так ещё и воды в карман налила".
-Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню).
-Как Рома решил отомстить Тане?
-Прав ли был Рома?
-Можно ли сказать, что Рома хороший друг?
-Почему нам хочется посмеяться над Ромой?
Источник:
В.И.Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба» с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста).
Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба» с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста)....
Беседа на тему «Дружба»
Беседа на тему «Дружба» Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему, воспитывать дружеские отношения друг другу.Ход занятия— Ребята у каждого есть друг? — г...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Цель: Содействие развитию у детей умения предотвращать ссоры и находить пути решения конфликтных ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....
конспект беседы на тему: "Дружба начинается с улыбки", подготовительная группа
коннспект беесды на тему: "дружба начинается с улыбки"...
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?- Покажите (улыбаются).- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).Давайте мы свое хорошее настроение подарим другу (дети дарят улыб...
НОД "Глупые ссорятся, а умные договариваются"
НОД "Глупые ссорятся, а умные договариваются"...