Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
консультация (старшая группа) по теме
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов.
Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья оказывается снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому важнейшими задачами, которые стоят перед обществом, являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, нам необходимо уточнить, что такое здоровье.
Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия. (Формулировка, разработана Всемирной организацией здравоохранения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
ШумкинаЕ.В., воспитатель МБДОУ «Лямбирский
детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского района
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М.Амосов.
Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья оказывается снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому важнейшими задачами, которые стоят перед обществом, являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, нам необходимо уточнить, что такое здоровье.
Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия. (Формулировка, разработана Всемирной организацией здравоохранения).
Сам ребенок не способен всерьез задуматься о своем здоровье. Осознания ценности здоровья и здорового образа жизни у него не развито. Поэтому необходимо организовать здоровьесберегающею среду в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Здоровьесберегающая среда – это окружающая среда которая способствует полноценному, всестороннему развитию лчности.
Ребенок большую часть своего времени проводит в группе дошкольного учреждения. Поэтому сохранение и укрепление здоровье ребенка будет зависеть от того, как грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально – комфортного режима.
Я считаю, что мы, воспитатели, должны добиваться того, чтобы атмосфера в группе была эмоционально- благоприятной. В каждой группе необходимо создавать оздоровительный режим дня, для гармоничного развития детей в соответствии с учетом возраста детей и состояния их здоровья.
В нашей группе здоровьесберегающая среда организованна с учетом возраста, потребностей и интересов детей. Создана зона двигательной активности. Она оснащена оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование(кегли, мячи, обручи, массажеры изготовленные из бросового материала и т.д.) Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Двигательный режим в группе начинается с утренней гимнастики. Я использую общеразвивающие упражнения, которые активизируют разные группы мышц и улучшают кровообращение. Это упражнения для мышц живота, туловища, нижних и верхних конечностей.
Я согласна с утверждением Гиппократа, что стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело. Поэтому в своей работе использую нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дети ходят босиком по различным «дорожкам здоровья» - это коврики-массажеры изготовленные из бросового материала.
Также в своей работе практикую различные виды закаливания, используя естественные силы природы (вода, воздух, солнце): полоскание рта водой комнатной температуры, многократное проветривание и влажная уборка помещения и т. д. Еще один из эффективных методов закаливания детей - точечный массаж. Применяю его в комплексе с дыхательной гимнастикой.
Профилактика нарушений осанки осуществляется при соблюдение определенных условий: мебель, соответствующая росту ребенка, целенаправленная воспитательная работа, использование физических упражнений в течение всего дня.
В нашей группе ведется работа по здоровьесбережению детей. Мной разработаны методические пособия для работы с детьми. К примеру, предлагаю детям различные ситуационные задания: составь режим дня для своего маленького братика (сестренки), расскажи, что будет с куклой, если она перестанет мыть руки, выбери какие из этих продуктов самые полезные и т. д.
Дети группы учувствуют в проекте здоровьесберегающей направленности. Тема нашего проекта «Мы здоровьем дорожим». В рамках данного проекта мы вместе ищем ответы на различные вопросы («Кто помогает нам быть здоровыми?», «Что нужно чтобы быть здоровым» и т.д.), придумываем рецепты «Салата здоровья» .
Активизирую творческую деятельность детей, предлагая им рисовать или придумывать загадки на тему здоровья.
Для того чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности работа детей была менее утомляемой, насыщенной, динамичной необходимо, чтобы один вид деятельности сменялся другим. В ходе непосредственно образовательной деятельности у детей возникают большая нагрузка на ряд функциональных систем: на органы зрения, слуха, мышцы кисти работающей руки, мышцы туловища. Дети перестают быть внимательными, начинают отвлекаться, разговаривать. Поэтому в середине занятий я провожу физминутки, динамические паузы. А для снятия напряжения и утомляемости глаз использую зрительную гимнастику.
Большое предпочтение отдаю подвижным и динамичным играм. Как правило, большая их часть проводятся во время физкультуры и прогулки. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, углублению выдоха, улучшения дыхания в целом. В этих целях я использую такие игры, как «Филин», «Кошка и мышка», «Лети перышко», «Ваньки – встаньки» и другие.
Для уменьшения случаев заболевания детьми острыми респираторными заболеваниями использую аэрофитотерапию. Практика показывает, что эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи.
Большая роль в сохранении здоровья ребенка принадлежит семье. Так, в рамках воспитательной модели использую такие формы работы с родителями, как беседы, консультации, совместные спортивные развлечения, прогулки, экскурсии.
В заключении хотелось бы сказать «Здоровье всего дороже». Поэтому наша задача, задача воспитателей сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников. А комплекс здоровьесберегающих мероприятий и правильно оформленная здоровьесберегающая среда поможет нам укрепить здоровье наших детей.
Литература
1.Богина Т. Укрепляем здоровье детей/Т. Богина// Дошкольное воспитание.-1994.-№6.
2.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др.-СПб.: Детство Пресс, 2011.
3.Змановский Ю.Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях./Ю.Ф.Змановский// Дошкольное воспитание.-1993.-№9.
4.Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым./ Т.Колесникова// Дошкольное воспитание.-2007.-№1.
5.Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом./ Л.И. Латохина// Дошкольное воспитание.-1999.-№10.
6.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок./Е.И. Подольская.-Волгоград:Учитель,2009.
7.Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка./М.Рунова// Дошкольное воспитание.-1999.-№6.
8.Соловова Л., Кабанова Э.Здоровье без лекарств./Л.Соловова, Э. Кабанова// Дошкольное воспитание.-2000.-№7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация здоровьесберегающей среды для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в школе"
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного уч...
Опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в средней группе "Подсолнушки".
Здоровьесберегающая среда средней группы в разных режимных моментах на занятиях, после сна, самомассаж,пальчиковая гимнастика....
Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ...
«Работа по организации здоровьесберегающей среды в разновозрастной группе»
В данной статье указаны необходимые условия по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников ...
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Для воспитателей....
Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.
Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие ...
Организация здоровьесберегающей среды при обучение в ДОУ.
Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие ...