Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова

Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных дошкольников, принципы коррекционной работы, а так же принципы работы с педагогами и родителями таких детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна. Агрессивных детей, как отмечают педагоги детских садов и школ, становится все больше. Взрослые не любят агрессивного поведения детей, осуждают и отвергают его. Это происходит, как правило, из-за непонимания и незнания причин агрессии. А ведь за агрессивным поведением чаще всего прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Юлия Борисовна Гиппенрейтер).  

                Для полноценной коррекционной работы с агрессивными детьми необходимо знать их характерологические особенности.

Характерологические особенности агрессивных детей:

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  • Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую.
  • Имеют высокий уровень личностной тревожности.
  • Чувствуют себя отверженными.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  • Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  • Слабо развит контроль за своими эмоциями.
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  • Имеют неврологические особенности: неустойчивое внимание и память.
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

                Знание характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления психокоррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.

                Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованиям, боли). Если ребенок не пройдет через эту стадию, то он будет сопротивляться дальнейшей работе. После этого можно переходить к работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнев и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Принципы коррекционной работы 

  • Контакт с ребенком.
  • Уважительное отношение к личности ребенка.
  • Положительное внимание к внутреннему миру ребенка.
  • Безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом.
  • Сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработка навыков саморегуляции и контроля.

                При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к внутреннему миру ребенка, к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого, так как внутри у них накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми они не в состоянии самостоятельно справиться. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны психолога вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу. В то же время психолог не должен играть роль «доброй тети», поскольку кроме сочувствия, агрессивным детям нужна конструктивная, действенная помощь. Также важно занять безоценочную позицию, то есть не делать оценочных замечаний, таких как «нельзя так себя вести» и т.д.

Коррекционная работа, направленная на отреагирование гнева и негативной ситуации в целом 

Вайолет Оклендер – 4 стадии отрегирования гнева:

1 стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом». (Комкать и рвать бумагу, бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами, громко кричать в «стаканчик для криков», втирать пластилин в картонку и т.д.).

  • 2 стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев». Прорисовывать гнев красками, лепить из пластилина, глины, осознавать через сенсорные каналы, через телесные ощущения; придумывать рассказы и сказки, отреагирование гнева через движение.
  • 3 стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует» (ребенок должен полностью высказаться, иногда даже с криком и плачем).
  • 4 стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». (После третьей стадии дети становятся более спокойными и с ними можно обсуждать различные ситуации, вырабатывать стратегию поведения).

Работа, направленная на коррекцию личностных особенностей ребенка 

  • Снижение уровня личностной тревожности. Сюда относятся следующие методы: релаксационные техники (дыхательные упражнения, визуализации, мышечная релаксация, свободное движение под музыку), работа со страхами, ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия.
  • Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Это работа с фотографиями и картинками, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; работа с эмоциями через сенсорные каналы; изображение различных предметов и явлений, придумывание рассказов от лица этих предметов; продумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния; разыгрывание психологических этюдов, отражающих эмоциональные состояния; ролевые игры и т.д.
  • Развитие адакватной самооценки. Здесь полезны упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания; разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты), театрализация, либо другие кружки по интересам ребенка, где он может проявить себя.

Поведенческая терапия, расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации 

  • Работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. Методы, используемые здесь: релаксационные техники, ролевые игры, включающие в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; перевод деструктивных действий в вербальный план.
  • Работа, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.

Здесь используются такие методы, как: работа с картинками, отражающими проблемные ситуации, придумывание рассказов к ним; психологические этюды, отражающие вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих в себя элементы соперничества, а также игр, направленных на сотрудничество; введение определенных правил поведения с использованием системы поощрений.

Работа с педагогами и родителями

                Консультативная и коррекционная работа, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Используются такие методы, как информирование об индивидуальных психологических особенностях ребенка; обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний; обучение приемам регуляции психического равновесия; отработка навыков позитивного взаимодействия через ролевые игры; помощь семье в выработке единых требований и правил воспитания.

                В заключении хотелось бы сказать, что психологическая коррекция агрессивного поведения у детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и ра...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

«Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

Состав семьи, социальное положение: Семья полная, благополучная, материально обеспеченная, два ребенка, младшему два года. Воспитанием ребенка в большей мере занимается мать. Мать имеет высшее об...