Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
статья по коррекционной педагогике

Обернибесова Марина Геннадьевна

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_11a.docx28.82 КБ
Файл vystuplenie_11b.pptx828.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Важнейшей задачей образования в современной России является реализация гуманистических ценностей, что подразумевает ориентацию ДОУ на внимание к личности дошкольника, к его индивидуальным проявлениям. В связи с этим особое значение приобретает проблема внутриличностных и межличностных конфликтов субъектов образовательной деятельности, препятствующих дошкольникам адаптироваться к игровой деятельности.

«Конфликтные взаимоотношения» рассматриваются в связи со степенью вовлечения в него субъектов образовательной деятельности. Межличностные отношения дошкольников полны проблем и стрессов, насыщены конфликтными способами разрешения задач, осложняются неоднозначными требованиями со стороны семьи и ДОУ, с которыми дети, иногда, бесконфликтно не в состоянии справиться.    

Отклонение в поведении детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая,  в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение – понятие  неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Одна из форм такого поведения - агрессивное –особенно распространено в последнее время.

Агрессия – (от лат. «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.). (Психологический словарь, 1997.)

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

- физическую – проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица,  либо наносящее вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);

- вербальную – выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенную – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т. п.).

Кроме того, при подавлении агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т. п.)

Э. Фром считает, что существует два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности. Важно помнить, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, неспособного постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Именно поэтому тема агрессии в наши дни вызывает особый интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но, при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает.

Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность… стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (1997, с. 105).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей  может  получит отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности  это порой отчаянная попытка занять свое место «под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценивать свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир  агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их  чувств,  преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Воспитатели в детском саду отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, -  это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Это могут быть наследственно-характерологические признаки, то есть наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др. Могут быть резидуально-органические признаки, то есть минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т. п.  Могут быть социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в детском саду, в школе. Опрос учащихся с нарушениями в поведении показал, что «большинство из них постоянно подвергаются несправедливому обращению, вербальной агрессии со стороны педагогов и унижению их личного достоинства» (И. Фурманов, 1996.); неадекватно-жесткий родительский контроль: враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два популярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

 Исследования показали. Что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители скорее испытывают враждебные чувства друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении  своих  детей агрессивные тенденции. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру. Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, с любовью относиться к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения , превращается из жертвы в преступника.

 Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует «прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими  установками на неприятие ребенка в целом – с другой» (А. Бандура, 1998).В транзактном анализе Э.Берна, а также у М. и Р. Гулдингов показано, что подобные воспитательные методы воздействия на ребенка связаны с родительским предписанием: «Не живи» (М. Гулдинг, Р. Гулдинг, 1998).

В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям. Что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Создается впечатление, что, дети просто борются за свое психологическое выживание, а вырастая,  своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал их. Таким образом, получается что агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. Гнев - это чувство вторичное, в его основе лежит унижение, обида, страх, которые,  в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной,  фундаментальной человеческой  потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю.Б. Гиппенрейтер. 1998). Получается, что агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал  SOS, крик о помощи, о внимании к своему  внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок  справиться не в силах.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка. То он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, золотую середину, могут научить своих детей справляться с агрессией.

Таким образом, получается, что семья – это основной социальный институт, где осуществляется социализация ребенка. Процесс социализации в семье осуществляется в результате усвоения образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Из всех разнообразных дефектов социализации личности наиболее опасными  являются семейные дефекты, которые возникают в «неблагополучных семьях». По мнению Т.И. Шульга, под «неблагополучной семьей» понимается семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка, где главной характеристикой является отсутствие  любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Т.Я.Сафронова, Л.Я.Олиференко, И.Н. Григорович, О.А.Хаткевич понятие «неблагополучной семьи» рассматривают с позиций жесткого обращения с детьми. Жесткое обращение с ребенком – все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения потребностями ребенка со стороны его родителей или законных представителей, которые проявляются в  форме активных действий или бездействия, приводящих или способных привести к ущербу для здоровья, развития или достоинства ребенка. Жестокому обращению ребенок может подвергнуться в любых жизненных условиях: в школе, в детском саду, на улице. Но самый высокий процент – 60 % детей, пострадавших от жестокого обращения, - это семейные дети.Таким образом, получается, что первым источником, из которого дети черпают сведения об агрессивном поведении, является семья.

Во-вторых, агрессии дети обучаются во взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р.Бэрон, 1997).  И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. телевизионные передачи, фильмы, пропагандирующие насилие, просто не поддаются подсчету. У них «на подмоге»  многочисленные компьютерные игры, победитель которых должен убить и замучить как можно большее количество людей. Но и это еще не предел. Персонажи телепередач, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр «материализуются» в виде игрушек, не имея которых ребенок чувствует  себя в кругу свестников ущербным. Разумеется, в эту историю вовлечены и родители, которые не хотят (или не могут) выделить время на общение со своими детьми, на ежедневное терпеливое, кропотливое разъяснение «что такое хорошо и что такое плохо». Гораздо проще для себя разрешить ребенкусмотреть телевизор без ограничений, купить сыну или дочке дорогую игрушку, даже не поинтересовавшись, что за история стоит за этим пластмассовым персонажем. Под маской таких персонажей, в таких играх агрессия  кажется не такой страшной, ведь негативные поступки совершает персонаж, а не сам ребенок. То, что постепенно ребенок в той или иной  степени «сливается» с данной игрушкой, большинство родителей  склонно не замечать. А агрессивный потенциал постепенно накапливается, и придет момент, когда он неизбежно потребует выхода.

В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. « К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11000 убийств» (Дж. А. Вилкинз). По мнению автора, телевиденье совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению.

 А также есть и  другие ситуационные, провоцирующие агрессивность, условия или факторы. Может быть реактивность или ответная агрессивность на агрессивные действия или просто присутствие новых взрослых или сверстников; может быть введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения ребенком заданий); новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации; нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Такое состояние ребенка требует обязательной коррекционной работы. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, взяв за основу программу Смирновой Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей»,  мною в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек»,

с целью коррекции агрессии и деструктивного поведения , была разработана (? Составлена) программа  по психологической коррекции агрессивного поведения у воспитанников. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом  доверии ребенка к людям и миру в целом. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций,  с которыми  самостоятельно они не в состоянии справиться.

Список используемой литературы:

- Бандура, А., Уолтс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. /А.Бандура, Р.Уолтс. - М.: Апрель Пресс, 1999.

- Бэрон, Р., Ричардсон, Д.   Агрессия. / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. - СПб: Питер, 1997.

- Гиппенрейтер, Ю.Б.  Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер.  - М.: ЧеРо, 1988.

- Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. / А.Г.Долгова. - 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.

-Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н.Л.Кряжева. - Ярославль, 1997.

-Кузнецова, М.   Жестокие игры. /М.Кузнецова // Школьный психолог. – 2013. –  № 12 – С. 45 – 49.

- Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

- Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционныхметодик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А.А.Романов.  – М.: «Плэйт», 2004.

- Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». / Т.П.Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

-Фурманов, И.  Детская агрессивность. / И.Фурманов. -  Минск, 1996.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия в детском саду Выполнила : Педагог – психолог Обернибесова М.Г.

Слайд 2

Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире… Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.

Слайд 3

Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три -… если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала. Работая с данной техникой можно поставить цели такие как: - свободное владение кистями обеих рук; - развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком; - корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников. Задачи: - развитие художественно-эстетического вкуса; - развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера; - упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески; - обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла.

Слайд 4

Противопоказания к использованию песочной терапии Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: С очень высоким уровнем тревожности. С неврозом навязчивых состояний. С а ллергией на пыль и мелкие частицы. Легочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках. Эпилепсия или шизофрения. Требования к песку для песочницы с детьми - Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. - Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать . - Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Слайд 5

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт. Вос - ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш: 1 . Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд 6

Для педагогов действуют три правила. Присоединение к ребенку . Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице .. С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

Слайд 7

Игрушки для песочной терапии : Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов. Сказочные персонажи добрые и злые. Персонажи из комиксов и « мультяшные » герои . Украшения , сувениры. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев. Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Слайд 8

Что ещё может пригодиться

Слайд 10

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой) - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. .Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить

Слайд 11

7. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб ) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец. 8. Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Слайд 12

Интернет - ресурсы 1. romashka9.ucoz.ru/index/ rekomendacii_po_ispolzovan ... sochnoj_terapii /0-61 2. forum.detiangeli.ru/ index.php?topic =183 3. https://infourok.ru/masterklass-risovanie-na-peske-1157934.html 4. http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-s-ovz-cherez-igry-s-peskom.html 5. http://festival.1september.ru/articles/597173/

Слайд 13

У нас всё получится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор авторской сисемы занятий по коррекции агрессивного поведения детей методом сказкотерапии

Обзор авторской системы работы по коррекции агрессивного подения детей...

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Технология психологической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Цель  – коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.задачи:Проанализировать подходы к пониманию агрессии; описать «историю» развития (эво...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...