Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным марийским краем
методическая разработка по теме

Формирование представлений у детей старшей группы ДОУ о Республике Марий Эл, о своем родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_1.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный тематический план
по ознакомлению дошкольников с марийским краем

Старшая группа

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Тема

Цели, задачи

Содержание работы

1

Марий Эл - наш родной край

Закрепить знания о республике  Марий Эл;

продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Рассказ воспитателя, рассматривание карты, показ иллюстраций, фотографий

2

Символика республики Марий Эл

Познакомить с гербом, гимном, флагом республики Марий Эл;

активизировать словарь детей словами: герб, гимн, флаг.

Рассматривание герба, флага, дидактические игры

«Составь флаг»,

 «Найди герб»

3

Йошкар-Ола-столица республики Марий Эл

Дать представление о главном городе –столице республики,

познакомить с его достопримечательностями.

Показ иллюстраций, художественное слово,

проговаривание.

4

Природа родного края

Дать детям представление о природо - географических особенностях РМЭ, о климатических условиях и протекании сезонных явлений, о марийском народном календаре.

Заучивание отрывка из стихотворения С.Вишневского «Моя республика», рассматривание иллюстраций в книгах о природе.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Осень золотая

Закрепить знания детей о приметах осени;

познакомить с марийскими народными  пословицами и поговорками,

воспитывать любовь к родной природе

Показ иллюстраций, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы,

художественное слово.

2

Лес - наше национальное  богатство

Уточнить и закрепить понятие детей о том, что лес наше богатство, показать значение леса в жизни человека. Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

Рассматривание альбомов,     чтение стихов С.Чавайна «Береза», «Могучий дуб» в переводе А.Казакова, дид.игра «Угадай дерево по описанию»

3

Дары леса марийского края

Закрепить названия грибов, учить называть их.

Рассматривание альбома «Грибы», проговаривание, игра, вопросы, отгадывание загадок.

4

Животные марийских               лесов

Уточнить представления детей об обитателях леса;

воспитывать бережное отношение и интерес к жизни животных.

Рассматривание иллюстраций,  дид.игра «Кто лишний?»,

хороводная      игра «Сур меран», вопросы, ответы.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

   

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Осенние заботы животных и птиц

Обобщить знания детей об    осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе

Рассказ воспитателя, вопросы, ответы, рассматривание иллюстраций, чтение худ. произведения.

2

Чтение марийской сказки «Заяц и еж»

Продолжать работу с марийской сказкой, ее традициями;

учить рассуждать, делать выводы по содержанию сказки; развивать умение связно передавать текст;

воспитывать драматические навыки, интонационную выразительность.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, пересказ текста, драматизация сказки.

3

Домашние животные

Обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы (кто это? что делает?); прививать любовь к домашним животным.

Рассматривание картинок, рассказывание, вопросы, ответы детей,

игра «Йукем гыч пале».

4

Домашние птицы

Пополнить словарь детей новыми словами .

Рассматривание картинок, проговаривание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы.

1

Зима полна серебра

Обобщить представления детей о зиме; закрепить их о   характерных признаках зимних месяцев; познакомить с народными приметами, пословицами.

Загадывание, рассматривание иллюстраций, альбома «Зима», вопросы, ответы, игра.

2

Волшебница-зима

Учить воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.

Чтение стихотворений С.Вишневского «Здравствуй, зима!», С.Чавайна о зиме;

 вопросы, ответы детей.

3

Знакомство с народными ремеслами

Познакомить детей с марийскими народными ремеслами: изготовление из бересты, лыка, ивовых прутьев; вызывать интерес к творчеству народа мари.

Рассматривание изделий из бересты, ивовых прутьев, лыка, рассказ воспитателя, игра «Кого лапоть поймает?».

4

Марийская традиционная вышивка

Расширить знания о народных ремеслах, познакомить с марийской традиционной вышивкой, воспитывать уважение к традициям своего народа.

Рассматривание альбомов  

«Марийские орнаменты», показ изделий (салфетки, нашмак, шарпан и др.), рассказ воспитателя, дид.игра «Найди одинаковые».

1

В гостях у Пампалче

Закрепить знания марийского прикладного творчества в продуктивной деятельности детей, поднимать детям настроение от проделанной работы, развивать чувство ритма, цвета при составлении орнамента.

Вопросы, ответы детей, дид.игра «Дорисуй»,рисование на тему «Подарок для Пампалче».

Я

Н

В

А

Р

Ь

2

Обрядовые праздники марийского народа

Дать детям представление об обрядовых праздниках, познакомить с праздником «Шорыкйол», воспитывать интерес  и уважение к мар.культуре

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, игра, сюрприз, поощрение.

3

«Заячий домик»

Познакомить детей с новой марийской сказкой и ее героями: Сверчком, Зайчишкой, Медведем, Петухом. Вызывать эмоциональный отклик на услышанное и усиливать его с помощью драматизации.

Чтение  и пересказ сказки, обыгрывание ее.

4

Марийские потешки

С помощью потешек и пальчикового театра развивать мелкую моторику рук, речь, мышление, память; Воспитывать любовь к малым формам марийского фольклора; поощрять творческие подходы к применению выразительных средств в пальчиковом театре.

Чтение потешек, обыгрывание их с помощью пальчикового театра.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

Марийская национальная одежда

Познакомить с национальной одеждой народа мари, продолжать воспитывать уважение к народу мари.

Показ, рассказ воспитателя, повторение, игра.

2

Обувь

побуждать детей запоминать названия обуви , развивать логическое мышление.

Показ , загадывание , игра «Ком йыдал куча», сюрприз.

3

Знакомство с марийскими народными музыкальными инструмента- ми

Познакомить с марийскими народными музыкальными инструментами  (гармонь , тумыр); воспитывать интерес к культуре мари.

Показ иллюстраций, проговаривание, вопросы, ответы детей, игра.

4

Веселые песни мари

Продолжать воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству народа мари; развивать память, совершенствовать , танцевальные навыки.

Слушание песен, заучивание песни , музыкальная игра с элементами народных песен и танцев «Шовычетым  мыланем пу».

МАРТ



1

Путешествие в мир сказок

Познакомить детей с новой марийской сказкой, учить передавать в рисунке содержание эпизода сказки , взаимодействие персонажей , развивать творчество ; воспитывать любовь к народными фольклору через изобразительную деятельность.

Чтение сказки, показ иллюстраций, вопросы, ответы детей, рисование.

2

Домашняя утварь марийского народа

Познакомить детей с домашней утварью марийского народа (ленеж, коршок ,курш) , развивать интерес к жизни и быту марийского народа.

Показ домашней утвари, рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей, игра «Коршок».

   3                                            

Встреча весны

Закрепить знания о весенних изменениях в природе, развивать бережное отношение ко всему живом , учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Рассказ воспитателя, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций , вопросы, ответы детей, дид.игра «Зонтик».

4

Птицы - наши пернатые друзья

Уточнить и расширить  представления детей о перелетных птица, об  их жизни в весенний период; обогащать словарный запас  детей, развивать интерес к жизни птиц; воспитывать заботливое отношение к ним.

Рассматривание картинок с изображениями птиц, загадывание, проговаривание, игра.

АПРЕЛЬ

1

Реки и озера нашей республики

Дать детям представление о реках и озерах своей республики (река Волга, озеро Яльчик); рассказать об обитателях; воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание иллюстраций, составление рассказов, проговаривание.

2

Первоцветы

Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; активизировать словарь детей; учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Игра «Да - нет»,вопросы, ответы детей , показ иллюстраций , чтение стихотворения.

3

Викторина «Знатоки сказок»

Поднимать интерес детей к марийской сказке ; вызвать радостное настроение , эмоциональную комфортность , чувство товарищества и взаимопомощи.

Показ иллюстраций , вопросы , ответы детей, загадывание , поощрение.

4

Марийский край-земля Онара.

Расширить знания детей об истории культуре марийского народа , познакомить детей с национальным героем Онаром ; обогащать словарный запас словами патыр, Онар; воспитывать любовь к родному краю.

Загадывание, рассматривание картинок , чтение стих-я С.Чавайна «Мукш» , показ иллюстрации к стихотворению , проговаривание.

МАЙ

1

Мир насекомых

Познакомить детей с миром насекомых , развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам ; воспитывать интерес к насекомым , природе.

Загадывание , рассматривание картинок , чтение стихотворения С.Чавайна «Мукш» , показ иллюстрации к стихотворению , проговаривание.

2

Герои Великой Отечественной войны - наши земляки

Формировать представления о героических защитниках страны в годы ВОВ, познакомить детей с подвигом нашего земляка З.Прохорова, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине.

Рассказ воспитателя , рассматривание   иллюстраций , вопросы , ответы детей.

3

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

Обобщить знания детей о родном крае (природа марийского края история и быт, искусство и фольклор марийского народа и т.д.)

Вопросы ,ответы детей , игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с малой Родиной

Планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой Родиной...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами детей в младшей группе

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами детей в младшей группе. В плане предпринята попытка создания организационно-правовой основы взаимодействия педагогов, детей, родител...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с участком детского сада в старшей группе

В перспективном планировании расписано знакомство детей с деревьями,кустарниками, растениями, птицами, насекомыми на участке....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным городом

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным городом по всем возрастным группам...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным поселком

Представлен перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным посёлком со средней группы...

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с природой Хабаровского края

Мною разработано планирование на два года по ознакомлению детей старшего дошколного возраста с природой Хабаровского края. В старшей группе дети знакомятся с расительным миром, а в подготовительной - ...