Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с природой Хабаровского края
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Мною разработано планирование на два года по ознакомлению детей старшего дошколного возраста с природой Хабаровского края. В старшей группе дети знакомятся с расительным миром, а в подготовительной - с животным. Планируются данные занятия один раз в неделю. К каждой теме подобраны: художественное слово, определённая практическая деятельность: рисование, лепка, аппликация и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_igry_po_dv.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ г.Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида №34»
Перспективное планирование
по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края
Выполнила:
Богданович Т.И.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»
Сентябрь
1.Диагностика.
Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.
2. «Хабаровский край на карте России».
Цель: познакомить детей с географическим положением Хабаровского края, обратить внимание на протяжённость края с севера на юг, разнообразие растительного и животного мира.
Практическая деятельность: Обвести по границе Хабаровский край, соединяя точки.
(3.стр1,стр.12-20,1стр.3)
Октябрь
1.«Наш край чудесный и родной».
Цель: знакомство с тайгой: три уровня растительности, таёжный воздух, общее знакомство с растениями. Чтение и обсуждение рассказа Юрия Аракчеева «Песня уссурийской тайги».
Практическая деятельность: рисование тайги (мелками и красками).
(1.стр.114,159;2стр.86,87,85;3.стр.14;стихи)
2. «Кедр- долгожитель смешанных лесов».
Цель: знакомство с внешним видом, плодами, семенами , их пользой. Разучивание стихотворения Е.Кохана «Кедр».
Практическая деятельность: разукрашивание кедровой шишки (раскраска).
(1стр.115;5 стр., стихи)
3. «Хвойные деревья нашего леса».
Цель: рассмотреть ветки и шишки кедра, сосны, ели, лиственницы, пихты; сравнить: чем похожи, в чём отличия.
Практич. Деятельность: схематическое зарисовывание сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы.
(4стр.70)
4. «Орехи «дальневосточные»».
Цель: знакомство с маньчжурским ясенем и лещиной, их плодами.
Практическая деятельность: приготовление пирога с орехами, разукрашивание грозди маньчжурского ореха.
(1стр.136, 139, 155;4стр.151; раскраска)
Ноябрь
1.Деревья в хвойно- широколиственных лесах. «Бархатное дерево».
Цель: повторить названия деревьев, уже известных, растущих в хвойно- широколиственных лесах нашего края(рябина, калина, берёза, тополь, липа). Знакомство с Амурским бархатом, его использованием людьми.
Практич. деятельность: аппликация «Ветка бархата Амурского».
(1стр.134, 139;3 стр.15)
2.«Дуб монгольский».
Цель: знакомство с этим видом дуба, его отличием от европейских дубов; его семенами, пользой для людей и животных. Разучить считалку о дубе.
Практич. Деятельность: поделки из жёлудей.
(1стр.126; 4стр.151; считалки)
3. «Азиатская черёмуха».
Цель: знакомство с одним из видов черёмухи – азиатской, её пользой для человека и самой природы. Чтение произведения Ивана Баранова «Сказ о душистой черёмухе».
Практич.деятельность: рисование по прочитанному произведению.
(1стр.120; 2стр.176)
4. «Как семена путешествуют».
Цель: познакомиться с разными способами размножения растений, рассмотреть семена деревьев.
Практич.деятельность6 д/и «С какого дерева семечко», «угадай дерево»(загадки).
(1стр.104; 4стр.216)
Декабрь
1.«Царица уссурийских медоносов».
Цель: знакомство с липой амурской, липой маньчжурской, их лечебными свойствами.
Практич.деятельность: объёмная аппликация «Цветы липы».
(1стр.117, 123; 4стр.93)
2. «Всегда хороши леса приамурские…».
Цель: показать красоту дальневосточных лесов в каждое время года, выяснить роль леса в жизни человека, вспомнить правила поведения в лесу. Чтение стихов о лесе.
Практич.деятельность: нарисовать знак «В лесу нельзя…».
(1стр.108, 158; 4 стр.4-; стихи)
3. Игра- соревнование «Самый умный древовед».
Цель: повторить названия, внешний вид, свойства, особенности изученных деревьев Хабаровского края, разместить рисунки-деревья на карту нашего края.
4. «Сказки про деревья».
Цель: прочитать и обсудить сказку Дачи Удинкан «Чёрный змей и дух Хадо», предложить детям самим придумать сказку о деревьях.
(2стр.162)
Январь
1.Кустарники в лесу.
Цель: знакомство со вторым «ярусом» леса. Знакомство с папоротником (орляк), его пользой и заготовкой. Знакомство с декоративным кустарником-рододендроном даурским.
Практич.деятельность: приготовление салата из папоротника.
(1стр.140, 147, 153;4стр.91)
2. «Дальневосточные лианы».
Цель: знакомство с лимонником, барбарисом амурским, виноградом амурским; их особенностями и плодами.
Практич.деятельность: рисование лианы(по выбору).
(1стр.129, 144,153,115,123; 2стр.88; 4стр.146,153)
3. «Чудеса тайги».
Цель: знакомство с женьшенем и элеутерококком, их свойствами и пользой для здоровья.
Практич.деятельность: аппликация «элеутерококк»(цветная бумага).
(1стр.129,133; 2стр.88)
Февраль
1.«Наши лекари-растения».
Цель: знакомство с большим разнообразием лекарственных растений нашего края, чтение таблицы, что у какого растения надо собирать. Разучить правила сбора лекарственных растений.
Практич.деятельность: лепка «Веточка шиповника».
(1стр.131)
2.Ядовитые растения.
Цель: обратить особое внимание детей на то, что есть и опасные растения, которые надо знать. Рассмотреть чемерицу, лютик едкий, вех ядовитый. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Чемерица».
Практич.деятельность: аппликация из цветной бумаги и ваты «вех ядовитый».
(3стр.16; 6стр.6, 14)
3.Растения водоёмов.
Цель: знакомство с растениями6 кувшинка, кубышка, эвриала, бразения Шребера, их сходства и отличия. Легендарный лотос. Разучить стихотворение Н.Усенко «Лотос».
Практич.деятельность: разукрасить лотос.
(1стр.150, 4стр.99, 100,103, 124,126; 5)
4.Викторина о травах.
Цель: повторить названия изученных трав, их особенности, учить их находить по внешнему виду, отличать лекарственные и ядовитые. Нанести на карту нашего края картинки-травы.
Март
1.«Дальневосточные подснежники».
Цель: знакомство с появлением первоцветов: адониса(горицвета) амурского, сон-травы(прострел даурский), их внешним видом. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Горицвет».
Практич.деятельность6 коллаж из ткани и ниток «первый цветок».
(1стр.135, 139; 4 стр.36; 6стр.1)
2. «Лесные красавицы».
Цель: знакомство с красивоцветущими: красоднев(жёлтая саранка), лилия даурская, синюха голубая, лихнис (огонёк), местами их обитания. Чтение произведения Алексея Вальдю «Саранка».
Практич.деятельность: оригами «цветок».
(1стр.141; 2стр.174; 4стр.72; 6стр.16,18,19)
3. «Радужный цветок и лесная орхидея».
Цель: знакомство с ирисом(касатик мочевидный), башмачком, их внешним видом и особенностями. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Башмачки».
Практич.деятельность: оригами «цветок»
(1стр.142; 4стр.75; 6стр.10)
4. «Как цветы собирались на бал».
Цель: повторить названия изученных цветов, их внешний вид и отличительные признаки. Развивать умение придумывать окончание сказки. Развитие творчества и воображения.
Практич.деятельность: изготовление масок цветов, костюмов(дома с родителями).
(7стр.82)
Апрель
1.«Мы по ягоду пойдём».
Цель: знакомство с ягодами Хабаровского края: повторить знакомые, познакомиться с новыми(облепиха, жимолость, ирга, вишня войлочная, брусника, клюква, голубика, морошка), где растут и чем полезны.
Практич.деятельность6 дегустация варенья из разных ягод, д/и «Угадай на вкус».
(3стр.20; 4стр.127, 143)
2. «Уссурийская тайга- грибная целина».
Цель: знакомство с грибами наших лесов (повторить известные, узнать новые, уникальные виды: паутинник фиолетовый, осиновик белый, гриб-зонтик девичий, ежовик, рогатик, шишкогриб и др.), правила сбора грибов, их польза для природы и человека. Загадки о грибах.
Практич.деятельность: лепка «грибок в лесу».
(4стр.110)
3. «Люби и охраняй природу родного края».
Цель: знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу, воспитание бережного отношения к природе, желание её охранять (знакомство с законами об охране природы), чтение стихов по теме.
Практич.деятельность: вместе с детьми написать письмо-обращение растений к людям «Помогите нам, люди…». Разучить одно из стихотворений(по выбору).
(1стр.224; 3стр.12, 13; Красная книга)
4. КВН «Растения нашего края».
Цель: повторить всё об изученных деревьях, кустарниках, травах, цветах, ягодах, грибах. Вызвать уважение и любовь к природе, желание её беречь и охранять.
(Картотека: стихи, загадки, кроссворды, считалки).
Май
1.«Моё любимое растение Хабаровского края».
Цель: повторить изученный материал, развивать у детей умение составлять рассказ о своём любимом растении.
Практич.деятельность: составление книги «Моё любимое растение Хабаровского края » (совместно с родителями)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
«ЖИВОТНЫЙ МИР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»
Сентябрь
1.Диагностика.
Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.
2. «Лес- наше богатство».
Цель: вспомнить, какие леса бывают; показать, что лес- это единая цепочка взаимосвязи и деревьев, и трав, и птиц, и зверей (чтение стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете»), роль леса в жизни человека и природы, их взаимозависимость; вспомнить правила поведения в лесу.
Практическая деятельность: д/и «Найди карту нашего края», «Дальневосточное лото».
(1.стр.221;3.стр.13;10 стр.77; стихи).
Октябрь
1.«Тигр- хозяин тайги».
Цель: знакомство с внешним видом, повадками, особенностями. Разучить стихотворение о тигре. Воспитание уважения и любви к этому зверю нашей тайги.
Практическая деятельность: Разукрашивание тигра.
(1.стр.219; 2 стр.89; 4стр.235; 5).
2. «Необычные гости города».
Цель: знакомство с рысью, красным волком, их повадками, обсудить вопрос: что заставляет этих животных заходить в город?(интересные истории жителей города Хабаровска).
Практическая деятельность: лепка «Красный волк».
(1стр.213, 218;приложения).
3. «Наш белогрудый».
Цель: знакомство с гималайским и бурым медведями, их сравнение, особенности, образ жизни; чтение стихов.
Практическая деятельность: разукрашивание белогрудого медведя, разучивание стихотворения Э. Богатырёвой «Медведь зимой».
(1стр.205, 4стр.20, 160; 5; приложения).
4. «Медведь и бурундук».
Цель: чтение и обсуждение сказки Владимира Санги «Медведь и бурундук»(развитие речи, умения составлять описательный рассказ, находить главное в сказке), знакомство с повадками бурундука. Стихотворение Ю. Архарова «Тигр и бурундук».
Практическая деятельность: рисование по сказке.
(2стр.164; 5; приложения).
Ноябрь
1.«Необычные кот и собака».
Цель: знакомство с амурским лесным котом и енотовидной собакой, их особенностями, образом жизни и отличия от их обычных собратьев.
Практическая деятельность: оригами «лесной кот».
(приложения)
2. «Рогатые собратья».
Цель: знакомство с косулей, лосем, изюбром, кабаргой, амурским горалом, их сходство и отличия, повадки. Чтение сказки «Как звери ногами менялись».
Практическая деятельность: коллективная работа « Олени в зимнем лесу» (рисование, силуэтное вырезание, аппликация).
(1стр.210;4стр.159, 201; 7стр.98; 8стр.14, 30; приложения).
3. «Дальневосточные чушки».
Цель: знакомство с повадками диких кабанов- жителей горных лесов.
Практическая деятельность: рисование «Кабаниха с поросятами».
(1стр.214; 4стр.185; 8стр.6).
4. «Летающий зверёк».
Цель: знакомство с белкой летягой, её отличия от белки обыкновенной.
Практическая деятельность: коллаж «белочка».
(1стр.202; 4стр.203; 8стр.24; раскраска).
Декабрь
1.«Ценный соболь и росомаха».
Цель: знакомство с внешним видом, повадками соболя и росомахи.
Практическая деятельность: Придумывание сказки.
(1стр.209, 217).
2. Животные в Красной книге.
Цель: познакомиться с животными нашего края, занесёнными в красную книгу; побеседовать о необходимости их охраны. Чтение стихов об охране природы.
(1стр.224; 3стр.12; Красная книга).
3. «Поле чудес».
Цель6 повторить и полученные знания о животных Хабаровского края, воспитывать любовь и бережное отношение к ним.
(стихи, загадки, кроссворды о животных).
Январь
1.«Птичьи хлопоты. Самая маленькая».
Цель: знакомство с перелётными и зимующими птицами нашего края, их питанием зимой, необходимость нашей помощи птицам зимой. Знакомство с самой маленькой птичкой нашего края- желтоголовый королёк. Чтение стихотворения П.Комарова «Птичьи голоса».
Практическая деятельность: д/и «какая птичка зимует у нас»; рисование «желтоголовый королёк».
(1стр.183; 3стр.25; 4стр.138, 140; 8стр.38)
2. «Голубая сорока».
Цель: знакомство с редким видом сороки- голубой, её отличие от обычной. Чтение и обсуждение сказки «Сорока и заяц».
Практическая деятельность: рисование по сказке.
(1стр.97; 7стр.79)
3. «Царство дятлов».
Цель: знакомство с местом разных видов дятлов в природе края(большой пёстрый, чёрный, седоголовый), их внешним видом, пользой.
Практическая деятельность: разукрасить дятла(на выбор).
(1стр.190; 4стр.14, 181; 5; 8стр.54, раскраска).
4.»Птицы в зимнем лесу».
Цель: знакомство с зимующими птицами: пищуха, поползень, урагус сибирский, их обитание в зимнем лесу. Чтение и обсуждение стихотворения Е.Мерзлова «Зимующие птицы».
Практическая деятельность: рисование «Поползень на стволе дерева».
(4стр.206, 215; 8стр.38).
Февраль
1.Северные обитатели.
Цель: знакомство с белой куропаткой, тундряной куропаткой, полярной совой, их сходство и различия. Знакомство с единственным пернатым рыболовом из совиных птиц Дальнего вомтока- рыбным филином.
Практическая деятельность: оригами «Сова».
(4стр.218, 220,221; 8стр.57; приложения).
2. «Диковинные птицы».
Цель: знакомство с кедровкой, свиристелью, клест- еловиком,- их необычность.
Практическая деятельность: объемная аппликация «птица на ветке ели».
(4стр.181, 204, 206, 232).
3. «Чудо уточка».
Цель6 знакомство с уткой мандаринкой- самой красивой из уток, её образом жизни, как главным отличием. Разучить стихотворение В.Захарова «Утка- мандаринка»
Практическая деятельность: разукрасить уточку на берегу реки.
(1стр.1944 5).
4. «Вестники весны».
Цель: знакомство с вестниками дальневосточной весны- скворцами(большой серый, малый даурский, малый японский). Чтение стихотворения М.Смирновой «Скворец».
Практическая деятельность: смастерить скворечник для скворцов.
(1стр.97; 4стр.24, 84).
Март
1.«Дом для журавлей и аистов».
Цель: знакомство с японским и даурским журавлями, дальневосточным аистом, местами их гнездования, образом жизни. Чтение стихотворения В.Захарова «Белый аист».
Практическая деятельность: разукрасить аиста и журавля (сравнить их внешний вид). Лепка одной из птиц(на выбор ребёнка).
(4стр.66; 5; 8стр.32; приложения).
2. «Птичьи базары».
Цель: знакомство с птицами на морских побережьях (кайра, баклан, топорок, чайка, чистик), их образом жизни.
Практическая деятельность: рисование «птичий базар».
(1стр.168; 3стр.17).
3. Птицы в красной книге.
Цель: знакомство с птицами нашего края, занесёнными в красную книгу (повторить уже известных, узнать новых), почему они туда внесены, почему важно беречь и охранять птиц.
(3стр.12; Красная книга).
4. Конкурс знатоков птиц.
Цель: повторить и систематизировать знания об изученных птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
(стихи, загадки, кроссворды о птицах).
Апрель
1.Амурские рыбы.
Цель: знакомство с разнообразием рыб в реках нашего края, с рыбами, занесёнными в красную книгу (чёрный амур, желтощёк, чёрный амурский лещ, мелкочешуйный желтопёр, сом Солдатова).Знакомство с необыкновенной аухой, её внешним видом, способом обитания.
Практическая деятельность: объёмная аппликация «на дне реки».
(1стр.173; 3стр.17; приложения).
2. Лососевые рыбы Амура.
Цель: знакомство с лососевыми рыбами(кета, горбуша, нерка, чавыча), их нерест в Амуре, питание и развитие. Чтение стихотворения П.Комарова «Рыбаки».
Практическая деятельность: силуэтное вырезание (с наклеиванием чешуи из фольги).
(1стр.172, 176; 3стр.17).
3. «Амурская тортила».
Цель: знакомство с дальневосточной черепахой, особенностями её внешнего вида и образа жизни.
Практическая деятельность: придумывание сказки «Приключение черепахи».
(1стр.179; приложения).
Май
1.«Моё любимое животное Хабаровского края».
Цель: повторить полученные сведения о животных нашего края, развивать умение самостоятельно составлять рассказ о животном, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Практическая деятельность: составление книги «Моё любимое животное Хабаровского края».
Литература:
- «Твойродной край» А.Е.Тихонова, Л.А.Востриков,1995
- «Лукошко» сост. М.Н.Ходаковская (хрестоматия по дальневосточной литературе), 1997
- Атлас «люби и знай свой край»,2002
- «Времена года» С.Д.Шлотгауэр,2002
- «Рассказы бурундучка» А.Н.Посохов,2007
- «Травы мои приамурские» Н.В. Усенко, 2007
- «Амурские сказки» Д.Д.Нагишкин, 1977
- «Лесные жители» А.Х.Тамбиев,2003
- «Весёлые бубенчики», сост. Е.И.Паламарчук,2006
- «Мой край» Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов,2000
- Журнал «Родное Приамурье» 2004-2006гг.
- 2Красная книга», 2006г.
- «методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева
- «Как знакомить дошкольников с природой» ред. П.Г. Саморукова, 1978г.
- «Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко, 2008г.
- «Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию» П.Г. Федосеева, 2008г.
- «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» методическое пособие составлено Г.И.Агеевой,1991г.
- «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И.Е. Аверина, 2006г.
- «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П. Молодова, 1996г
- «Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений»-М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...
Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...
Буклет для родителей "Ознакомление дошкольников с природой родного края"
Мир природы огромен и прекрасен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? Этот вопрос задают себе все родители....
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным марийским краем
Формирование представлений у детей старшей группы ДОУ о Республике Марий Эл, о своем родном крае....
Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"
Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....
Перспективный план по самообразованию ("Ознакомление дошкольников с природой родного края Оренбуржья")
Материал может использоваться для составления плана по ознакомлению детей с природой родного края....