Мониторинг в старшей группе для детей с задержкой психического развития (диагностические задания)
методическая разработка (старшая группа) по теме

диагностические задания для определения уровня развития ребенка с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_v_starshey_gruppe_dlya_detey_s_zpr.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические задания по разделу «Чтение художественной литературы»

Что изучается

(оценивается)?

Дидактические игры, задания, ситуации

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Слушать сказки, рассказы, стихи, потешки.

Выразтельно читать стихи

Дидактическая игра «Расскажи, что видишь», «Вспомни название»,

«Послушай и ответь».

А. Барто «Игрушки», о времени года, о маме и т. д.

Дети слушают литературное произведение. Ребёнок рассматривает иллюстрации на картинках (называет

ли показывает по просьбе педагога)

Ребёнок читает любимое стихотворение

(несколько)

1 балл – не слушает или  при повторе допускает ошибки и в последовательности, и в знании событий сказки; стихи не читает.

2 балла –слушает, но при беседе допускает ошибки по тексту; читает маловыразительно.

3 балла – слушает внимательно, помнит содержание, выразительно читает стихи(2-3).

Следить за развитием действия и сопереживать.

Передавать своё отношение к героям.

Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки герой», «Кто прав?»

Материал: рисунки персонажей к 4-5 сказкам: «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Лиса и волк». Обложки к этим книгам.

Раскладывание по одной иллюстрации из 5 сказок и предлагаем ребенку подобрать героев к каждой сказке.

1 балл – определяет героев к 2 сказкам, затрудняется определить своё отношение

к  героям  сказок;

2 балла – определяет героев к 3 сказкам, но допускает ошибки в определении их взаимоотношений;

3 балла – определяет героев ко всем сказкам и передаёт своё отношение.

Полно отвечать на вопросы воспитателя по тексту

Дидактическая игра «Скажи правильно и красиво»

Материал:  книги каждого жанра:

- сказка: «Айболит», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурушка»;

- рассказ: Осеев «Волшебное слово», Н.Носов «Живая шляпа», М.Горький  «Воробьишко»;

- стихотворение: «Первый  снег», А.Пушкин «Ветер,ветер,ты могуч…», песенка «Купите лук.»

Беседа по вопросам по прочитанному произведению. Побуждать детей  отвечать на вопросы по тексту полно.

Поощрять творчество, развивать память

1 балл – не отвечает по тексту, затрудняется,

краток, отвечает одним словом или показывает ;

2 балла – отвечает не всегда полно, только с напоминанием  или подсказкой педагога;

3 балла –  полно отвечает на все вопросы по тексту, может выделить любой жанр( сказка, рассказ, стихотворение).

Называть произведение

(знакомое) прослушав отрывок из него

Дидактическая игра «Послушай и отгадай», «Сказочный калейдоскоп»

Материал: отрывки из программных произведений, иллюстрации, картинки.

Ребёнок слушает отрывок (зачитать или в аудио), отгадывает произведение.

Называет втора(конец года), главных героев и коротко сюжет.

1 балл – не знает или затрудняется в определении более3 произведений;

2 балла – допускает 2-3 ошибки, но сам исправляет их;

3 балла – правильно называет  все произведения, частично авторов.

Диагностические задания по разделу «Конструирование»

Что изучается (оценивается)?

Дидактические игры, задания,

ситуации

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Анализировать образец постройки

«Гараж»

Материал:

- постройка гаража из деревянного конструктора  

Ребенок рассматривает и проводит анализ постройки, выделяет стены,  дверь, крышу

1 балл – выделяет 1-2 части постройки ;

2 балла – называет постройку, выделяет 2-3 части;

3 балла – называет постройку, выделяет все части, знает детали конструктора.

Различие и называние

строительных

деталей

«Постройка гаража»

Материал:

- деревянный конструктор

Ребенок планирует этапы собственной постройки:

- подбор конструктора;

- выделяет основные части;

-возводит постройку.

1 балл – ребенок называет постройку, но не умеет подбирать конструктор сам -но;

2 балла – называет постройку, основные ее части, но затрудняется в подборке строит. материала ;

3 балла – сам-но подбирает материал, выделяет части, называет постройку.

Постройки из

крупного

строительного

материала

«Корабль» -

Материал:

- рисунок-схема с изображением корабля;

- конструктор деревянный

Предлагается ребенку создать постройку по схеме

1 балл – ребенок возводит постройку, но не по схеме;

2 балла – строит по схеме, но допускает неточности;

3 балла – строит самостоятельно, в соответствии со схемой.

Самостоятельное

изменение

постройки

«Гараж для машины»

(маленькой, затем большой ) –

Материал:

деревянный конструктор

Ребенок во время постройки заменяет одни детали другими,

самостоятельно  изменяет по заданию.

1 балл – ребенок возводит постройку только из предложенного конструктора;

2 балла – ребенок возводит постройки, но заменяет детали с помощью педагога;

3 балла – сам – но строит и заменяет одни детали другими.

Поделки из природного

материала

Конструирование из бумаги

Д/и «Придумай и сделай»

(лодочка, ёжик  т.д.)

Д/и «Сделай флажки»

Д/и «Приклей детали»

(дом, автобус…)

Ребёнок из набора природного материала делает поделку.

Сгибает прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы.

К основной форме клеит детали.

1 балл – не может придумать или соединить поделку;

2 балла – в поделке плохо соединены части;
3 балла – поделка интересная, прочная, ребёнок хорошо складывает бумагу, клеит детали..  

                                                                       Диагностические задания по разделу «Аппликация»

Что изучается (оценивается)?

Дидактические игры, задания,

ситуации

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

       Правильно

держать ножницы,

пользоваться ими

Д/и «Рельсы для поезда»

 

Д/и «Разноцветные шары»

Ребенок рассматривает образец, анализирует, выполняет в соответствии с образцом.

1 балл – ребенок не умет пользоваться ножницами, но держит, раскрывает;

2 балла – ребёнок не уверенно пользуется ножницами;

3 балла – правильно держит, уверен, самостоятелен.

Вырезать из квадрата -

круглые, из прямоугольника

овальные формы.

Д/и «Разноцветные шары»

(овал из прямоугольника)

Д/и « Колёса для автомобиля»

(круг из квадрата)

Ребенок вырезает из прямоугольника овал, из квадрата круг, отрезает от прямоугольника полоску (тележка), делит круг пополам

1 балл – ребенок не вырезает или не соблюдая пропорции, сильно срезая края;

2 балла – вырезает, старается соблюдать форму, но выполняет неаккуратно;

3 балла – режет самостоятельно и аккуратно. 

Составление из

полос предметов

(узкие и широкие полосы)

Д/и «Рельсы для поезда»

Д/и «Необычный заборчик»

Предлагаем ребенку нарезать узкие и широкие полоски, применить их для выполнения работы.

1 балл – не режет полоски даже узкие полоски или  с помощью педагога;

2 балла – полоски  разной ширины, иногда требуется помощь педагога при вырезании;

3 балла – сам – но вырезает любые полоски,

выполняет задания. 

Разрезание на

2 и на 4 части

Д/и «Узор  в полосе», «Укрась

платочек»

Резать квадрат и       прямоугольник  наискосок(по диагонали)

Квадрат и прямоугольник разрезает по диагонали, использует эти заготовки для выполнения узора.

1 балл – ребенок не может резать наискосок, клеит заготовки беспорядочно;

2 балла – ребенок не все квадраты делит верно,выполняя узор ждёт помощи

3 балла – правильно, чётко делит по диагонали,

в  узоре последователен, самостоятелен.

Аккуратность

Д/и «Разноцветные шары»

(овал из прямоугольника)

Д/и « Колёса для автомобиля»

(круг из квадрата)

Предложить детям наклеить

шары и колёса аккуратно, правильно пользуясь клеем, кисточкой, клеёнкой, тряпочкой.

1 балл – ребенок не аккуратен, не старается и не прислушивается к замечаниям педагога;

2 балла – старается, иногда просит помощи , но наносит клей неравномерно;
3 балла –клей наносит равномерно, аккуратен,работу выполняет  правильно, самостоятельно.

                                                                                   Диагностические задания по разделу «Труд»

Что изучается (оценивается)?

Дидактические игры, задания,

ситуации

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Поддерживать порядок в групповой комнате

(хоз.-быт. труд)

 

1.Д/и «Все ли игрушки на местах?»

2. «Сложи строительный материал»

3.Книжкина мастерская.

Самостоятельно заметить и убирать игрушки на место.

В правильной последовательности

сложить конструктор в шкаф.

Помощь воспитателю в подклеивании

книг и коробок.         

1 балл –не знает место игрушкам, устаёт от складывания конструктора, частично проявляет

Интерес к ремонту книг.

2 балла – убирает не все игрушки, конструктор складывает как попало, не решителен в действиях.

3 балла – замечает непорядок, убирает игрушки на место, складывает весь конструктор сам-но, клеит.

Самостоятельно поддерживать порядок на участке д/с

(труд в природе)

1.Уборка крупного мусора, бумаги.

2.Подметать дорожку.

3.Уборка песочницы.

Активно и самостоятельно наводит порядок: сгребает листья, снег, подметает дорожку.

Собирает  песок горкой, поливает его

в  песочнице.

1 балл – ребёнок не желает трудиться, выполняет частично(мало).

2 балла –выполняет работу, но часто отвлекается, не стремиться сделать хорошо.

3 балла – выполняет самостоятельно и качественно,

Доводит дело до конца.

Дежурство

1.Дежурство по столовой.

2.Дежурство в уголке природы.

3.Дежурство по занятиям.

Сервировка стола уборка посуды после еды.

Поливка и рыхление комнатных растений.

Раскладывание материала к занятию, приводить в порядок оборудование и рабочее место.

1 балл – ребенок все поручения выполняет с помощью педагога или других детей.

2балла–ребёнок выполняет обязанности дежурного самостоятельно, но не качественно.

3 балла –выполняет всё сам и правильно..

Работа на огороде, цветнике

1.Полив растений.

2.Рыхление почвы.

3.Посев семян и сбор урожая

.

Ребёнок берёт необходимое оборудование,

владеет им, знает его назначение.

1 балл – ребёнок пользуется оборудованием не по

назначению, частично называет его.

2 балла – ребенок называет оборудование, пользуется им, но выполняет с неохотой.

3 балла –знает всё оборудование, правильно им пользуется.

Выполнение

инд. и коллект.

поручений,

умение договариваться,

оказывать помощь другу,

взрослому

Работа на участке,

огороде, цветнике.

Дети выполняют несложные индивидуальные и коллективные поручения

педагога, не ссорятся, оказывают помощь

друг другу и взрослым.

1 балл –выполняет поручение частично, не умеет договариваться со сверстниками.

2 балла –выполняет поручение не качественно, отказывает в помощи  сверстнику,, взрослому.
3 балла – выполняет самостоятельно, качественно,

умеет договориться, активно помогает.

Диагностические задания по разделу «Игра» и «Театральная деятельность»»

 

Что изучается (оценивается)?

Дидактические игры, задания,

ситуации

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Создание игровых замыслов,

действий.

С/р игра «Больница»

Материал: набор для лечения, белый халат, телефон, крупный конструктор, предметы-заменит.

Соорудить машину на которой поедем в больницу к доктору,

Обсудить замысел,

Распределить роли

1-практически не принимает участие в сооружении постройки, не обсуждает замысел

2- сооружает постройку частично, но не обсуждает, не согласовывает действия

3- согласовывает, самостоятельно сооружает, берёт роль на себя.

Объединение в игре, распределение ролей

С/р игра «Больница»

Д/и «Что  изменилось?»

Н.П. «Домино»

П/и «У медведя во бору»

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Распределяют роли

используя считалку или по желанию

1- не берёт роль на себя,  играет один

2-играет отведённую ему роль

3-объединяется в игре с другими детьми, берёт главную роль на себя.

Подбор предметов и атрибутов для игры(д/и,с/р,

п/и, н/печ.)

С/р игра «Больница»

Д/и «Что  изменилось?»

Н.П. «Домино»

П/и «У медведя во бору»

Выкладывание атрибутов к играм , дети выбирают необходимые, дают словесное обозначение, используют предметы заменители.

1-выбирает предметы с пом. педагога или не по назначению.

2-выбирает всё сам-но, но допускает неточности

3-ребёнок все атрибуты подбирает сам-но.

Взаимоотношения в игре

С/р игра «Больница»

Д/и «Что  изменилось?»

Н.П. «Домино»

П/и «У медведя во бору»

Дети договариваются, что будут строить. Считаются с интересами товарищей.

1-ребёнок участвует в игре, но выполняет пассивную роль, не выполняет правила игры.

2-ребёнок, активно участвует в игре, но не согласовывает свои действия.

3-активен,согласовывает действия, договарив.

Создавть постройки для с/р  

игры

С/р игра «Больница»

Дети умеют создавать сюжет игры, обсуждают его, создают постройки,

разной конструктивной сложности.

1-не создаёт постройки, но берёт детали.

2-нуждается в контроле и инструкциях.

3-сам-но создаёт и переделывает постройку.

Разыгрывание несложных представлений

Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»

Материал: куклы би-ба-бо, настольные декорации, шапочки

героев сказки.

Предложить материал, напомнить сказку. Дети выбирают героя, чувствуют и понимают их эмоциональное состояние, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

1-выбирает кукол, но не умеет разыгрывать представление.

2-выбирает роль, атрибуты, но с трудом вступает

в  ролевое взаимодействие.

3-выбирает роль, самостоятелен, разыгрывает несложное представление.

Интонация,

мимика,жесты

Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»

Дети передают характерные особенности персонажей, с помощью средств выразительности (движение, жесты, мимика   и  т.д.)

1-передает движение, но без нужных жестов и мимики.

2-передаёт жесты, мимику с помощью педагога.

3-самостоятельно передаёт все характерные особенности персонажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]

ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...

Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития

В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....

Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познание. Формирование математических представлений.

Тема «Части суток».Цель: закрепление представлений о частях суток : утро, день, вечер, ночь.ЗадачиКоррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и память, развивать связную р...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...