Мониторинг в старшей группе для детей с задержкой психического развития (диагностические задания)
методическая разработка (старшая группа) по теме
диагностические задания для определения уровня развития ребенка с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_v_starshey_gruppe_dlya_detey_s_zpr.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания по разделу «Чтение художественной литературы»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Слушать сказки, рассказы, стихи, потешки. Выразтельно читать стихи | Дидактическая игра «Расскажи, что видишь», «Вспомни название», «Послушай и ответь». А. Барто «Игрушки», о времени года, о маме и т. д. | Дети слушают литературное произведение. Ребёнок рассматривает иллюстрации на картинках (называет ли показывает по просьбе педагога) Ребёнок читает любимое стихотворение (несколько) | 1 балл – не слушает или при повторе допускает ошибки и в последовательности, и в знании событий сказки; стихи не читает. 2 балла –слушает, но при беседе допускает ошибки по тексту; читает маловыразительно. 3 балла – слушает внимательно, помнит содержание, выразительно читает стихи(2-3). |
Следить за развитием действия и сопереживать. Передавать своё отношение к героям. | Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки герой», «Кто прав?» Материал: рисунки персонажей к 4-5 сказкам: «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Лиса и волк». Обложки к этим книгам. | Раскладывание по одной иллюстрации из 5 сказок и предлагаем ребенку подобрать героев к каждой сказке. | 1 балл – определяет героев к 2 сказкам, затрудняется определить своё отношение к героям сказок; 2 балла – определяет героев к 3 сказкам, но допускает ошибки в определении их взаимоотношений; 3 балла – определяет героев ко всем сказкам и передаёт своё отношение. |
Полно отвечать на вопросы воспитателя по тексту | Дидактическая игра «Скажи правильно и красиво» Материал: книги каждого жанра: - сказка: «Айболит», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурушка»; - рассказ: Осеев «Волшебное слово», Н.Носов «Живая шляпа», М.Горький «Воробьишко»; - стихотворение: «Первый снег», А.Пушкин «Ветер,ветер,ты могуч…», песенка «Купите лук.» | Беседа по вопросам по прочитанному произведению. Побуждать детей отвечать на вопросы по тексту полно. Поощрять творчество, развивать память | 1 балл – не отвечает по тексту, затрудняется, краток, отвечает одним словом или показывает ; 2 балла – отвечает не всегда полно, только с напоминанием или подсказкой педагога; 3 балла – полно отвечает на все вопросы по тексту, может выделить любой жанр( сказка, рассказ, стихотворение). |
Называть произведение (знакомое) прослушав отрывок из него | Дидактическая игра «Послушай и отгадай», «Сказочный калейдоскоп» Материал: отрывки из программных произведений, иллюстрации, картинки. | Ребёнок слушает отрывок (зачитать или в аудио), отгадывает произведение. Называет втора(конец года), главных героев и коротко сюжет. | 1 балл – не знает или затрудняется в определении более3 произведений; 2 балла – допускает 2-3 ошибки, но сам исправляет их; 3 балла – правильно называет все произведения, частично авторов. |
Диагностические задания по разделу «Конструирование»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Анализировать образец постройки | «Гараж» Материал: - постройка гаража из деревянного конструктора | Ребенок рассматривает и проводит анализ постройки, выделяет стены, дверь, крышу | 1 балл – выделяет 1-2 части постройки ; 2 балла – называет постройку, выделяет 2-3 части; 3 балла – называет постройку, выделяет все части, знает детали конструктора. |
Различие и называние строительных деталей | «Постройка гаража» Материал: - деревянный конструктор | Ребенок планирует этапы собственной постройки: - подбор конструктора; - выделяет основные части; -возводит постройку. | 1 балл – ребенок называет постройку, но не умеет подбирать конструктор сам -но; 2 балла – называет постройку, основные ее части, но затрудняется в подборке строит. материала ; 3 балла – сам-но подбирает материал, выделяет части, называет постройку. |
Постройки из крупного строительного материала | «Корабль» - Материал: - рисунок-схема с изображением корабля; - конструктор деревянный | Предлагается ребенку создать постройку по схеме | 1 балл – ребенок возводит постройку, но не по схеме; 2 балла – строит по схеме, но допускает неточности; 3 балла – строит самостоятельно, в соответствии со схемой. |
Самостоятельное изменение постройки | «Гараж для машины» (маленькой, затем большой ) – Материал: деревянный конструктор | Ребенок во время постройки заменяет одни детали другими, самостоятельно изменяет по заданию. | 1 балл – ребенок возводит постройку только из предложенного конструктора; 2 балла – ребенок возводит постройки, но заменяет детали с помощью педагога; 3 балла – сам – но строит и заменяет одни детали другими. |
Поделки из природного материала Конструирование из бумаги | Д/и «Придумай и сделай» (лодочка, ёжик т.д.) Д/и «Сделай флажки» Д/и «Приклей детали» (дом, автобус…) | Ребёнок из набора природного материала делает поделку. Сгибает прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы. К основной форме клеит детали. | 1 балл – не может придумать или соединить поделку; 2 балла – в поделке плохо соединены части; |
Диагностические задания по разделу «Аппликация»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Правильно держать ножницы, пользоваться ими | Д/и «Рельсы для поезда»
Д/и «Разноцветные шары» | Ребенок рассматривает образец, анализирует, выполняет в соответствии с образцом. | 1 балл – ребенок не умет пользоваться ножницами, но держит, раскрывает; 2 балла – ребёнок не уверенно пользуется ножницами; 3 балла – правильно держит, уверен, самостоятелен. |
Вырезать из квадрата - круглые, из прямоугольника овальные формы. | Д/и «Разноцветные шары» (овал из прямоугольника) Д/и « Колёса для автомобиля» (круг из квадрата) | Ребенок вырезает из прямоугольника овал, из квадрата круг, отрезает от прямоугольника полоску (тележка), делит круг пополам | 1 балл – ребенок не вырезает или не соблюдая пропорции, сильно срезая края; 2 балла – вырезает, старается соблюдать форму, но выполняет неаккуратно; 3 балла – режет самостоятельно и аккуратно. |
Составление из полос предметов (узкие и широкие полосы) | Д/и «Рельсы для поезда» Д/и «Необычный заборчик» | Предлагаем ребенку нарезать узкие и широкие полоски, применить их для выполнения работы. | 1 балл – не режет полоски даже узкие полоски или с помощью педагога; 2 балла – полоски разной ширины, иногда требуется помощь педагога при вырезании; 3 балла – сам – но вырезает любые полоски, выполняет задания. |
Разрезание на 2 и на 4 части | Д/и «Узор в полосе», «Укрась платочек» Резать квадрат и прямоугольник наискосок(по диагонали) | Квадрат и прямоугольник разрезает по диагонали, использует эти заготовки для выполнения узора. | 1 балл – ребенок не может резать наискосок, клеит заготовки беспорядочно; 2 балла – ребенок не все квадраты делит верно,выполняя узор ждёт помощи 3 балла – правильно, чётко делит по диагонали, в узоре последователен, самостоятелен. |
Аккуратность | Д/и «Разноцветные шары» (овал из прямоугольника) Д/и « Колёса для автомобиля» (круг из квадрата) | Предложить детям наклеить шары и колёса аккуратно, правильно пользуясь клеем, кисточкой, клеёнкой, тряпочкой. | 1 балл – ребенок не аккуратен, не старается и не прислушивается к замечаниям педагога; 2 балла – старается, иногда просит помощи , но наносит клей неравномерно; |
Диагностические задания по разделу «Труд»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Поддерживать порядок в групповой комнате (хоз.-быт. труд) |
1.Д/и «Все ли игрушки на местах?» 2. «Сложи строительный материал» 3.Книжкина мастерская. | Самостоятельно заметить и убирать игрушки на место. В правильной последовательности сложить конструктор в шкаф. Помощь воспитателю в подклеивании книг и коробок. | 1 балл –не знает место игрушкам, устаёт от складывания конструктора, частично проявляет Интерес к ремонту книг. 2 балла – убирает не все игрушки, конструктор складывает как попало, не решителен в действиях. 3 балла – замечает непорядок, убирает игрушки на место, складывает весь конструктор сам-но, клеит. |
Самостоятельно поддерживать порядок на участке д/с (труд в природе) | 1.Уборка крупного мусора, бумаги. 2.Подметать дорожку. 3.Уборка песочницы. | Активно и самостоятельно наводит порядок: сгребает листья, снег, подметает дорожку. Собирает песок горкой, поливает его в песочнице. | 1 балл – ребёнок не желает трудиться, выполняет частично(мало). 2 балла –выполняет работу, но часто отвлекается, не стремиться сделать хорошо. 3 балла – выполняет самостоятельно и качественно, Доводит дело до конца. |
Дежурство | 1.Дежурство по столовой. 2.Дежурство в уголке природы. 3.Дежурство по занятиям. | Сервировка стола уборка посуды после еды. Поливка и рыхление комнатных растений. Раскладывание материала к занятию, приводить в порядок оборудование и рабочее место. | 1 балл – ребенок все поручения выполняет с помощью педагога или других детей. 2балла–ребёнок выполняет обязанности дежурного самостоятельно, но не качественно. 3 балла –выполняет всё сам и правильно.. |
Работа на огороде, цветнике | 1.Полив растений. 2.Рыхление почвы. 3.Посев семян и сбор урожая . | Ребёнок берёт необходимое оборудование, владеет им, знает его назначение. | 1 балл – ребёнок пользуется оборудованием не по назначению, частично называет его. 2 балла – ребенок называет оборудование, пользуется им, но выполняет с неохотой. 3 балла –знает всё оборудование, правильно им пользуется. |
Выполнение инд. и коллект. поручений, умение договариваться, оказывать помощь другу, взрослому | Работа на участке, огороде, цветнике. | Дети выполняют несложные индивидуальные и коллективные поручения педагога, не ссорятся, оказывают помощь друг другу и взрослым. | 1 балл –выполняет поручение частично, не умеет договариваться со сверстниками. 2 балла –выполняет поручение не качественно, отказывает в помощи сверстнику,, взрослому. умеет договориться, активно помогает. |
Диагностические задания по разделу «Игра» и «Театральная деятельность»»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Создание игровых замыслов, действий. | С/р игра «Больница» Материал: набор для лечения, белый халат, телефон, крупный конструктор, предметы-заменит. | Соорудить машину на которой поедем в больницу к доктору, Обсудить замысел, Распределить роли | 1-практически не принимает участие в сооружении постройки, не обсуждает замысел 2- сооружает постройку частично, но не обсуждает, не согласовывает действия 3- согласовывает, самостоятельно сооружает, берёт роль на себя. |
Объединение в игре, распределение ролей | С/р игра «Больница» Д/и «Что изменилось?» Н.П. «Домино» П/и «У медведя во бору» | В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Распределяют роли используя считалку или по желанию | 1- не берёт роль на себя, играет один 2-играет отведённую ему роль 3-объединяется в игре с другими детьми, берёт главную роль на себя. |
Подбор предметов и атрибутов для игры(д/и,с/р, п/и, н/печ.) | С/р игра «Больница» Д/и «Что изменилось?» Н.П. «Домино» П/и «У медведя во бору» | Выкладывание атрибутов к играм , дети выбирают необходимые, дают словесное обозначение, используют предметы заменители. | 1-выбирает предметы с пом. педагога или не по назначению. 2-выбирает всё сам-но, но допускает неточности 3-ребёнок все атрибуты подбирает сам-но. |
Взаимоотношения в игре | С/р игра «Больница» Д/и «Что изменилось?» Н.П. «Домино» П/и «У медведя во бору» | Дети договариваются, что будут строить. Считаются с интересами товарищей. | 1-ребёнок участвует в игре, но выполняет пассивную роль, не выполняет правила игры. 2-ребёнок, активно участвует в игре, но не согласовывает свои действия. 3-активен,согласовывает действия, договарив. |
Создавть постройки для с/р игры | С/р игра «Больница» | Дети умеют создавать сюжет игры, обсуждают его, создают постройки, разной конструктивной сложности. | 1-не создаёт постройки, но берёт детали. 2-нуждается в контроле и инструкциях. 3-сам-но создаёт и переделывает постройку. |
Разыгрывание несложных представлений | Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка» Материал: куклы би-ба-бо, настольные декорации, шапочки героев сказки. | Предложить материал, напомнить сказку. Дети выбирают героя, чувствуют и понимают их эмоциональное состояние, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. | 1-выбирает кукол, но не умеет разыгрывать представление. 2-выбирает роль, атрибуты, но с трудом вступает в ролевое взаимодействие. 3-выбирает роль, самостоятелен, разыгрывает несложное представление. |
Интонация, мимика,жесты | Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка» | Дети передают характерные особенности персонажей, с помощью средств выразительности (движение, жесты, мимика и т.д.) | 1-передает движение, но без нужных жестов и мимики. 2-передаёт жесты, мимику с помощью педагога. 3-самостоятельно передаёт все характерные особенности персонажа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]
ЦЕЛИ:- Познакомить со звуком «М».- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.- Закреплять навыки д...
Перспективный план «Формирование целостной картины мира» в старшей группе для детей с задержкой психического развития
В данном плане представлены занятия для детей с ЗПР, разработанные в соответствии с блочным планированием....
Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познание. Формирование математических представлений.
Тема «Части суток».Цель: закрепление представлений о частях суток : утро, день, вечер, ночь.ЗадачиКоррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и память, развивать связную р...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...