Логопедическое занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Звук [М]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Давыдова Елена Юрьевна

ЦЕЛИ:

- Познакомить со звуком «М».

- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.

- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.

- Закреплять навыки деления слов на слоги.

- Совершенствовать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа.

- Совершенствовать умение образовывать множественное число имен существительных.

- Закреплять обобщающее понятие «Домашние животные».

- Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.

- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.

- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

- Добиваться от детей полных ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_logopedicheskoe_zanyatie_zpr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ     ЗАНЯТИЕ    В   СТАРШЕЙ    ГРУППЕ

ДЛЯ    ДЕТЕЙ    С    ЗПР

ТЕМА: Звук «М».  

ЦЕЛИ:

- Познакомить со звуком «М».

- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.

- Продолжать учить выделять звуки из начала и из конца слова.

- Закреплять навыки деления слов на слоги.

- Совершенствовать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа.

- Совершенствовать умение образовывать множественное число имен существительных.

- Закреплять обобщающее понятие «Домашние животные».

- Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.

- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.

- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

- Добиваться от детей полных ответов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.  Демонстрационный материал:

-  картинки (мыши, малыши, овощи, машины, мухи).

- домики синего, зеленого и красного цветов.

- квадраты красного, синего и зеленого цветов.

2. Раздаточный материал:

- Индивидуальные карточки:

* с зашумленными картинками (дом, малина, собака, корова, кот, свинья). Смотри приложение № 1, задание № 1;

 * с изображением деревни и домашних животных, у каждого ребенка свое животное: кот (кошка), собака, корова, кролик, лошадь, свинья, овца, коза. Смотри приложение № 1, задание 2.

- Зеркала.

- Индивидуальные подставки с карандашами красного и синего цветов.

- Массажные шарики.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

1.Орг. момент.

Дети стоят у своих мест.

Логопед просит детей встать ровно, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании. Дыхание ровное спокойное. Затем дети вместе с логопедом выполняют дыхательные упражнения «Мяч», «Цветы».

2. Ведение в тему.

Логопед: К нам в гости на занятие пришла корова. Но она пришла не просто так, она принесла вам много интересных заданий. Давайте рассмотрим картинки, которые принесла корова,  и назовем их.

Дети: Мухи, машины, малыши, мыши, вощи.

Логопед: Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие эти предметы и определим какой же первый звук в каждом из этих слов.

Дети: Произносят слова и определяют первый звук.

Логопед: Подумайте, какое же слово здесь лишнее?

Дети: ОВОЩИ.

Логопед: Почему?

Дети с помощью логопеда: В слове ОВОЩИ первый звук «О», а во всех остальных словах первый звук «М».

 

4. Самомассаж рук.

5. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Шарик лопнул».

6. Характеристика звука «М».

Логопед:  Что делают наши губы? (Губы сжаты вместе, они не выпускают воздух).

От куда выходит воздух? (Воздух нашел выход через нос. Нос сердится, гудит и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

А как называется звук, при произношении которого воздух на своем пути встречает преграду?

Дети: Согласный.

Логопед: Правильно согласный, а каким цветом мы с вами будем обозначать согласный звук.

Дети: Синим.

Логопед: А теперь, приложим руку к горлышку и узнаем работает ли там колокольчик. Если работает то это звонкий звук, а если не работает, то глухой.

Дети: Колокольчик работает.

Логопед: Значит это какой звук глухой или звонкий.

Дети: Звонкий.

7. Игра «Поймай звук». Хлопни, если услышишь звук «М».

А) Выделение из ряда звуков: А, М, О, У, М, И, М, Н, И, М.

Б) Выделение из ряда слогов: ОМ, УН, УМ, МЫ, НЫ, НО, АМ.

8. Звуковой анализ слога МУ.

Логопед: Кто рождается у коровы?

Дети: Теленок.

Логопед: А если теленок потеряется, как она его позовет?

Дети: МУ.

Логопед: Назовите первый звук в этом слоге?

Дети: М

Логопед: Какой квадратик нам надо взять, чтобы его обозначить? Почему?

Дети: Синий. Потому что, звук М согласный, твердый.

Логопед: Какой второй звук в этом слоге? Каким квадратом мы его обозначим? Почему.

Дети выкладывают схему у доски.

Логопед: Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

9. Физ.мин. Ира «Зеркало».

Выполнение упражнений фонетической ритмики. На первом этапе сопряжено с логопедом, а затем логопед только показывает звуки, а дети их называют и изображают. Используются звуки:

А – округленные руки развести в стороны;

О – округленные руки соединить перед собой;

У – вытянуть прямые руки перед собой, начинать движение от губ;

И – выпрямлять согнутые руки, в стороны, движение начинать от предплечий;

М – развести руки в стороны и вниз  от уголков губ.

10. Выделение звука «М» из слов.

Логопед: Работа в тетради. Давайте с вами назовем все картинки (смотри приложение №1, задание №1).

Дети: Собака, кошка, корова, свинья, машина, дом.

Логопед: Посмотрите внимательно и назовите мне только те слова, в которых есть звук «М».

Дети: Машина, дом.

Логопед: Произнесите слово МАЛИНА и скажите, где расположен звук «М» в начале или конце слова.

Дети: Звук «М» расположен в начале слова.

Логопед: Звук «М» какой гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Каким цветом мы его обозначаем?

Дети: Синим.

Логопед: Обозначаем звук «М» в начале слова синим цветом. А теперь, давайте отхлопаем слово и посчитаем сколько слогов в этом слове.

Дети отхлопывают слово.

Логопед: Сколько слогов в этом слове? Почему?

Логопед: А теперь произнесем слово ДОМ. Где расположен звук «М» в слове дом, в начале или в конце слова.

Дети: Звук «М» расположен  в конце слова.

Логопед: Звук «М», какой гласный или согласный.

Дети: Звук «М» согласный.

Логопед: Каким цветом вы обозначили звук «М».

Дети: Синим.

Логопед: А теперь давайте отхлопаем слово, сколько слогов в этом слове? Почему?

11. Обобщающее понятие «Домашние животные».

Логопед: Назовите оставшиеся картинки.

Дети: Собака, кошка, корова, свинья.

Логопед: Как их можно назвать одним словом.

Дети: Животные.

Логопед: Где живут эти животные в лесу или рядом с человеком?

Дети: Рядом с человеком?

Логопед: Значит, как мы их называем ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ или ДОМАШНИИ ЖИВОТНЫЕ?

Дети: Домашние животные.

12. Игра «Чье животное»

Логопед: Работа в тетради. Что нарисовано? Представьте, что вы живете в этой деревне и рядом с вами живут разные животные. То как, вы ответите, чья это собака?

Дети: Это моя собака (индивидуальные ответы детей).

Рассматриваются все животные.

Логопед: Посмотрите внимательно, какое еще животное нарисовано у вас на картинке?

Дети: Кошка.

Логопед: А если у вас теперь много животных, то как вы ответите: Чьи это животные?

Дети: Мои животные.

 

13. Составление предложения.

Логопед: Попробуйте составить предложение с названием вашего животного и словом МОЯ или МОЙ. Например: Моя собака умеет громко лаять.

Дети с помощью логопеда составляют предложения

 14. Итог занятия.

Логопед:  

- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Назовите, какой это звук? (согласный, твердый и обозначаем его синим цветом).

- Что вам понравилось делать сегодня на занятии?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: Домашние животные.Цели урока: уточнять и расширять пр...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...

Конспект занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме, создать позитивную атмосферу, вызвать желание узнавать новое. Задачи:- создание положительного эмоционального фона;- развитие зрительн...