Консультация для воспитателей "Метод проектирования, как инновационный метод в ДОУ"
консультация по теме
Определение метода проектирования. Виды и этапы проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Метод проектирования как инновационный метод в ДОУ»
Знание только тогда Знание,
Когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.
«Проект» в переводе с латинского языка обозначает «брошенный вперед».
Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, где воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Классификация проектов:
Существуют различные классификации
1. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
2. По продолжительности: краткосрочный (2 недели), средней продолжительности (2-3 месяца) и долгосрочный (1 год)
3.По тематике.
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. («Театральная неделя»)
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок («В стране музыкальных инструментов»)
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) («Музыка любимого композитора») практике часто эти проекты смешиваются и носят, например, информационно-творческий характер или творчески-игровой – «Театр, творчество, дети»
Этапы проектирования
Первый этап – определение цели.
- На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. - Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап- разработка проекта
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап- выполнение проекта
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап-подведение итогов
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развития творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Участники |
Подготовительный этап | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Формулировка проблемы (цели). Определяется продукт проекта. | Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ. |
Организационный этап Формирующий этап | Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические). Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. | Педагоги, специалисты ДОУ, родители. Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
Итоговый этап | Презентация проекта. Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. | Педагоги и специалисты ДОУ, родители. |
Проектный метод работы с детьми дошкольного возраста распространён, крайне мало, и практически не затрагивает дошкольные учреждения.
Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"
В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....
Проектирование- инновационный метод обучения в ДОУ
Доклад в августовском совещании...
Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»
Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....
Проектирование как инновационный метод обучения по региональному компоненту
В данной презентации вы познакомитесь с понятием "метод проектов", с содержанием и целесообразностью использования проектов в дошкольном мире....
Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.
Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...
Консультация для педагогов: "«Ритмопластика, как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ "Нейроигры - инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста".
Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирова...