Консультация для педагогов ДОУ "Нейроигры - инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста".
консультация
Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это прослеживается: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, вести конструктивный диалог, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Все труднее стало удерживать внимание детей, попытки заинтересовать чаще становятся безуспешными. Вследствие чего повышается тревожность, появляться страхи, агрессивность, обидчивость. Дети не могут себя контролировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry_-_innovatsionnyy_metod.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед
Попленкина Жанна Викторовна
Консультация для педагогов ДОУ
«Нейроигры – инновационный метод
в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это прослеживается: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, вести конструктивный диалог, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Все труднее стало удерживать внимание детей, попытки заинтересовать чаще становятся безуспешными. Вследствие чего повышается тревожность, появляться страхи, агрессивность, обидчивость. Дети не могут себя контролировать.
И у меня возникли вопросы: почему так получается? От куда вытекает эта проблема? И какой орган за это отвечает? Как отвечают многие ученые, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем полноценно существовать, потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы функционируем, как единый симбиоз, благодаря множеству нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно мозг-является той тайной, которая всегда привлекала людей, побуждала ученый открывать новые факты, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии.
С возможностью изучения мозга и его возможностей, была неизбежна его интеграция во многие науки. Таким образом появились: нейрохирургия, нейрофизиология, нейробиология, нейропсихология, нейрохимия, нейродизайн и многие другие. Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики — нейропедагогика, использующая данные новых открытий в деятельности мозга для создания технологий воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей.
Так что ж такое нейропедагогика в целом? Это межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Чем более слаженна и синхронизирована работа двух полушарий головного мозга, тем легче и эффективнее усваивается весь учебный материал и быстрее мы будем продвигаться к достижению своих целей и задач. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных (кинезиологических) упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование со дружественных движений двумя руками и ногами совместно с речью и умственной деятельностью. А если систематизировать и отработать правильное произношение, звука- то и согласованность языка.
Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, является игра. В своей работе, обязательно использую здоровьесберегающие технологии: дыхательные гимнастики, физминутки, пальчиковые гимнастики, игротерапия и многое другое. Что бы помочь ребенку скорректировать некоторые психологические процессы, я внедряю в практику работы нейроигры, упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.
Нейроигры не уместно рассматривать и использовать как отдельные или самостоятельные единицы, как полноценные занятия в ДОУ. Они всего лишь составляющая часть технологий, помогая оптимизировать работу, и функционируют на новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона.
Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, как бы стимулируют мозговые зоны, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
В моей группе есть дети с ТНР, с которыми я практикую и внедряю нейроигры на практике. Как практикующий педагог стараюсь поэтапно внедрять нейроигры в свои повседневные занятия. Нейроипедагогика относительно недавно вошла в нашу систему образования, но при повседневном и систематическом использовании нейроигр есть не большие изменения, я бы сказала положительная динамика. С помощью нейроигр ,я смогла сфокусировать внимание, улучшить мелкую моторику рук, заставить детей слышать педагога, и не что не маловажно активизировать речевую активность.
Нейроигровые технологии направлены на развитие:
- разных видов восприятия
- внимания
- памяти
- формирование пространственных представлений
- умения прогнозировать результаты своих действий
- умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий
Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы работы с применением нейроигр:
- Принцип «от простого к сложному»
- Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
- Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения.
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:
- Педагог должен свободно владеть упражнениями.
- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
- Периодичность — ежедневно, без пропусков.
- Время занятий – утро, день.
- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
- Продолжительность занятий от 10- 15 минут.
- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
- От детей требуется точное выполнение упражнений.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:
- Кинезиологические упражнения.
- Глазодвигательные упражнения.
- Нейроигры с мячом.
- Нейроигры с карточками.
- Дыхательные упражнения.
- Растяжки.
- Функциональные упражнения.
- Релаксационные упражнения.
- Когнитивные упражнения.
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет развиты интеллектуальные способности, речь, внимание, мышление, социализация. Важным своим помощником считаю нейроигру, одну из здоровьесберегающих технологий, при использовании которой прослеживается положительная динамика в речевых компетенциях дошкольников и интеллекта через движение.
Рекомендуется педагогам освоить этот метод и внедрять его в работе с детьми. Занятия нейропсихологическими методиками полезны не только детям, но и взрослым людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"
Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...
Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО, различных авторов....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...
Мастер – класс для педагогов « Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов« Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Доклад «Образовательная кинезиология как инновационный метод в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста». Мастер – класс: кинезиологическая сказка «Две обезьянки».
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением....
Консультация для воспитателей: «Педагогические методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитииребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушения должныосуществляться как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктив...
«Нейроигры –инновационный метод в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
Работая в дошкольной организации, я столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуника...