Конспект занятия "Фиалки из бисера"
план-конспект занятия по теме

Родионова Валентина Васильевна

 

Коллективная работа: «Плетение из бисера Фиалки в горшочке»

 

Цель занятия: организовать деятельность воспитанников по ознакомлению с историей развития стеклоделия  в России, познакомить с различными видами бисера, петельным плетением из бисера и создание букета «Фиалки в горшочке».

 

Задачи: научить детей выполнению петельного плетения, составлению букета, формировать умения сотрудничать со сверстниками и педагогом,  развивать творческое воображение и эстетический вкус, воспитывать интерес к наследию прошлого, прививать навыки культурного труда и аккуратности, развивать исполнительские и конструкторские умения, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

 

Формируемые УУД: познавательные,  коммуникативные,  регулятивные.

 

Оборудование: образцы, презентация последовательности выполнения работы «Фиалки в горшочке», ПК, ножницы, нитки, проволока, бисер сиреневый и зелёный, крупные бусинки жёлтого цвета, горшочек, песок, гипс, вода.

 

         Ход занятия

 

Введение в тему: мы сегодня с вами будем учиться плести фиалки  из бисера, используя петельный способ плетения. Изделие, которое мы с вами сегодня сделаем, может пригодиться нам для подарка, для украшения нашего жилья. Такое изделие в магазине не купишь, потому что вы его сделаете сами. Знания, умения и ловкость ваших рук помогут нам всем вместе выполнить работу.

 

Исследовательская работа: перед занятием мы провели работу, выяснив общие сведения о развитии стеклоделия в России, историю возникновения бисера. Мы узнали, какие инструменты и материалы нужны для плетения бисером. О наших исследованиях сделают краткое сообщение наши ребята (см. приложение к занятию №1).

 

Инструкционно - технологическая карточка есть у нас на компьютере. Мы сейчас с вами посмотрим последовательность выполнения действий по созданию Фиалок в горшочке (см. приложение к занятию№2).

 

Подготовка к работе: отрезать 6 проволочек размером 20 см., одну- 10см., насыпать зелёный и сиреневый бисер в баночки, насыпать песок в горшочек, подготовить крупные бусинки для серединок цветочков, нитки для обмотки.

Практическая работа.

Перед началом работы познакомимся с техникой безопасной работы с бисером и проволокой ( см. приложение №3)  

                                    

Физкультминутка:

«Поднимаем руки выше»

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками-

Раз, два, три, четыре, пять.

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведём.

Мы размялись от души

И работать вновь спешим.

 

Приступая к работе, хочу вам сообщить, что способов плетения много, но сегодня мы будем осваивать петельное плетение. Последовательность выполнения работы есть у нас на компьютере, давайте всё рассмотрим и приступим к выполнению работы.

 Для начала набираем зелёных 6 бисеринок на проволочку, отступаем от края 5см. и прокручиваем проволочку два раза. Снова набираем бисер на более длинный конец проволоки, прокручиваем проволоку два раза. Набираем бисер и делаем третий виток, прокручиваем. У нас получился листочек зелёный т к. цветы имеют листья. Лепестки цветочка выполняем так же, но используем сиреневый бисер, делаем пять лепестков. Все цветы имеют серединку, для этого у нас с вами есть бусинки жёлтого цвета и проволока меньшего размера, берём бусинку, нанизываем на маленькую проволоку и прокручиваем проволоку несколько раз. Всё готово для создания цветка. Берём бусинку и пять лепестков и всё вместе скручиваем. Расправляем лепестки, у нас получился цветок, обматываем его и листик нитками. Нитку отрезаем ножницами. Давайте вспомним технику безопасной работы с ножницами.(ответы детей)

Когда цветы и листочки готовы соединяю их в один букет  и устанавливаю в горшочек с песком, развожу водой гипс и заливаю в горшочек. Наша коллективная работа готова. Фиалки мы поставим на наш стол, приходя на занятия, будем любоваться красотой, которую создали своими руками.

 

Итог занятия: на сегодня на занятии мы познакомились с петельным плетением цветов из бисера. Узнали историю развития стеклоделия в России. Познакомились с различными видами бисера, с его использованием, научились петельному плетению цветов из бисера. Мы с вами выполнили коллективную и очень красивую работу, все работали дружно, слаженно, помогали друг другу. На следующем занятии мы познакомимся с другими способами плетения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Приложение№1

История возникновения бисера

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку.

Со временем их заменили драгоценные и полудрагоценные камни, а с возникновением стеклоделия - бисер. О том, как впервые получили бисер, рассказывает легенда:

Однажды, в очень далёкие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз, добытый в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали себе готовить пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.

Очень скоро появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления бусы со временем становились всё мельче и мельче. Мелкие круглые или слегка сплюснутые бусинки с отверстием для нитки стали называться бисером.

 

История развития производства и  использования бисера.

Бисер находят во всём мире во всех культурах. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа. Он служил талисманом, а также материалом для изготовления чёток в христианстве и буддизме.

Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из мелких бус, известны ещё в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.

В разных странах изделия из бисера называются по разному: в Индии - хар, в Эфиопии – чале, на Кубе – кояр, в Анголе – мисанга, в Болгарии, Румынии и Молдове – гарданы, згарды, в Литве – каролинес, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – плянценки и горлячки, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и… «фенечки». Словом, где их только не носят, как их только не называют, но везде они любимы и радуют глаз. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы… Чем богаче невеста, тем роскошней убор. В эпоху Киевской Руси древним ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определённой категорией легко плавких прозрачных и заглушных стёкол.

На территории бывшего Киевского государства на городищах и курганах, и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, обломками тонкостенных сосудов из стекла. Находки свидетельствуют о том, что наши предки знали и умели выплавлять цветное стекло. Раскопки  доказывают, что в восьмом- девятом веках стеклодельных дел мастера изготавливали бусы самой различной формы, расцветки и художественной обработки. По цвету - они были зелёные,  фиолетовые, жёлтые, синие, чёрные, серебряные и золотые. По форме – круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные, переливались на солнце всеми цветами радуги, издавали мелодичный звон при движении. Развитие стеклоделия на Руси было надолго прервано татаро-монгольским нашествием. Утеряны секреты технологий. И только в шестнадцатом веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских.

Медленно развивается стекольное дело в России. В семнадцатом веке начинают работать стекольные заводы. Пётр Первый привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу. И всё – таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии, Чехии.

 

Вклад М.В. Ломоносова в развитие стеклоделия.

Большой вклад в развитие стеклоделие внес М. В. Ломоносов, он провел много опытных плавок стекла и получил большое количество различных оттенков.В своем стихотворении о пользе стекла, Ломоносов писал:

 

Так в бисере стекло, подобно жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу,

Им красится народ в полуношных степях,

Им красится Арап на южных берегах.

 

В начале XIX века бисероплетение было так же популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы, чтение любовных романов.

Бисер продавался в самых модных магазинах, завозился из Богемии и Венеции. Снизки бисера длинной 30 см на конце нитей запечатывали печатью. Вышивали бисером все: скатерти, картины, диванные подушки, сумочки, шкатулки, различные чехольчики, пояса и другие милые вещицы.

В 30-е годы прошлого столетия мода на бисерное рукоделие распространилась в другие слои общества. Техника рукоделия упрощается,  в продаже появляется и бисер худшего качества.

Крестьянские украшения из бисера многих народов России благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нынешнего века были известны далеко за пределами России. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в Австрии, Англии, Америке, Германии, Франции и других странах. На наших образцах обучались рукодельницы стран Европы. Центрами по работе с бисером были женские монастыри. В XIX веке, кроме кустарных мастерских в селах, кадры бисерниц начали готовить в Петербургской школе народного искусства  и в школах художественных рукоделий многих губерний России.

Инструменты и материалы

 

Название бисер возникло от арабского слова бусра, бусер – фальшивый жемчуг. Бисер – это в основном материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания.

Мы привыкли называть все мелкие бусинки общим словом – бисер. Но в зависимости от формы и размера он делится на следующие виды:

 

Бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки диаметром не более 2 мм.

 

Бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм.

 

Стеклярус – длинные палочки, круглые или многогранные.

 

Рубка – короткие палочки.

 

Для работы с бисером не требуется сложных инструментов и приспособлений, но, то небольшое их количество, которое используется, должно быть удобным для работы с бисером. Поговорка гласит: «Хороший инструмент – половина работы».

 

Иглы. Для работы можно взять очень тонкие иглы № 1 и № 0 отечественного производства или № 10, № 11, № 12, сделанных в Японии. У них более тонкое ушко для работы. Необходимо иметь несколько игл, так как в процессе игла может сломаться. Для изготовления объёмных изделий используется проволока диаметром 0,3 мм и леска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ РАБОТЕ
 С БИСЕРОМ И ПРОВОЛОКОЙ



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  .

1.1 Инструкция        предназначена     для      воспитанников   при проведении занятий по  бисероплетению.
1.2 Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или тарелочками для хранения бисера.
1.3 К самостоятельной   работе    допускаются    воспитанники,    прошедшие  медосмотр, изучившие  правила  безопасной  работы,  имеющие  знания  выполняемого  вида  работ, одетые в рабочую форму.
1.4 Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат  или фартук  с  нарукавниками и головной убор (берет или косынка)
1.5 Опасные факторы:

 попадание в дыхательные пути и порезы проволокой.
 

II. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ  РАБОТЫ
 2.1 Расположите     коробку     или    тарелочку    для  бисера   в  месте,   установленном инструктором   по   труду .
2.2 Убедитесь   в   отсутствии   ржавчины   на   проволоке. В случае обнаружения сдайте ее инструктору по труду.
 

III. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ.
3.1 Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула.
3.2 Держать проволоку на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.

3.3 Следить за тем, чтобы не пораниться острыми концами проволоки.

3.4. Класть ножницы и плоскогубцы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3.5. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

3.6. Нельзя оставлять проволоку, ножницы, кусачки и другие колющие предметы на рабочем столе без присмотра.

3.7. Нельзя проволоку брать в рот.

3.8. Ножницы и кусачки должны быть хорошо заточены и отрегулированы.

3.9. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

3.10. Маленькие кусочки проволоки нельзя оставлять на рабочем столе, а тем более смахивать на пол. Их нужно убирать в специальное место.

 
IV. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ.
4.1 Сдать коробки или тарелочки с бисером инструктору по труду или сложите в отведённое для этого место.
4.2 Привести в порядок рабочее место.


V. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1 Немедленно прекратить работу и доложить инструктору по труду об аварийной ситуации.
5.2 Оказать первую помощь пострадавшим и вызвать медсестру.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование "бисер"

работа с детьми...

Конспект по мастер классу: «Волшебный мир бисера».

Бисероплетение доступно не только искусным мастерицам, но и маленьким детям. Помимо знакомства детей с традиционным искусством, развивающим в ребёнке чувство прекрасного, бисероплетение может оказать ...

Конспект кружковой образовательной деятельности по бисеру "Осеннее дерево из бисера"

Конспект кружковой образовательной деятельности по бисероплетению....

Конспект НОД образовательной области "Художественно - эстетическое развитие." Рисование с элементами аппликации бисером. "Город мастеров"

Конспект НОД образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" Рисование с элементами аппликации бисером "Город мастерод" для детей старшего дошкольного возраста. Цель создание условий д...

Конспект занятия «Изготовление бабочки бисера».

ЛЕГЕНДА О РОЖДЕНИИ БАБОЧКИ.Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухань...

Конспект мастер – класса для родителей старших и подготовительных групп (дистанционно) по теме: «Основные техники плетения бисером браслета»

Познакомить родителей и детей с некоторыми техниками бисероплетения для совместного семейного творчества....