«Формирование ключевых компетенций при использовании блоков Дьенеша».
консультация (старшая группа) по теме

Терентьева Любовь Викторовна

Выступление воспитателя МКДОУ «Новоисетского детского сада» Терентьевой Л.В.  на районных педагогических чтениях – 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на педчтениях.32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя МКДОУ «Новоисетского детского сада» Терентьевой Л.В.  на районных педагогических чтениях – 2012 года.

Тема: «Формирование ключевых компетенций при использовании блоков Дьенеша»

28.03.2012г.

 Меня зовут Терентьева Любовь Викторовна, я работаю в МКДОУ «Новоисетский детский сад» воспитателем, имею 1 кв. категорию.

Во многих странах мира используется дидактический материал Логические блоки ,разработанные венгерским  психологом и математиком Дьенешем. Меня очень заинтересовала эта игра. На 2011-2012 учебный год я разработала проект «Играем вместе», цель которого, формировать у детей способности к логическим операциям при использовании блоков Дьенеша, поставила перед собой задачи совершенствовать умение детей пользоваться схемами и блоками Дьенеша; развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; развивать  интеллектуальные и творческие  способности у детей;  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели; воспитывать математические способности.

И сегодня я хочу познакомит вас, как происходит формирование ключевых компетенций у детей, при использовании логических блоков Дьенеша.

По мнению Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, можно выделить следующие группы ключевых компетенций: Коммуникативные,  Учебно-познавательные, Информационные, Общекультурные, Компетенции личного самосовершенствования, Социальные.

1.Во время игр дети общаются, а если случается конфликты, споры, дети вынуждены их разрешить, искать компромиссы, учатся слышать друг друга и быть услышанными. В данном случае формируются коммуникативные компетенции.

2.В игре ребята порой должны планировать свою работу, учатся анализировать свою деятельность, деятельность своих товарищей. Они приобретают навыки самоанализа, ставят перед собой цели и организуют их достижение,  выдвигают гипотезы, формулируют выводы, так происходит формирование учебно-познавательной компетенции.

3.В период подготовки, во время игр и после идет постоянная работа с информацией. Дети ищут информацию, анализируют ее, сохраняют и передают друг другу. Это говорит о том, что в ходе такой деятельности у детей  формируются информационные  компетенции.

4.Общекультурная компетенция формируется через общение. Во время игр ребята следят за своей речью, за логическим построением ответа, за корректностью задаваемых вопросов и замечаний.

5.В каждой игре дается свой блок задач, и ребята сами  разбирают задачи, которые будут решать и защищать. На этом этапе происходит активное оценивание собственных сил и возможностей. И не всегда все получается. И дети дают понять друг другу, что кто-то сделал свою работу не качественно. И ребенок вынужден анализировать свою деятельность, делать выводы, принимать меры, чтобы в следующий раз ситуация не повторилась, улучшалась. В данном случае происходит формирование компетенций личностного самосовершенствования.

6.Формирование социальной компетенции проявляется в том, что ребенок во время игры вынужден принимать решения, брать  на себя большую ответственность за их последствия. От того, как он разберется в своей задаче, от того на сколько он будет убедителен, зависят не только ее правильные решения, оценка его труда, но и оценка работы всей команды. Он является частичкой всей команды и от него многое зависит.

Так происходит формирование ключевых компетенций при использовании логических игр с блоками Дьенеша. Мониторинг образовательной деятельности «Познание» показал, что итоговый показатель знания детей продукт деятельности с 3,4 балов в начале года поднялся до 4 балов в середине года, ФЦКМ с 3,6 до4,1 балов и ФЭМП с 3,1 до 4,2 балов. Так как основной показатель 5 балов, и есть над чем поработать, я до конца года решила продолжить работу над формированием у детей способности к логическим операциям при использовании блоков Дьенеша, поставила перед собой еще одну новую задачу  совершенствовать умение работать в коллективе и соблюдать правила, именно это вызвало затруднение при работе с детьми.

И действительно , при использовании блоков Дьенеша мы не меняем содержания, мы вносим новую технологию обучения детей через игру, что и требует ФГТ.

А сейчас я хочу показать Вам, как я использую логические блоки Дьенеша и поиграть с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений в младшей и старшей группах с использованием блоков Дьенеша.

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

Формирование ключевых компетенций у детей через использование интерактивных технологий на логопедических занятиях

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в...

Конспект коррекционной НОД по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Кораблик для ежика и зайчика»

Конспект коррекционной НОД  по формированию конструктивных навыков с использованием блоков ДЬЕНЕША и ИКТ «СОЛНЫШКО» у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения...