Семинар-практикум для педагогов «Игры с Блоками Дьенеша. Использование блоков Дьенеша в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал
Математика входит в жизнь вашего ребенка с самым первым его вздохом, в первые минуты жизни. Какую информацию мы получаем от врачей самую первую? Верно вес и рост – это числа, далее математика окружает ребенка постоянно, когда мы ему говорим: "Какой ты у меня стал большой" – знакомим с величиной, также присутствует и сравнение. "Чьи это такие маленькие туфельки?" И когда вы приходите в детский сад, математика продолжает вас сопровождать, но уже в игровой форме. В нашем детском саду мы используем одну из игровых техник "Логические блоки Дьенеша".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Игры с Блоками Дьенеша. Использование блоков Дьенеша в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на нашем семинаре.
В наше время в магазинах появилось очень много различных, развивающих, логических игр для детей, и порой встает вопрос какую же купить? я сегодня вас познакомлю с авторской игрой "Логические блоки Дьенеша", которая направлена на развитие мыслительных процессов и в игровой форме происходит знакомство с математикой.
Математика входит в жизнь вашего ребенка с самым первым его вздохом, в первые минуты жизни. Какую информацию мы получаем от врачей самую первую? Верно вес и рост – это числа, далее математика окружает ребенка постоянно, когда мы ему говорим: "Какой ты у меня стал большой" – знакомим с величиной, также присутствует и сравнение. "Чьи это такие маленькие туфельки?" И когда вы приходите в детский сад, математика продолжает вас сопровождать, но уже в игровой форме. В нашем детском саду мы используем одну из игровых техник "Логические блоки Дьенеша".
Что это за блоки? основная цель – развитие логического мышления и всех мыслительных операций.
Блоки рассчитаны на возраст от 2-10 лет, с постоянным усложнением задач, когда происходит переход из одной возрастной группы в другую. Состав набора: 48 логических блоков, который представлен цветом (синий, желтый, красный), размером, толщиной, величина, каждая фигура уникальна, ни одна из них не повторяется, но каждая содержит все основные перечисленные ранее свойства. Также в наборе присутствует 11 карточек-символов (большой) и 11 карточек с отрицание свойств (не большой) к набору также разработано методическое обеспечение, которое предложено вам на столах.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша.
Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому со второй младшей группы начали знакомить детей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».
В результате анализа литературных источников, были выбраны игры с логическими блоками Дьенеша. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: относительностью; могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.
Блоки Дьенеша.
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Логический материал представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
а) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) цветом (красный, синий, желтый);
в) размером (большой, маленький);
г) толщиной (толстый, тонкий).
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Это рамки с вкладышами. Использование данного материала в работе с детьми позволило решить следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы по величине;
- развить умение формировать группы однородных предметов;
- сформировать умения различать предметы по форме.
Следующим этапом было знакомство с блоками Дьенеша.
В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.
Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.
Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Предлагаю вашему вниманию игры для детей среднего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать, но часть из них я вам покажу.
"Цепочка". От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);
«Какой фигуры не хватает»
Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.
«Волшебный кубик»
На грани кубика наклеены символы-знаки. Бросаем кубик и выбираем соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.
А теперь я предлагаю вам поиграть.
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.
Но вот беда, есть подарки круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!
Результат работы с блоками Дьенеша:
1. Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.
2. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.
3. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.
4. Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.
5. У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей среднего возраста.
Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ-Использование блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы и синтезировались элементы познав...
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....
"Занимательная математика с использованием блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста"
Презентация к дополнительной общеразвивающей программе...
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...
Презентация "Использование STEM- технологии для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Целью данного образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей....
«Использование блоков Дьенеша для развития логико – математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Презентация. Выступление на ГМО
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...