Авторская разработка открытого показа образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "В русской горнице" для ст.гр.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
КОНСПЕКТ
открытого показа образовательной деятельности в области «Познание», в разделе «Предметное окружение»
Тема: «В русской горнице»
Старшая группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого показа образовательной деятельности в области «Познание», в разделе «Предметное окружение»
Тема: «В русской горнице»
Старшая группа
Подготовила и провела
Воспитатель
Полякова О.А.
Программные содержание:
- Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину;
- Закрепить представления детей об обстановке в русской горнице, утвари и мебели;
- Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству;
- Формировать образную речь, обогащать словарь детей названиями предметов быта и домашнего обихода (изба, горница, заслонка, лежанка, чугунок, крынка, ухват, кочерга, прялка, люлька, лапти);
- Развивать логическое мышление (разгадывание загадок), память (заучивание частушек, пословиц, народных игр, колыбельных песен), музыкальные способности детей (пение колыбельных песен и частушек);
- Воспитывать любовь к русским народным традициям, к прошлому своего народа.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с традициями русских крестьянских семей в старину;
- Дано представление детям об обстановке, утвари, мебели в русской горнице прошлого века;
- Заучивание русских народных игр, колыбельных песен и частушек;
- Расширен кругозор детей на знание пословиц и поговорок о труде.
Воспитатель:
Проходите, гости дорогие, милости прошу!
Заходите в мою горницу. Моя горница светлая, приветливая, а хорошему гостю каждый хозяин рад! Ждала вас с нетерпением, готовилась, обед варила. А вот и моя самая главная помощница (показывает на печь). Кто из вас знает, как зовут мою помощницу?
Дети:
Русская печка!
Воспитатель:
Да русская печка. Ребята, а как вы думаете, зачем нужна в избе людям печка?
Дети:
Служит для обогрева, приготовления еды, выпечке хлеба, сушки одежды и обуви и даже лечения от простудных заболеваний.
Воспитатель:
Ребята, а может кто и загадки знает о моей помощнице?
Дети:
1. Тёплая, большая
Посреди избы стоит,
В ней пекут пироги
И варят щи.
(Печка)
2. Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча
Накормишь – живёт,
Напоишь – умрёт.
(Печка)
3. Шуба в избе,
Рукав на улице.
(Печка)
Воспитатель:
Ну молодцы! Много загадок о печке моей знаете. Но а у моей печки есть ещё и сестра с братьями. Я вам о них загадки загадаю, а отгадав вы узнаете как их зовут. (После каждой загадки воспитатель задаёт вопрос: для чего служит тот или иной предмет?)
1. Рогат – да не бык
Хватает – да не сыт
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт.
(Ухват)
2. Железный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга)
3. На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был – домой пришёл.
(Печной горшок)
Ну молодцы! Все загадки отгадали! А какую ещё вы видите здесь утварь? Назовите пожалуйста! Мебель? (Ответы детей: ложки, решето, самовар, крынка, веник, горшок, стол, лавки, стулья, прялка, люлька, корзина).
Воспитатель:
Присаживайтесь ребята на мои лавки. А в нашей горнице стемнело, зажгу свечу и загадаю ещё одну загадку:
Четыре братца под одной крышей живут.
Ответ детей – Стол.
Воспитатель:
Да правильно, стол, а за столом, как известно, собиралась обедать вся большая крестьянская семья. Ребята, а какую еду готовили в крестьянских семьях?
Ответы детей – кашу, щи.
Воспитатель:
Да, правильно! Также и русская пословица гласит: «Щи да каша – пища наша».
Печка жаркая, горячая, так просто чугунок из печки не достанешь! Вот открою заслонку, возьму ухват и достану оттуда ароматную кашу. Кто мне поможет?
(Предложить ребёнку)
Да, это очень тяжело. Поставим чугунок посреди стола, а вокруг разложим деревянные ложки.
(Предложить ребёнку)
Ребята, как вы думаете, почему так делали в крестьянских семьях?
(Ответы детей)
Слышится плач младенца: Аудиозапись.
Воспитатель:
Ой ребята, младенец мой заплакал! Девочки, помогите мне пожалуйста укачать младенца! Давайте споём ему колыбельную песню!
Пение колыбельной:
Котя, котенька, коток
Котя – серенький хвосток
Приди котик, ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
А баиньки – баиньки
Купили сыну валенки
Наденем на ножки
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить.
Воспитатель:
Спасибо девочки, уснул мой младенец. А пока он спит, мы с вами немного поиграем! А называется наша игра – «Долгая Арина».
Правила игры вы знаете.
Игра: «Долгая Арина»:
В центре круга с завязанными глазами стоит «Арина». Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Долгая Арина
Встань выше овина
Рученьки сложи,
Чьё имя – укажи.
Дети останавливаются, Арина идёт по кругу и поёт:
Вдоль по караваю
Я иду, гуляю
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.
«Арина» подходит к детям и пытается угадать имя.
Воспитатель:
Молодцы ребята и играть вы здорово умеете. А после игры и частушки послушать в радость.
Дети поют частушки:
Частушки:
1. Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
2. Чепуха, чепуха
Это просто враки
Сено косят на печи
Молотками раки.
- Сидит ёжик на берёзе
Новая рубашечка
На головке сапожок
На ноге фуражечка.
- На горе стоит телега
Слёзы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
- Запрягу я кошку в дрожки
А котёнка в тарантас
И поеду по деревне
Всем ребятам на показ.
Воспитатель:
Ну молодцы! И частушки здорово петь умеете! Но потеха – потехой, а и о работе забывать не надо. Где ещё одна моя помощница? Вот она! (Показывает на прялку) Что это ребята?
Ответ детей: Прялка.
Воспитатель:
А для чего нужна прялка?
Ответ детей: Чтобы прясть пряжу!
Воспитатель:
А что такое пряжа?
Ответ детей: Это нитки из которых вяжут носки, варежки, и т.д.
Воспитатель:
А из чего сделана прялка?
Ответ детей: Из дерева.
Воспитатель:
А кто из девочек хочет посидеть за прялкой?
(Предложить девочке сесть за прялку)
Воспитатель:
Прясть пряжу – это очень тяжёлый труд. Но, как известно русский народ славился и славится своим трудолюбием, и даже много пословиц о труде сочинил. А вы знаете пословицы о труде?
Ответы детей:
Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Рабочие руки не знают скуки.
Разговорами каши не сваришь.
Сделал дело – гуляй смело.
Воспитатель:
Молодцы ребята! И пословиц вы много знаете!
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
Ой, ребята кто-то, кажется, стучится!
(Входит иностранный корреспондент)
Воспитатель: Здравствуйте, проходите! Кто вы и с чем к нам пожаловали?
Корреспондент: Я иностранный корреспондент из Америки! Очень интересуюсь жизнью и бытом русского народа в старину. Мне хочется знать об этом, как можно, больше, чтобы поведать знания своим соотечественникам. Не могли бы вы мне в этом помочь?
Воспитатель:
Ребята, поможем иностранцу?
Дети: Да!
Корреспондент:
Можно я вам буду задавать вопросы, а вы мне постарайтесь на них ответить?
(Корреспондент задаёт вопросы, а дети на них отвечают. Например:
Ребята, что это за светлая комната в избе, как она называется? (Горница);
А что это стоит посреди избы? (Печь);
Для чего она служит? (Греет, готовят, спят и т.д.);
А что это висит, подвешенное к потолку? (Люлька);
Зачем нужна люлька? (Укачивать младенца);
А что это такое и для чего оно предназначено? (показывает на разные предметы домашнего обихода, а дети отвечают на вопросы).
Корреспондент:
Молодцы ребята! Большое вам спасибо за интересный рассказ. Я теперь о том, что увидел и услышал, расскажу всем жителям Америки! До свидания!
(Корреспондент уходит)
Воспитатель:
Ребята! А пока мы с вами веселились, трудились да беседы вели, нам русская печь испекла пироги. Угощайтесь! (Раздаёт угощение) Приходите ко мне ещё в гости. До свидания дорогие мои! Не забывайте мою гостеприимную русскую горницу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)
Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...
Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности на тему: «ИЗОБРЕТЕНИЯ И ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ. БУМАГА» В соответствии с ФГТ
Знакомство с историей изобретения бумаги; сформировать представления у детей сташего дошкольного возраста о том, из чего были изготовлены первые листы бумаги (папирус, пергамент); уточнить и зак...
Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»
КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...
«Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...
Конспект открытого показа образовательной деятельности по теме «Моя Москва»
Конспект открытого показа образовательной деятельности...
Открытый показ образовательной деятельности в бассейне в средней группе «Пароход по имени МАМА»
Образовательная деятельность проходила в рамках открытых дверей для родителей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11357139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","...
Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»
Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с водой....