Экологическая игра-семинар для воспитателей
материал по теме
Предварительный просмотр:
Экологическая игра-семинар для воспитателей «Робинзонада»
Лес может оказаться не менее грозным,чем вода или огонь, хотя, на первый взгляд, какую опасность таят деревья, травы, мхи? Ведь под ногами твердь, тропинка где-то рядом, жилье не далеко. Но…грибы или ягоды манят, увлекают за собой, ведут прочь от хоженых троп, от людей. К лесу нужно относиться осторожно и с уважением. Он может и одеть, и накормить, и приютить, только надо прежде запомнить непреложные правила.
- Идете в лес даже на час-берите спички, нож, воду,соль, компас.
- Не гуляйте по лесу в одиночку.
- Не уходите далеко от тропинок.
- Примечайте ориентиры- они помогут найти дорогу домой.
- Заблудившись и найдя незнакомую дорогу,не сходите с нее, а если выйдете к реуке идите берегом. Мхи и лишайники растут на деревьях с северной стороны. На соснах и елях с южной стороны выступает смола. Бабочки тоже компас: их крылышки утром «смотрят» на восток,в полдень-на юг, вечером- на запад.
- Заблудившись , не огорчайтесь! В лесу погибают не от голода и жажды, а от паники и страха. Главное терпение и надежда.
Лес, каким бы дремучим он ни был, таит следы пребывания человека, зверя-научитесь их замечать.
Давайте представим такую ситуацию: вы отправились в лес по грибы, с собой взяли лукошко, нож, спички, целлофановый пакет, бутерброд. Незаметно для себя заблудились и в поисках обратной дороги все больше углубились в лес. Страх, отчаяние уже было поселилось в вашей душе, но вы, собрав все свое мужество, взяли себя в руки. Приближается ночь, вам надо приготовить себе кров, поесть дождаться утра…А утром снова в путь на поиски дороги домой.
Задание 1 и 2 командам:
«Как переночевать в лесу?»
- Что может стать кровом? (Шалаш. Крупные ветки ели ставят конусом, мелкие- по принципу черепицы между ними.)
- На чем спать? (На матраце. Осока, еловые ветки уложенные в несколько слоев.)
- Простыня нужна? (Нужна! Из коры липы «сплести» полотно, оно хоть грубое, но теплое.)
- Подушка не помешает? (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)
- Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накроемся сухой травой, мхом.)
Задание 1 команде:
«Из чего будем есть?»
- Готовим в котелке! (корзинку для грибов обмазать землей, обжечь на костре- можно кипятить воду и варить суп.)
- Достаточно одной кружки! (Использовать кусок бересты, сложенный в виде конуса.)
- Про сервировку не забыли? (Листья лопуха- чем не скатерть? Они же салфетки и мелкие тарелки.)
Задание 2 команде:
«Не забудем о гигиене.»
- Без мыла не обойтись! (В роли «мыла» выступают такие растения, как мыльнянка или сапонария, ягоды бузины, а также внутренняя часть трутовых грибов, например чаги.)
- Зубы будем чистить? (Древесный уголь с измельченными листьями мяты- чем не паста?)
- Про щетку не забыли? (Колосок лисохвоста, веточка ели, сосны, липы, осины.)
Задание 1 команде:
«Сварим чай, суп.»
- Где наитии воду? (Вода «собирается» с помощью целлофанового пакета! Он «одевается» на ветку или на куст с листьями, за счет испарения в нем через некоторое время оказывается вода, вполне пригодная для питья и приготовления пищи.)
- Заварите сладкий чай! (Возм-тей немало: цветы кипрея, земляника, шиповник, малина, душица, мята, в роли «сахара» сок березы, ягоды можжевельника, корни камыша.)
- Супа нет- нет и обеда! (Бульон грибной или из стеблей борщевика, вместо картофеля- клубники стрелолиста, корни лопуха, водяной орех; вместо морковки- корень или листья борщевика; в качестве приправ- корни гравилата, стебли люпина.)
Задание 2 команде:
«Кофе,каша салат из даров леса»
- Чашечка душистого кофе? Извольте! (Вместо кофе-слегка слегка поджаренные корни одуванчика или цикория, желуди, плоды шиповника; в роли сахара- березовый сок, сладкие ягоды.)
- Каша-основа силы физической! (Варим кашу из желудей, стеблей лишайника, семян спорыша; заправляем её «маслом»- семенами дикой редьки и люпина, лещиной.)
- Салат-кладезь витаминов! (зелень: листья примулы, иначе первоцвета, сныти, обыкновенной душицы, медуницы; приправить листьями черемши, семенами пастушьей сумки; в роли «масла» семена кипрея, дикой редьки.)
Физкультминутка «Танец утят»
«Почти все о животном мире»
Задание 1 команде:
- Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств (барсук- жир, медведь- желчь, пчелы- мед, прополис, змея- яд, коза- молоко и т.д.)
- Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых. (Пескарь- живет в песке; линь- линяет, т.е. меняет цвет с желтого на розовый; синица- поет «зинь- зинь»; кулик- кричит «куик»; стрекоза- стрекочет; слепень- кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь; насекомое- насечки на туловище.)
Задание 2 команде:
- Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили. (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, бык, овца, верблюд, олень, осел.. Дают шерсть, мясо, молоко, исп-ть для охраны, как транспортное средство.)
- Назовите исчезающих и уже исчезнувших животных, птиц с лица земли. (Красный волк, выхухоль, тигр, снежный барс, гепард, леопард, морж, тюлень-монах, синий или голубок кит, джейран, винторогий козел, кавказский баран, зубр, морская корова, странствующий голубь (полностью истреблены)
Задание «Книга рекордов природы»
1 команда продолжает фразы:
- Самый длинный язык у …..(хамелеона)
- Самое сильное обоняние у …..(бабочки)
- Лучше всех слышит …..(сова)
- Быстрее всех летает …..(стриж)
- Самый зоркий …..(беркут)
- Самые зубастые …..(акулы)
- Самый сильный яд у …..(тигровой змеи)
- Самая доверчивая птица …..(дикуша)
2 команда продолжает фразы:
- Самые умные животные…..(дельфины)
- Больше всего глаз у ….(стрекозы и мухи)
- Мощная природная электростанция …..(скат электр-й)
- Чемпионы по долгожительству …..(черепахи)
- Чемпион по глотанию ….(удав)
- Чемпион по икрометанию….(рыба- луна)
- Чемпионы по нырянию ….(кит, черепаха)
Пять законов охраны природы! (зачитать на плакате)
Блиц-турнир
- Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет сигнал опасности)
- Чем отличается лягушка от жабы? (Лягушка- дневное животное, а жаба- ночное)
- Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина рыбой? (Пингвин- это птица, но дельфин- млекопитающее)
- Какая птица лает? (Самец куропатки)
- Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка)
- Есть ли у комара зубы? (22 шт.)
- У кого уши на ногах? (У кузнечика)
- Кто пьет ногой? (Лягушка)
- Кто плуг на голове носит? (Лось)
- Какое животное не расстается с игрушкой? (Гремучая змея)
- Какие птицы зимой потомство выводят? (Клесты, зимородки)
- Что используют пчелы и осы как закрепитель для строительства сот? (слюну)
- Какую птицу называют кошкой? (Сову)
- Почему белые лебеди не могут жить в лесу? (Они питаются рыбой)
- Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой)
- Кто всю жизнь проводит в движении? (Акула)
- Сколько крыльев у жука? (2 пары)
- У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона)
- Что у лягушки с языком не так? (Он прикреплен задом наперед)
- Каких насекомых зовут как животных? (жуки: носорог, олень, коровка)
- Зачем кашляют рыбы? (Они очищают жабры от ила)
- Какую птицу и какое растение зовут одинакого? (киви)
- Какое животное сочетает в себе верблюда, осла, антилопу и пантеру? (жираф)
- Какого цвета шерсть полярного медведя? (Бесцветная)
Жюри подводит итоги. Предлагается чай(определить по вкусу и запаху какой)
«Законы охраны природы»
- Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
- Все, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека .
- Человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя.
- Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
- Охрана природы- часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОБИНЗОНАДА» - экологическая игра-семинар
Данная методическая разработка обучает жизненным навыкам выживания человека в природной среде обитания, прививает молодому поколению любовь к прекрасному миру спортивного туризма и развивает его.Предл...
Конспект экологической экскурсия Средняя группа Воспитатель: Харченко Е.В. Тема: «Весенние загадки нашего участка»
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.Развивать внимание, память, активизировать р...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников воспитателя Гряколовой И.А.
Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания....
Использование экологических сказок в работе воспитателя
Использование экологических сказок в работе воспитателя...
"Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания" (доклад для воспитателей ДОУ)
Статья адресована воспитателям детских садов по вопросам экологического воспитания....
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие». Тема : «Строем экологический город» Подготовительная группа. Воспитатель : Султанова З.Т.
Цели: Формировать представления о Земле, о своей стране.Задачи:Образовательные задачи:уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для ж...